Ирина Чайковская. "Вокруг Тургенева". Издательство "Академический Проект", М., 2023
В России Тургенев был в центре кружка друзей-литераторов, в него входили Некрасов, Иван Панаев, Павел Анненков, Василий Боткин, драматург Александр Островский, критик и эстет Александр Дружинин, начинающий автор Лев Толстой. Некрасов в пору создания первых тургеневских вещей сделался редактором лучшего тогдашнего литературного журнала «Современник». И если в начале знакомства Тургенев и Некрасов общались как автор и редактор, то позднее – уже на дружеской основе. Некрасов стал ближайшим другом Тургенева, к тому же его личная жизнь во многом напоминала тургеневскую, что сознавали оба. Об этом - одна из статей сборника.
Иван Тургенев, при всей своей любви к России, – был человеком космополитического склада. Владел основными европейскими языками, был прекрасно образован, большую часть жизни провел за границей и сдружился там со многими представителями западной художественной элиты. Так что не удивительно, что в Тургенева был буквально «влюблен» его коллега и младший современник, американский писатель Генри Джеймс, учившийся у него мастерству, посвятивший русскому писателю несколько биографических очерков, а его книгам – ряд рецензий. Две статьи сборника – о дружеском общении Тургенева и Генри Джеймса, а также о типологическом сходстве и различии их героев.
Иван Тургенев и Авдотья Панаева – эта тема, как кажется, еще не рассматривалась исследователями. Между тем она дает нам интересный материал для наблюдений над природой «нелюбви». Оба - Панаева и Тургенев - отзывались друг о друге крайне резко и нелицеприятно. Что было этому причиной? Прямого ответа на этот вопрос я не даю, но предположения выдвигаю.
В Петербурге у Тургенева завязались тесные дружеские связи с украинской диаспорой и ее представительницей Марией Маркович (Марко Вовчок), чьи рассказы и повести писатель переводил на русский язык. Дружество переросло в нечто большее, завязался роман, о котором мало кто знает. Изучая письма и воспоминания, я попыталась восстановить историю их отношений.
Мать и сын. Помещица-крепостница Варвара Петровна Тургенева и ее любимый сын Иван, ставший против ее воли, писателем. На тему их отношений схлестнулось много копий. Любил мать – не любил мать... Меня интересовал несколько иной поворот темы – было ли что-то сходное в поведении матери и сына. И мне показалось, что я нашла это «что-то» - «странность». Правда, странность странности розь. В статье «Варвара Тургенева и Иван Тургенев. Мать «чудиха» и «странный» сын» я попыталась развернуть и обосновать свою мысль.
Сами по себе люди, живущие рядом с Тургеневым, могли быть не очень знамениты и ничем особенным не прославлены, например, Варвара Богданович, воспитанница матери Ивана Сергеевича, но их судьба и история отношений с ними Тургенева могут пролить свет на какие-то не известные нам стороны его личности. Да и вообще, как мне кажется, сама по себе судьба «обычного человека», столкнувшегося в жизни с большим писателем и так или иначе себя в этом столкновении проявившего, может быть интересна сегодняшнему читателю. Статья «Судьба Биби. Варвара Богданович и Иван Тургенев» как раз и рассказывает о такой судьбе, и я постаралась воздать должное благородству и душевной чистоте этой женщины.
Несколько статей сборника посвящены главной женщине Тургенева, с которой его связывала сорокалетняя любовь-страсть, - знаменитой певице и чужой жене Полине Виардо. На протяжении этих сорока лет характер отношений мог меняться, первоначальная слепая влюбленность сменялась более осознанными формами, но чувство не уходило; можно сказать, что Тургенев всю жизнь был предан Полине Виардо. А в рассказе «После смерти» («Клара Милич») прочертил мистическую связь с возлюбленной и после смерти...
Каким отцом был Тургенев? В последней статье сборника, говоря о Полинетте Тургеневой, «незаконной» дочери писателя и белошвейки из имения его матери, я касаюсь этой темы.
В той же статье я рассматриваю гипотезу о том, что сын Полины Виардо и ее мужа Луи - Поль Виардо, впоследствии знаменитый скрипач-виртуоз, мог быть сыном Тургенева.
Были ли у Тургенева–драматурга последователи? Мне показалось плодотворным сравнить героев пьес Тургенева и Чехова, чтобы выявить своеобразие Чехова-драматурга, его умение слепить многогранный, объемный образ.
Здесь я наметила, пусть и несколько схематично, основные темы сборника. Теперь дело за читателем, который заполнит лакуны и недоговоренности этого краткого вступления живой плотью статей.
Ирина Чайковская
Комментарии
Ирина, во-первых - мои
Ирина, во-первых - мои поздравления с новой книгой, а во-вторых, как ее можно купить? Ведь издательство "Академический Проект"- это московское издательство. А оттуда ничего высылать в Америку нельзя.
И еще у меня вопрос "по Тургеневу". Верно ли, что Толстой и Тургенев, хотя и не кровные, но сродственники? Так как Варвара Житова, т.н. "воспитанница" матери Тургенева, является единоутробной сестрой Тургенева, и, одновременно, единородной, (по отцу, Андрею Берсу, который будучи молодым врачом в поместье матери Тургенева заделал ей Варвару) сестрой Софьи Андреевны Толстой.
О Варваре Житовой
Спасибо за поздравление, Соня! Книжку достать сложно. Я купила ее через сервис "Книга почтой", работающий в нашем американском (вашингтонском) магазине русской книги. Думаю, скоро ее выложат в интернете. Насчет родства Толстого и Тургенева - говорят, все русские дворяне, в конечном итоге, друг другу родственники. А эти двое жили очень близко один от другого - в Орловской (Тургенев) и Тульской (Толстой) губерниях. Насчет Вареньки Житовой...У меня свой взгляд на ее происхождение. Оно, как кажется, с Берсом не связано, она дочь Сергея Николаевича Тургенева. Читайте об этом в моей книге: "Судьба Биби. Варвара Богданович-Житова и Иван Сергеевич Тургенев". Статья печаталась в ЧАЙКЕ.
Спасибо за инфо. Если это Вас
Спасибо за инфо. Если это Вас не слишком обременит, не могли бы Вы прислать в комменте линк к этой Вашей статье. Я думаю, это интересует не только меня.
Статья о Судьбе БИБИ - Вареньки Богданович-Житовой
Вот линк на статью в ЧАЙКЕ: https://www.chayka.org/node/9095
Добавить комментарий