Осень всегда переполняет мой календарь интересными и неожиданными культурными событиями. Это и театральное представление Оскара Уайльда ''Веер леди Уиндермир'' на лужайке музея Форба в Милтоне, и впечатляющая своим разнообразием выставка норвежского художника Эдварда Мунка в Вильямстауне, и прекрасная музыка квартетов в Рокпорте, в его концертном зале с открытым видом на океан через стеклянную стену.
Но есть уникальные музыкально-культурные идеи, о которых я успела забыть и которые неожиданно воскресли.
Музыка и художественные картины часто идут рука об руку, сотрудничают. К этому относятся частые концерты в музеях: например, к сожалению, в прошлом, многолетние квартеты в гобеленовой комнате музея И. Гарднер, концерты в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и в Бостонском музее искусств. Но в этих случаях музей и картины являются фоном, прекрасным оформлением музыки. Идея же о подборке музыки самими музыкантами в сочетании с определенными, ими выбранными картинами меня заинтриговала.
Концерт был в Гарвардском Фог-музее искусств. Афиша описывала это событие так:
''Прекрасная эпоха '': Дебюсси и Равель в музее искусств Гарварда.
Исполнение камерной музыки, вдохновленной картинами конца 19 – начала 20 веков в музее.
Соната для виолончели и фортепиано, L. 135 (1915), Клода Дебюсси (1862–1918)
См. «Мост Чаринг-Кросс: Туман на Темзе» Клода Моне, 1903 год.
Соната для скрипки и фортепиано соль минор, L. 140 (1917), Дебюсси
См. «Похмелье» Анри де Тулуз-Лотрека [Сюзанна Валадон], 1887–1889 гг.
Фортепианное трио для фортепиано, скрипки и виолончели ля минор (1914) Мориса Равеля (1875–1937)
См. «Поэмы Барбарес» Поля Гогена, 1896 год.
Каждый из этих музыкальных моментов продолжался двадцать минут. До начала концерта я посмотрела на картины, чтобы понять, почему музыканты выбрали именно эту картину.
''Туман на Темзе'‘, где вода сливается с небом и где нарисован плотный сине-прозрачный туман и кажется, что капельки дождя вытекают из него, был очень созвучен музыке, которая действительно смогла передать это ощущение и видение.
Со второй картиной у меня такого сопереживания не получилось. Картина Тулуз- Лотрека изображает Сюзанну Валадон в кафе за столом, на котором стоят стакан с вином и полупустая бутылка вина. Предполагаю, что она пьет в одиночестве. Судя по названию картины, это опохмеление после предыдущего запоя. Глаза полузакрыты и окружены тенями, плечи поникли. Валадон была моделью и любовницей Тулуз- Лотрека в течение двух лет. Вскоре она перестала работать моделью, увлеклась рисованием, и много лет спустя, в конце жизни, ее талантливые картины выставлялась на выставках. Прекрасная картина прекрасного художника. Но почему же не Пикассо - на ту же тему в том же зале - ‘'Женщина с шиньоном?''
На этой картине угрюмая, мрачная женщина сидит за столом кафе в ожидании бокала вина. Слушая музыку, которая переливалась от грустной до спокойной, я чувствовала, что она могла описывать любые эмоции многих картин импрессионистов.
С третьей же картиной Поля Гогена история и музыка сливались. Тональность менялась и настроение тоже. И в конце музыки Равеля стало печально, несмотря на яркость и солнечность красок на картине.
Моделью для картины послужила Паура Тай, 14-летняя девочка, «местная таитянская жена Гогена», жившего на Таити в 1890-х годах. Картина, скорее всего, была откликом на смерть в младенчестве дочери художника в 1896 году. У молодой женщины за спиной синие крылья, как у ангела. Одной рукой она поддерживает свой пустой живот. Ее портрет предполагал изображение Девы Марии, но без младенца Христа. Слева от нее таитянский создатель вселенной.
Это было замечательное, эмоциональное событие с интересными идеями, хорошими музыкантами, с возможностью влиться в атмосферу импрессионизма как в искусстве, так и в музыке.
Добавить комментарий