Мне кажется, что все движущие механизмы творчества давно изучены, им посвящены философские трактаты, психологические исследования, научные труды, так или иначе они объясняются самими художниками в их произведениях. Вряд ли можно охватить обыкновенному статистическому читателю и зрителю весь этот теоретический и художественный материал, да и нужно ли? Достаточно быть просто свидетелем рождения чуда. Ведь часто кажется, что уже всё написано, сказано, нарисовано, сыграно… как вдруг нашему взору и слуху является нечто неожиданно новое, и весь прошлый опыт и устоявшиеся впечатления отступают на второй план, хотя… может, не отступают, а только пополняются?
Вот и сейчас, когда мне в очередной раз выпал случай попасть на репетицию театра Диалог "Жизнь - печальна, жизнь - прекрасна" , я думала о том, что же нового я могу ещё увидеть и услышать? Ведь такие спектакли уже сыграны! И каким великим людям они были посвящены!
Но я опять с вами, Ира, Снежана, Рустем, Сергей, какие знакомые родные лица! Чувствую себя частью этого великолепного творческого союза, всегда восхищавшего меня своими талантами, преданностью общему делу, необыкновенной тонкостью и чуткостью в подаче неимоверно сложного материала. Сразу все жизненные неурядицы, непрерывные тревоги не то чтобы ушли, но как-то отступили за кулисы.
Короткие фразы приветствия, несколько замечаний относительно деталей - меня мастерской рукой вводят в некоторые подробности оформления спектакля, и каждая мелочь сейчас имеет значение - звук, свет, предметы… но самое главное -это, конечно, Слово. Живое, трепещущее, великолепное Слово Владимира Набокова. Сильное, пророческое, прекрасное и трагическое - оно звучало хорошо мне знакомыми голосами, и что-то витало в воздухе этой небольшой квартиры, в которой вдруг, по Булгакову, исчезли все границы пространства, да и времени, - неимоверная печаль, нечаянная радость, свет и отсвет чувств, порхающих, как бабочки, которых так любил Набоков, тени прошлого, звуки потрясающих песен, которых я никогда раньше не слышала.
Как всегда, идеально собранный сценарий, весомый, значимый, продуманный. Я не буду ни за что вдаваться в подробности, пусть для вас, будущие зрители нового спектакля, это будет сюрпризом. Остается неизменным мастерство Ирины Волкович, сценариста и режиссера, её безупречный вкус, литературное и драматическое чутье, умение завладеть вниманием и чувствами зрителя. И как всегда - самое органичное сплетение стихов, прозы, удивительных песен, отрывки из интервью Набокова. Я уже потом думала - как она всё это находит в этих безднах? Вечная загадка…
Думаю о неслучайности выбора личности Владимира Набокова, ведь у многих из нас есть свои поезда и скитания, вокзалы и прощания, существование в двух языковых измерениях, а у кого-то даже и в трех, приемная страна Америка, и, увы, с тихим отчаянием понимаю, что каждый из нас может повторить сегодня вслед на Набоковым: «Какая жизнь, какой же век всплывает…» Да, неслучайность и невероятная точность выбора, угадала Ирина, браво.
Совершенно ясно, что воплотить такой замысел без участия тех, кого мы с вами прекрасно знаем, любим и восторгаемся ими много лет, было бы невозможно.
Снежана… ей подвластна любая роль. Сама женственность, любовь, искренность. Здесь ей приходится перевоплощаться в очень разных женщин в довольно короткий промежуток времени, и это искусство дается ей так легко. Она прекрасна и убедительна везде - и я смеялась и плакала, и восторгалась вместе с ней и представляла себя на месте ее героинь - да, это могла быть и я, и это могло быть со мной… и даже было …
Рустем… невероятная стать, обаяние, интеллигентность, мужское достоинство, способность чувствовать и умение передать это чувство зрителю. Я видела его во многих ролях, он везде великолепен, его актерская манера - сдержанность, подтянутость, слегка скрытая страстность, иногда прорывающаяся в словах, жестах, взглядах, - безупречна.
Сергей - проникновенное пение, музыкальность и удивительная способность затронуть самое сокровенное, потому что ещё и голос какой! Это не просто певец, это - «музыкант, соорудивший из души моей костер».
Их всего лишь трое, но в этом театре никогда не была важна массовка, куда важнее, как много мыслей и чувств они несут нам, своим зрителям, как они держат наше внимание, как благодарны мы им за то, что они пробуждают в нас лучшее, и как это необходимо всегда - а особенно сейчас, - когда так нуждаешься в любом глотке свежего воздуха.
Я очнулась, когда репетиция закончилась. И ничего больше мне не хотелось в этот момент, вот только бы это продолжалось, чтобы звучали эти прекрасные слова, песни, ведь «укрыться ты не волен»… А это всего лишь репетиция… поэтому жду премьеры с нетерпением.
И ещё. Сейчас так много и назойливо говорят об отмене русской культуры за рубежом, что невольно задаешься вопросом, а кто ее и где вообще отменил? Я присутствовала на самом настоящем празднике моего родного языка в Нью-Йорке и должна сказать, что спектакли театра Диалог - лучшее доказательство существования этой культуры в лучших её проявлениях. И пока он есть и есть его зрители - русское слово живо. И пусть звучит сегодня «надежды маленький оркестрик под управлением любви», имя которому - театр Диалог.
До встречи, мои дорогие, в мирe Набоковских героев!!
***
Премьера спектакля! Жизнь печальна, жизнь прекрасна...
Пятница, 26 апреля, 6:30pm, Суббота, 27 апреля, 1pm; 5:30pm
HB Playwright Theatre, 124 Bank Street, New York, NY 10014
Билеты: dialoguetheater.com, Vesna.com
Bстречи, хрупкая нить надежды на счастье, драматические повороты жизни, горестные расставания на фоне Петербурга и Берлина 20х-30х годов прошлого столетия.
Cценарий и постановка - Ирина Волкович
Сценическое воплощение - Рустем Галич, Снежана Чернова, Сергей Побединский, Андрей Кузнецов
Добавить комментарий