Фотограф Роман Вишняк – летописец еврейской жизни в Восточной Европе 

Опубликовано: 29 апреля 2024 г.
Рубрики:

...Во время посещения музея Холокоста в Хьюстоне, штат Техас, я увидел там уникальную выставку фотографий Романа Вишняка. Об этом человеке и его работе надо рассказать особо.

 Роман Соломонович Вишняк родился в России, в Павловске, под Санкт-Петербургом, в 1897 году, в богатой еврейской семье. Потом жил в Москве, в Риге, в Берлине, в Швеции, во Франции и, наконец, в США, в Нью-Йорке, где умер в возрасте 92 лет. Многосторонне одарённый человек, он был биологом и фотографам. После захвата власти в России большевиками семья бежала в Берлин, тогдашнюю столицу Европы и всемирный центр искусства фотографии. В Берлине родились его дети - дочь Мара и сын Вульф. В Берлине Роман Вишняк освоил новую технику фотографии. 

 В 1935 году, когда в Германии, да и в других странах, набирали силу гонения на евреев, Европейское отделение благотворительного Американского еврейского объединённого распределительного комитета "Джойнт" поручило фотографу Роману Вишняку проехать по городам и местечкам Восточной Европы, чтобы запечатлеть картины еврейской жизни.

Так в объектив фотокамеры Вишняка попала беднота еврейских местечек и городских гетто Кракова, Белостока и Люблина, Слонима и Мукачева... Фотопортреты еврейских детей, студентов иешив, стариков... В 1938 – 1939 году члены семьи с большим трудом сумели вырваться из нацисткой Германии и разъехаться по странам Европы – кто в Швецию, кто в Швейцарию, Вульф Вишняк оказался в Риге, а сам Роман – во Франции, в лагере для граждан враждебных государств. Наконец, в 1940 году семья воссоединилась в Лиссабоне и оттуда уплыла в Америку, в Нью-Йорк. Роман Вишняк писал письма президенту Рузвельту, посылал ему фотографии евреев и умолял спасти европейских евреев от нацистов. 

 Ему удалось организовать в Америке три выставки своих фотографий. В 1947 году при поддержке американских еврейских организаций он отправился в Европу и снимал то, что осталось после войны: еврейских сирот, потерявших родителей, людей, оказавшихся в лагерях для перемещённых лиц... Фотографии Вишняка публиковал журнал «Лайф» - один из лучших американских журналов того времени...

 Роман Вишняк, говоривший на 8 языках, философ и лектор, исследователь и фотограф, создал особую технику фото- и видеосъёмки микроорганизмов под микроскопом. Он умел невидимое сделать видимым. 

 После смерти Вишняка в 1990 году был обнаружен огромный архив фотографий, сделанных им за 50 лет - а это 40 тысяч снимков и 10 тысяч негативов. Теперь они все отцифрованы и их можно посмотреть в Интернете. Дочь Романа Вишняка Мара Кон-Вишняк подарила часть коллекции хьюстонскому музею. Фотографии и видеокадры, снятые Романом Вишняком, постоянно демонстрируются во многих музеях, в том числе в Вашингтонском музее Холокоста.

И вот вышел полнометражный документальный с элементами игрового фильм под названием Vishniac. Главный продюсер фильма – Нэнси Спилберг, сестра кинорежиссёра Стивена Спилберга. Автор сценария и режиссёр – американо-израильский кинодокументалист Лора Бялис. 

 

 - К кому вы адресуетесь своим фильмом? – спросил я у Лоры Бялис, - к тем, кто занимается историей европейского еврейства, к потомкам тех, кто погиб или выжил в Холокосте или ко всем тем, кто должен знать, что такое война, что такое геноцид, поскольку эти темы актуальны и в наши дни, к сожалению?

 - Я обращаюсь к самой широкой аудитории. История Романа Вишняка универсальна. Это история артиста, новатора и одновременно человека эксцентричного, далеко не ординарного, внёсшего большой вклад и в науку, и в искусство фотографии, и в сохранение памяти о трагической истории еврейского народа, и вообще человеческой истории. Он был неравнодушным бытописателем своего времени и тогдашней повседневной жизни людей. Как он изучал под микроскопом жизнь простейших организмов, так он изучал жизнь простых людей с помощью фото- и кинокамеры. А ещё это рассказ о человеке, который, вопреки воле родителей, видевших в сыне бизнесмена, выбрал иной, свой путь в жизни, и, сумел стать Романом Вишняком, каким и вошёл в историю. Вместо того, чтобы стать хорошо зарабатывающим страховым агентом, он предпочёл бродить со своим фотоаппаратом по еврейским местечкам Восточной Европы. 

 - Вы в вашем фильме рассказали не только историю Романа Вишняка, но историю нескольких поколений его семьи. И я воспринял это как ваше желание показать связь времён, показать, что без знания прошлого невозможно понять настоящее и попытаться повлиять на будущее. 

 - Мне нравится, что вы именно так раскрыли главный посыл нашего фильма. В этом заключается мой персональный посыл, ибо я тоже считаю, что очень важно сохранить связь между поколениями. Я с детства интересовалась прошлым моих родителей, моих дедушек и бабушек и их родителей, и их дедушек и бабушек. Мне было 5 или 6 лет, когда я мучила родителей вопросами, откуда приехала в Америку наша семья, на каком языке они раньше говорили, чем занимались дедушки и бабушки, где и как жили. Я до сих пор ищу ответы на эти вопросы из истории моей семьи. 

 - Да, я полагаю, что изучение истории своей семьи – интереснейшее занятие для каждого человека. И один из элементов этого интереса – разглядывание старых фотографий, если они сохранились.

 - Когда я смотрю на сделанные Вишняком фотографии евреев на улицах местечек или работающих на полях, я думаю, что среди них могут быть мои родственники, мои прадедушки и прабабушки. Да, я хочу, чтобы такие мысли и такие чувства возникали у зрителей во время и после просмотра нашей кинокартины. 

 - Скажите пожалуйста, Лора, работая над фильмом, вы оставались как бы отстранённым исследователем истории своего героя или вас доводили до слёз некоторые перипетии судьбы Вишняка и лица запечатлённых им людей, не подозревавших о скорой гибели в лагерях смерти?

 - Я такой человек, что всегда отношусь к событиям и людям, о которых снимаю фильм, очень эмоционально. Я не умею абстрагироваться. Когда я интервьюирую людей для своей документальной картины, я всегда погружаюсь в историю моего собеседника, сопереживаю, сочувствую. Иначе я не передам свои чувства будущим зрителям. Поэтому я и взялась за кинорассказ о Романе Вишняке. Я должна понимать, ради чего я взялась за эту тему, что я хочу рассказать. Я не репортёр, я не журналист, сообщающий о происходящем, мне интереснее понять причины происходящего. Фотографии Вишняка интересны тем, что в них остановлено мгновение, когда эти люди ещё живы, они улыбаются, они радуются мелочам, не зная, что их ждёт в недалёком будущем. 

 - Сколько времени заняла работа над фильмом?

 - Очень много. В общей сложности более 25 лет, ибо с Марой, дочерью Романа Вишняка, я познакомилась 25 лет назад в городе Санта-Барбара в Калифорнии, где мы жили по соседству. Я, только что окончив колледж, увлеклась фотографией, как её историей, так и современными её возможностями. Но я тогда не слышала о Вишняке. И Мара Вишняк рассказала мне об отце, о семье, о своём детстве в Берлине, о бегстве родителей из Германии. Я была захвачена этой историей, которая, как я уже тогда поняла, может стать основой интересного кинофильма. Поэтому наш фильм идёт как бы от имени Мары Вишняк, ставшей основным рассказчиком в нашей картине. 

 Среди несомненных достоинств картины Vishniac – музыка композитора Тодда Бёкелхайда и исполнение роли молодого Вишняка актёром Филиппом Могильницким, у которого не только внешнее сходство с Романом Вишняком, но и то, что Филипп тоже родился в России, в Сакт-Петербурге. Он жил в Израиле, сейчас живёт в Польше, в Варшаве, работает как актёр в разных странах, и нам повезло, что он снялся у нас в фильме. 

 ...Не распадается связь времён. Сын Вишняка Вульф-Владимир Вишняк стал крупным учёным-микробиологом, профессором биологии. Он погиб в научной экспедиции в Антарктике. Его именем назван кратер на Марсе. Сын Вульфа, внук Романа Итан Вишняк – американский астрофизик, профессор астрономии в университете Джонса Хопкинса. Дочь Романа Вишняка Мара занималась наследием отца, писала книгу о нём, издавала альбомы его фотографий, устраивала выставки в музеях Холокоста - и этим не просто сохраняла память об отце, но как бы продлевала его жизнь.  

 Нью-Йоркская премьера полнометражного документального фильма «Вишняк» (Vishniac) состоялась 19 января в кинотеатре Quad. До этого картина была показана на кинофестивалях еврейского кино в Лондоне и в Гонконге, в Калгари и в Милане, в Иерусалиме и в Тель-Авиве, в Сан-Паоло и в Торонто, в Санта-Барбаре и в Майами.... А впереди показы во многих городах Америки.   

  

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки