Редакция журнала ЧАЙКА от души поздравляет нашего постоянного автора, большого ученого и первоклассного преподавателя Григория Яблонского с 83-летием, которое будет отмечаться 7 сентября 2023 года.
Дорогой Гриша, Вы никого не обманете числом прожитых лет, позвольте определить Ваш возраст по той душевной молодости, энергии и познавательной активности, которые Вам свойственны. По этим показателям Вам всего 15. Да, да, Вы в возрасте жюль-верновского 15-летнего капитана, и мы желаем Вам капитанской стойкости, капитанского мужества и успешного плаванья по волнам житейского моря!
Известный американо-русский философ, профессор Михаил Эпштейн придумал интересный тест для сравнения креативных способностей естественного и искусственного интеллектов.
Совсем недавно, 22-го августа 2023 года, он рассказал о нём на заседании клуба IntLex.
В этом тесте надо видоизменить классическую басню Эзопа-Лафонтена-Крылова «Стрекоза и Муравей», введя в неё третий характер. Такое расширение привело бы к новому смыслу, который надо обосновать и растолковать.
Эпштейн предложил тест нескольким людям из числа своих корреспондентов и – отдельно - искусственному интеллекту, Artificial Intelligence, AI (chatgpt)
По его мнению, этот тест показал решительное креативное преимущество AI перед интеллектом естественным. К «Стрекозе» и «Муравью» AI добавил «Пчелу» как фигуру компромиссную.
По сравнению с интеллектами естественными/биологическими, AI дал очень подробное обоснование своего решения.
Пчела трудолюбива не меньше Муравья и динамична не меньше Стрекозы. Главное: Пчела собирает нектар, и сама его пьёт, и мёд из него делает. Она, Пчела, очень полезна обществу и о себе не забывает.
Попробую и я пройти престижный тест профессора Эпштейна.
В моей истории третьим характером будет Гусеница. Это будет история Любви, сложной Любви...
Муравей...Стрекоза...Гусеница. Они совершенно разные. Муравей – символ трудолюбия. Стрекоза - порхающее легкомыслие. Невзрачная Гусеница превратится в ослепительной красоты Бабочку. И век у них разный. Муравей живёт дольше всех, один-два года. У Бабочки век самый короткий, несколько недель. А вот о Стрекозе – сведения противоречивые. Определённо она проживёт дольше Бабочки. Но сообщается, что она может жить и годы – до 10 лет (!), что уникально для насекомого. Кроме того, некоторые виды Стрекоз выносят самые суровые зимы.
Создаётся впечатление, что, начиная с Эзопа, за две с половиной тысячи лет баснописцы не исследовали этот вопрос глубоко, предполагая, что все Стрекозы – хрупки и изнежены по сравнению с Муравьём. По-видимому, это не всегда так, а может быть, и совсем не так. И тот, кто увлечённо танцует, живёт дольше, чем тот, кто угрюмо таскает свою ношу туда-сюда. Не исключено, что искусство в очередной раз преподало человечеству ложный урок.
В басне Крылова трудоголик Муравей даёт жёсткую, и даже жестокую, отповедь беспечной Стрекозе несмотря на то, что они связаны, хотя и не родственно: Муравей – кум, а Стрекоза – кума.
Практический Муравей отвергает артистизм Стрекозы. Вообще-то их характеры воспроизводят традиционную семейную пару: труженик-муж и попрыгунья-жена. Очевидно, что чеховский рассказ «Попрыгунья» соотносится с крыловской басней.
Та же самая конструкция - и в других баснях на эту тему, которые писали предшественники Крылова, древний грек Эзоп, француз Лафонтен и римлянин Федр, не часто упоминаемый.
Вообще в интонациях Муравья чувствуется мстительность по отношению к Стрекозе. В прошлом у них «что-то было», может быть, Стрекоза отвергла любовь Муравья. Возможно даже, что они были мужем и женой, куму и куме это разрешалось.
Но любовь – за пределами крыловской басни
В моей же истории, не в крыловской,
Муравей влюблён в Гусеницу, а Гусеница –
в Стрекозу. В обоих случаях это - безнадёжная любовь.
Мудрый Муравей знает, что Гусеница станет необыкновенной красавицей - Бабочкой. И дистанция между ними будет непреодолимой. Единственная надежда Муравья – может быть, Бабочка вспомнит, что Муравей любил её/егo, пока она/он была/был Гусеницей. И даже если Бабочка полюбит Муравья, любовь эта будет трагически недолгой: жизнь Бабочки коротка.
Отношения между Гусеницей и Стрекозой строятся по-другому. Юная, древесно-лиственная Гусеница пленена Стрекозой, её эстрадным шармом. Стрекоза же воспринимает Гусеницу как недо-насекомое, существо, рождённое лишь ползать. Стрекоза благожелательно позволяет, всего лишь позволяет Гусенице любить себя, предупреждая её об опасности резких движений. Но ни беспечно пляшущая Стрекоза, ни ползуче-ограниченная Гусеница никак не предвидят блистательного перерождения Гусеницы в Бабочку. И когда оно происходит, Любовь к Бабочке поражает Стрекозу как гром среди ясного неба. Гусеница же, став Бабочкой, напрочь забывает все чувства, которыми она жила до превращения. Фантастически прекрасная, она витает в знойном воздухе. Снизу вверх, с томительным упоением смотрит на Бабочку Муравей, а страстная Стрекоза вожделенно предаётся один Бог знает каким мечтаниям. Такая вот геометрическая фигура Трёхмерной Любви образуется между Муравьём, Стрекозой и Бабочкой, экс-Гусеницей.
Увы, у Бабочки век недолог, она покидает этот мир. А Любовь остаётся. И остаются Стрекоза и Муравей, они любили Бабочку, получив уникальный опыт Любви, навсегда определивший их жизнь.
Мне кажется, что Стрекозе и Муравью надо пожениться. Это было бы правильное решение, которое не под силу искусственному интеллекту.
Вот такая моя история – о «странностях любви», о классических метаморфозах в духе Овидия, которые перекликаются с новомодными гендерными трансформациями.
Возможно, я неправ. Возможно, я самонадеян. Но мне кажется, что искусственный интеллект посрамлён.
Временно...
Комментарии
к статье Григория Яблонского
Беспечно порхающая Стрекоза, присев отдохнуть на ветку, благожелательно позволяет безответно ласкать себя ползущей Гусенице. А с другой стороны к девственно-лиственной Гусенице любовно припадает мудрец Муравей. Он знает драму о царевне-лягушке и верит, что его гусеничная любовь приведет к метаморфозу. Так и есть : Гусеница становится прекрасной Бабочкой. Стрекоза поражена и предается томительным мечтаниям. Бабочка витает в знойном воздухе. Ей безразличны совершенства страстной Стрекозы и трудолюбие Муравья. Однако, все они - Стрекоза, Гусеница-Бабочка и мудрец- трудяга Муравей- сливаются в экстазе, поздравляя Григория Яблонского, автора этой дивной триадно-тетрадной экзегезы, с Днем Рождения 7 сентября!
к статье Гр. Яблонского
... А в то же время злой Паук, Член Академии Наук, плел Путы Липкие, куда и Муравей и Стрекоза, попав, исчезнут без следа, как сон, как быстрая гроза. Не злите, люди, Паука; его работа нелегка: поэтам - петь, садам - цвести, мысль думать - Чату-Джи-Пи-Ти, а кто же будет сеть плести? ...
С днем рождения, дорогой Григорий!
Эксперимент профессора Эпштейна
В статье Михаила Эпштейна и в его докладе об эксперименте с крыловской стрекозой и муравьем делается, как отметил Григорий Яблонский, вывод о преимуществе AI. Обоснование этому - оригинальность и глубина анализа ответа AI по сравнению с человеками. Но в особенности существенным параметром для такого вывода Эпштейн посчитал драматическую разницу между длиной ответа AI и одушевленных участников эксперимента. Измеренное в словах соотношение 200:23 (величина для естественных интеллектов - средняя). Ответы ChatGPT всегда выдаются за полминуты, такова стандартная скорость этого application. Подопытным участникам было дано 10 минут. Примером очень типичного ответа была лягушка (медведь, и т. п.), которая уничтожает двух героев и сразу заканчивает историю. Эта ситуация описывается одной - двумя фразами. Мой тезис о том, что произошло, таков. Участники эксперимента просто не восприняли его серьезно. Чтобы придумать мгновенную гибель протагонистов первым способом, который придет в голову, 10 минут не требуется. А уж впечатать короткую фразу об этом тем более. От силы на это ушло бы 2-3 минуты. Вот если бы от ответа зависела оценка на важном экзамене или что-нибудь аналогичное, например занимательная статья в «Чайке», я думаю, что результат эксперимента был бы существенно иным. Не знаю сколько минут ушло у Григория Яблонского на его ответ, но думаю, что с таким настроем он бы не так легко сдался киборгу.
Мой вывод: даже если оставить в стороне малый размер и self-selection (не знаю, как по-русски) выборки, она показывает скорее всего отношение участников к эксперименту, а не их творческие возможности. Следовательно, дифирамбы Эпштейна гениальному Чату несколько преждевременны.
Добавить комментарий