Я спросил у доктора...

Опубликовано: 15 апреля 2007 г.
Рубрики:

Bogdan-w.jpg

Доктор Богдан Грабовой, его помощница Элизабет и счастливая белозубая пациентка
Доктор Богдан Грабовой, его помощница Элизабет и счастливая белозубая пациентка на фотографии автора статьи В.Родионова
Доктор Богдан Грабовой, его помощница Элизабет и счастливая белозубая пациентка на фотографии автора статьи В.Родионова
За годы жизни в Америке я сменил пять дантистов. Будучи в Литве, тоже латал зубы. Самым ярким впечатлением от литовских каникул было кресло-эшафот, на котором я просиживал по несколько часов в день в течение недели. Молодой, жесткий доктор Казис не цацкался с заморским пациентом, доводил до полуобморока, зато его работа обошлась в десять раз дешевле американской. Чего не вытерпишь ради такой выгоды!

На американских дантистов мне не очень везло. Одного больше интересовала политическая ситуация в России, чем мои зубы. Другому было под 80, он умудрялся не только держаться на ногах, но и кое-что делать, что ему не всегда удавалось. Аксакал-стоматолог удалял мне зуб почти час и разворотил челюсть не хуже Мохаммеда Али. А вот при каждом визите к милашке Трейси, она на минутку заглядывала в рот, очаровательно щебетала: «You're fine!» и тут же упархивала к следующему пациенту. Опыт общения с американской стоматологией подвел меня к старому как мир выводу - не место красит человека. Значит, надо искать человека, который красит место. Так и вышел на Богдана Грабового. В общем-то твердой уверенности не было, но несколько положительных отзывов повлияли на мой побег от Трейси. Плюс мы ходим с Богданом в одну церковь, не друзья, но все-таки знакомые.

Поначалу настораживал один момент: в свои сорок Богдан практикует всего два года, но в то же время успокаивал другой - он во Львове успел пять лет поработать врачом-стоматологом и год в интернатуре. То есть, не новичок в своем деле...

В свой первый визит к доктору Грабовому я сразу понял: я попал в серьезные руки. Доктор провел со мной без малого два часа, показывая на экране и комментируя всю подноготную, зуб за зубом. Картина выглядела не слишком оптимистично - но лучше голая правда, чем «соцреализм» по д-ру Трейси: «You're fine!» В итоге я открыл рот, а доктор засучил рукава. Джулии Робертс из меня не получилось, но в том вина не Богдана Грабового, а моего кошелька и страховой компании.

Особо меня впечатлил один эпизод. На передний зуб понадобилась коронка. Задумано - сделано. Коронку изготовили в городской лаборатории, доктор поставил ее на положенное место, показывает в зеркале для моего окончательного вердикта. Коронка как коронка, нормальная, годится. Но в решающий момент Богдан отказывается ставить - коронка чуть отличается по цвету от моих натуральных зубов. Нюанс практически неуловимый, да и я не звезда Голливуда, но Богдан неумолим. Таким же безрезультатным был и второй визит. На сей раз доктора не устроило микроскопическое отклонение угла прикуса. Коронку поставили только на третий заход. В общей сложности на ее установку вместо двух часов ушло шесть: четыре из них Богдан работал бесплатно. При стоматологических-то расценках! Менее добросовестный доктор «втюрил» бы коронку с первого раза, кто там разберется в этих нюансах, все сошло бы за милую душу.

Обычно визиты к дантисту радости пациентам не доставляют, но у Богдана новейшая стоматологическая аппаратура (включая лазер), позволяющая снизить болевые ощущения до минимума... Под стать доктору его веселая, смешливая помощница Элизабет.

Офис доктора Грабового похож на иконостас, на стенах нет живого места от дипломов... Ну и совсем наповал меня сразил последний его сертификат - авторитетный независимый исследовательский центр - Consumer's Research Council of America - отметил доктора Грабового в числе лучших дантистов США! И как в таком случае обойтись без интервью пациента с доктором, даже если он до этого не раз отнекивался от этой «чести»?

- Мои поздравления, Богдан!

- Спасибо.

- Теперь самое время спросить, как вы докатились до такой жизни?

- Ничего особенного. Эмигрировал в США в 1996 году по линии воссоединения семьи вместе с женой и сыном. Все приехали с нулевым английским. Три года работал в стоматологической лаборатории, затем около пяти учился. Жена тоже. Это были непростые годы, но у кого из эмигрантов бывает легкое начало?

- Что, вам ничего не зачли из советского диплома?

- Только частично, и то на уровне колледжа, в Dental School все пришлось начинать сначала.

- У вас два высших образования, советское и американское. Чья система подготовки дантистов вам кажется лучше?

- Единого счастья нет. Советская школа делала упор на врачей-универсалов. Будущий стоматолог изучал терапию, общую хирургию, акушерство, гинекологию. И не только изучал, проходил на практике. Хуже дело обстояло со специализацией, точнее, с материальной базой. Студенты практиковались на студентах. В Америке дают минимум общих знаний, максимум конкретных, особенно практического плана. Здесь на манекенах отрабатываются все возможные варианты и приемы. Я считаю это несомненным плюсом. Разница в задачах обучения диктуется конечными целями. В СССР все врачи были офицерами запаса и должны были в случае необходимости быть медиками широкого профиля. Вторая причина широкого профиля стоматолога - когда он попадал в глубинку, где других врачей нет. В США, если ты закончил стоматологический факультет, никем, кроме дантиста, не будешь.

- Какой дантист выше котируется - общий стоматолог или узкий специалист?

- Если судить по заработкам, наверное, узкий специалист. К тому же, чтобы им стать, нужно дополнительно проучиться еще несколько лет. Но в каждой «ипостаси» своя шкала ценностей. Теоретически общий стоматолог может и имеет право выполнять любые челюстные работы, специалист ограничен рамками полученного сертификата - от и до. На практике общий стоматолог не берется за все работы, если знает, что кто-то может их выполнить лучше. Главная его задача - точный диагноз. Правильная диагностика - правильное лечение. Общего стоматолога можно сравнить с диспетчером, он должен направить пациента не наобум, а в точно выбранном направлении. Включая конкретного специалиста. Кстати, узкие специалисты очень ценят правильные диагнозы общих стоматологов, это избавляет их от дополнительных тестов и возможных ошибок.

- В семье, где два медика, наверное, святая жизнь? Нет «Беломору», нет салу, нет галушкам, нет горилке...

- Кто сказал «нет?»

- Да вы, врачи.

- За вычетом «Беломора» все можно, главное, соблюдать чувство меры.

- А как насчет рекомендаций по уходу за зубами?

- О, тут я в семье жандарм!

- Я помню начало эмигрантской жизни. В «джуйке» нас всему учили понемногу. Особенно нас возмущало, как правильно ухаживать за зубами. Мы что, из Зимбабве приехали! Но потом стало доходить, Зимбабве не Зимбабве, а обращались мы со своими зубами довольно примитивно. Кроме щетки, пасты и порошка ничего не знали. У вас опыт работы в двух странах. Чьи зубы лучше, советские или американские?

- Зубы, в принципе, одинаковы и зависят не от страны, а от культуры конкретного человека.

- А что важней, генетика или профилактика?

- Безусловно, профилактика.

- Чем тогда объяснить шикарные зубы у африканцев при зачаточной стоматологии или полном ее отсутствии?

- Хорошие зубы у них - миф, мираж. Просто контраст, белое на фоне черного. На самом деле они далеко не здоровые, и у большинства африканцев проблемы с деснами.

- В развитых странах зубы - визитная карточка здоровья и социального успеха. Глядя на беззубого человека, невольно отмечаешь, у этого человека проблемы. И наоборот, ослепительная улыбка на 32 зуба свидетельствует о благополучии. Но вместе с тем, зубы - недешевое удовольствие. Наверное, это самый дорогой орган человека, мы к вам должны ходить чуть ли ни с пеленок и до последнего часа. Что делать, если у тебя нет ни денег, ни страховки?

- Главное условие - береги зубы смолоду. Если они запущены в самом начале, проблемы обеспечены на всю оставшуюся жизнь. Порочный круг, чем хуже зубы, тем они дороже стоят. Здесь выбор приоритетов. Один, не задумываясь, потратит несколько сотен на iPOD, другой - на чистку зубов. Электронная цацка на год-два, зубы навсегда. Что важнее? Но безвыходных ситуаций не бывает. Даже те, у кого ни цента за душой, могут получить бесплатную стоматологическую помощь в государственных клиниках. Они есть во всех крупных и средних городах. Например, у нас в Луисвилле их три.

- В городе офисы дантистов на каждом углу, но вывески ни о чем не говорят. Как правильно выбрать «правильного» стоматолога?

- Нас выбирают по рекламе, географии, отзывам знакомых. В любом случае, прежде чем сделать окончательный выбор, посмотрите офис, повстречайтесь с доктором, расспросите, какую технологию он применяет, покажите ему свои зубы. Если осмотр будет «для галочки», мой совет, такой доктор вам не нужен.

- Вы работаете в одном из самых престижных офисов в городе. Как вам удалось туда попасть? Взятка, блат, знакомство?

- Первые два варианта в Америке исключены. Меня знали по работе в стоматологической лаборатории. Имели значение мои дипломные оценки и этот, как вы называете, «иконостас». Каждый сертификат - очередное свидетельство повышения квалификации.

- Одни стоматологи работают в одиночку, другие в коллективах. Какой путь предпочтительней - «колхозника» или «хуторянина»?

- Это личный выбор. Вообще-то в Америке есть три пути: компании-корпорации, крупные офисы, одиночки. Начинающие стоматологи предпочитают работать с кем-то. Это и наработанная клиентура, и передача опыта, и взаимная подстраховка.

- А вообще, зачем человеку зубы, это достояние или наказание?

- Однозначно, достояние.

- Но с годами достояние тает, наказание растет, в итоге мы приходим к печальному рубежу «последних зубов». Импланты, частично съемные мосты-паршелы, вставные челюсти. Какой из вариантов предпочтительней?

- Импланты.

- Но это и самый дорогой вариант.

- Недешевый, средняя стоимость одного импланта около полутора тысяч долларов.

- Умножим на 32... Ужас!

- Но-но, 32 никто не ставит, это просто ненужно. Максимум 10-16.

- М-да, цена средней машины.

- Так вы что хотите, дешево хорошо не бывает.

- А не проще ли обойтись вставной челюстью? Удалил остатки зубов и гуляй, Вася!

- Не получится. При полном отсутствии зубов костная ткань начинает расти бесконтрольно и вставная челюсть давит на почти оголенные нервные окончания. Люди недоумевают, зубов нет, а зубная боль есть.

- Нет в жизни счастья... Хорошо, поговорим о приятном. Когда вы последний раз были на родине?

- Четыре года назад.

- И какие у вас впечатления о сегодняшней стоматологии на Украине?

- Позитивные. Сейчас мои украинские коллеги работают на материалах и оборудовании из Германии, Австрии, Швейцарии, других европейских стран.

- Заработки украинских врачей сопоставимы с американскими?

- Ну что вы, пока как небо и земля.

- Теперь я догадываюсь, почему вы все время в хорошем настроении и все время поете.

- Это не от денег, гены у меня такие.

- А каков средний доход американского стоматолога?

- Разброс большой, от пятидесяти до трехсот тысяч. В среднем, 150-170 тысяч.

- Сколько пациентов средний дантист должен иметь для безбедной жизни?

- Здесь важно не количество, а качество. Можно скромно жить при тысяче пациентов и неплохо при сотне.

- Как американская стоматология смотрится на мировом фоне?

- Хорошо. Большие деньги притягивают все лучшее, что есть в нашем бизнесе.

- Сегодняшняя страховая медицина притча во языцех. Ваше отношение к ней?

- Негативное. Но если честно, я пока не вижу реального выхода. Кто должен быть главным страховщиком - сам пациент, работодатель, государство - любой вариант с большими изъянами.

- Ваш самый фантастический прогноз на будущее стоматологии?

- Выращивание новых зубов из стволовых клеток. У этой фантастики уже есть реальные предпосылки, изыскания японских и британских ученых. Но до ее воплощения еще долгая-долгая дорога.

- Богдан, мы с вами ходим в одну церковь. Я простой прихожанин, вы вроде как бы мое церковное начальство - член приходского совета. Насчет «начальства» я, конечно, шучу, но если человека выбирают тайным голосованием около тысячи человек, это показатель его авторитета в приходе. Ваш старт новой жизни в новой стране можно считать более чем успешным. В сорок лет один из лучших дантистов Америки, жена - доктор фармакалогии, сын-подросток, полугодовалая красавица бэби-гёрл, новый дом. Что еще надо в этой жизни?

- Многое. В личном плане вырастить детей, а в отношении работы покой нам только снится. Наука, технология; техника стоматологии в постоянном движении и изменении, остановиться, расслабиться - значит отстать от поезда. Остается одно: только вперед...

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки