Нынешний киносезон богат фильмами на историческую тему. Я бы даже назвал их биографическими. Из них особо можно выделить: «Оппенгеймер» (США, Великобритания), «Голда. Судный день» (США, Великобритания) и «Довбуш» (Украина).
Примечательно также, что во всех трёх фильмах, а также в картинах, которые можно в какой-то степени отнести к биографическим – «Маэстро» (о дирижёре и композиторе Леонарде Бернстайне) и «Зона интересов» (главный персонаж картины – Рудольф Хесс, комендант Освенцима) присутствует еврейская тема.
По своим художественным достоинствам на первое место я бы поставил «Оппенгеймера», на второе «Довбуша» и на третье «Голду». Каждый из этих фильмов заставляет не только углубиться в прошлое, но и проследить последствия давних событий, которые в той или иной степени объясняют проблемы, с которыми сталкивается мир сегодня.
В первую очередь мне хочется обратить внимание читателя на украинскую кинокартину «Довбуш», потому что эта работа сделана в стране, в которой, казалось бы, музы должны молчать, когда грохочут пушки. Сразу замечу, что с 5 октября этот фильм довольно активно демонстрируется в 25 городах США, в том числе в Нью-Йорке, Чикаго, Филадельфии, Бостоне, Вашингтоне, Сиэтле, Лос-Анжелесе, Сан-Диего и Форт-Лодердейле, где заметное место занимают общины выходцев из Украины.
Действие происходит в далёком от нас 18 веке, когда исторический и одновременно полумифический персонаж Олекса Довбуш становится во главе гуцульского народного движения опришков, боровшихся за независимость Галиции от Речи Посполитой. Причём он, в отличие от своего брата и сподвижника Ивана, известен в народе как этакий украинский Робин Гуд. Он грабил зажиточных поляков, евреев, русских, но и помогал беднякам-гуцулам. Совершенно неожиданно возникает в картине такой загадочный персонаж, как основатель хасидизма Баал-Шем Тов (сокращённо Бешт). Наделённый пророческим даром он указывает Довбушу путь, по которому можно скрыться от преследователей.
В фильме даны лишь два эпизода встречи Довбуша с Бештом. И ещё удивительно то, что постановщик картины Олесь Санин пригласил на роль Бешта актёра из Бруклина Люзера Тверски, который, будучи юношей, покинул свою общину сатмарских хасидов, чтобы добиться успеха в кино. За такое святотатство семья отказалась от него. И ещё большим сюрпризом для самих создателей фильма оказалось то, что Люзер Тверски, как выяснилось, ведёт свою родословную (в девятом поколении) от самого Баал Шем Това.
Свои реплики голубоглазый актёр выучил на трудном для него украинском языке, на котором он заговорил в фильме с еврейским акцентом. Во время встреч съёмочной группы со зрителями в Украине, желающие получить автограф исполнителя роли Бешта выстраивались в очередь, настолько актёр был для них убедителен в наставлениях Довбуша на путь добра и справедливости. Пребывая в Украине в течение 5 недель, артист встречался с ранеными в госпиталях Украины и в прифронтовых городах, где показывали фильм.
При всех сценарных недостатках картины, а их немало, зрелище захватывает этническими деталями, костюмами, пейзажем, кровавыми битвами. На производство было потрачено примерно 3 миллиона долларов, что для Голливуда, конечно, смешно, но для Украины, борющейся за выживание, это очень много. Тем не менее нашлись те, кто посчитал, что музы не должны молчать.
Самое на мой взгляд знаменательное в фильме то, что в нём затронута тема отношений между украинцами, поляками, евреями, русскими, то есть это тот узел, сложность которого мы каждодневно наблюдаем в наши дни. Так же, как в фильме «Голда. Судный день», серьёзное место занимает тема отношений Израиля с США и с Россией (тогда СССР). Сложность этих отношений мы видим и сегодня. И в «Оппенгеймере», видя борьбу в США левых и правых, коммунистов, связанных с Москвой, и антикоммунистов, беспринципность вашингтонской политической элиты и наивность элиты научной, мы отчётливо замечаем параллели с сегодняшними проблемами Америки. В общем, в этих фильмах зрителю не удастся уйти от новостей, спрятаться в вымышленный киномир. Пушки продолжают греметь, как в 18-м и в 20-м веках, так и в 21. Прошлое отражается в настоящем.
Добавить комментарий