Средневековые деньги, купцы и нравственность. Выставка в Нью-Йорке 

Опубликовано: 9 февраля 2024 г.
Рубрики:

Библиотека и музей Моргана — это музей и исследовательская библиотека на Манхэттене в Нью-Йорке. Там всегда проходят небольшие, но очень интересные выставки. 

 Выставка ''Средневековые деньги, купцы и мораль”, которая открылась там недавно, рассказывает об экономической революции, произошедшей в конце Средневековья и в начале эпохи Возрождения, когда торговля велась в беспрецедентных масштабах. Тогда были созданы банки, и чеканка монет распространилась как никогда ранее. Повсеместное использование денег в повседневной жизни изменило все аспекты европейского общества, включая его ценности и культуру. Банкиры и купцы эпохи Средневековья разработали финансовые механизмы, которые сыграли важную роль в становлении современной мировой торговли. Были созданы финансовые центры, такие как, например, в Брюгге, где велись торговые дела как иностранцами, так и местными торговцами. 

 С другой стороны, деньги были источником зла и проклинались церковью, как мы видим на картине неивестного бельгийского художника пятнадцатого века.  

 В начале тринадцатого века святой Франциск, сын богатого торговца тканями из итальянского города Ассизи, публично провозгласил свое мнение о деньгах и морали. Он отверг богатство своей семьи, публично сняв с себя одежду и вернув ее своему земному отцу, от которого отрекся. На картине изображены он и епископ, олицетворяющий ценности церкви. Он прикрывает юного святого своим плащом. Присмотритесь к картине. Я обратила внимание на одежду епископа, богатую и расшитую шелком и полудрагоценными камнями. Откуда такое богатство? Чистое фарисейство. 

 Фарисейство церкви было также в продажах ею индульгенций. Выдача индульгенций, ''церковных разрешений,'' освобождающих кающихся грешников от наказания, была распространена в средневековые времена. Индульгенции покупались и продавались во всех странах Европы. 

 Церковь всегда следила за тем, чтобы богатые купцы не забывали о благотворительности. По всей Европе церкви, больницы, гильдии собирали деньги на благотворительные цели в ящики для сбора милостыни. 

 На картине нидерландского художника шестнадцатого века Яна Госсаэрта изображен элегантный молодой человек - купец со своими атрибутами для торговли, и с книгами, где он записывает свой приход и расход на церковные пожертвования. 

  Интересно было увидеть на этой выставке внушительного размера кошелек, который носили и мужчины, и женщины, со сложным замком, а также предметы на столе купца или финансиста, где отрегулированные весы проверяли монеты на их подлинность. 

 На выставке я обратила внимание на маленькую скульптуру двенадцатого века неизвестного скульптора из Франции. Эта скульптура изображает мужчину, стоящего на коленях на ящике. С его шеи на шнуре, напоминающем петлю, свисает пузатый мешок с деньгами, что намекает на судьбу еврейского Иуды. Он олицетворял образец жадности. 

 Эта маленькая скульптура напомнила мне об интересной выставке ''Евреи, деньги, миф, ''которая проходила в Еврейском музее Лондона в 2019 году. Выставка отслеживала происхождение идеи, что евреи необычайно жадны и ориентированы на деньги. Целью выставки, как тогда писали в прессе, было "развенчать множество мифов, которые циркулируют и сегодня, например, о том, что евреи оказывают некое зловещее влияние на мировые события, что евреи финансируют катастрофические войны по всему миру ради прибыли, что евреи по природе своей тяготеют к обогащению”. 

 Самая заметная и знаменитая картина на лондонской выставке была "Иуда, возвращающий тридцать сребреников" Рембрандта, написанная в 1629 году. По словам Сары Липтон, одного из историков, консультировавших выставку, в средневековой художественной традиции было принято изображать евреев с крючковатыми носами, темной кожей и клочковатыми или острыми бородами. Традиция возникла в XIII веке как символ греховной жадности. Ничего подобного нет у Рембрандта. На картине мы видим Иуду, полного раскаяния и боли, легко расстающегося с деньгами. 

 Стереотип о еврейской жадности укоренился в Средние века, когда евреи часто ассоциировались с деньгами. Мы знаем, что на экономическую деятельность евреев обычно накладывались ограничения. В таких условиях единственным способом заработать на жизнь было кредитование под высокие проценты, для чего христианские правители иногда привлекали евреев, поскольку христианам это было запрещено. Это создавало сложную динамику между евреями и христианским обществом, которая сохранялась далеко за пределами средневековья. И это облегчало задачу выставить евреев в качестве козла отпущения как причину финансовых бед простых людей; это также усугубляло представление некоторых христианских богословов о евреях как аморальных и лишенных добродетели людях. 

 При этом они забывали, что грамотность еврейского народа в сочетании с законами, обеспечивающими соблюдение контрактов, разработанных в течение пяти веков после разрушения Второго храма, дала евреям сравнительное преимущество в таких профессиях, как ремесла, торговля и денежное кредитование - профессиях, которые выигрывали от их грамотности, от их умения налаживать связи, и это обеспечивало им высокий заработок. 

 Так что нью-йоркская и лондонская выставки пересеклись для меня и дополнили друг друга, а также достоверно продемонстрировали корни многих человеческих предрассудков, связанных с деньгами.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки