Загадки будущего. О двух новых работах Льва Табенкина на библейский сюжет

Опубликовано: 27 июня 2024 г.
Рубрики:

Государственные чиновники в такие времена, как наши, без конца призывают творцов проявить свой патриотизм в романе или картине. Но руководить творцом - дело малопочтенное и, по сути, безнадежное. Если это настоящий мастер, а не имитатор - он все равно скажет по-своему и о своем, а не о вашем - единственно правильном, несомненном и патриотичном. Как там у Пушкина? «Таков поэт, как Аквилон, что хочет, то и носит он!» Интересно, что и в свободном авторском высказывании о любой эпохе, так или иначе выразится его отношение к современной действительности.

Вот передо мною две работы замечательного современного российского художника Льва Табенкина, написанные только, что (лето 2024) на библейский сюжет. На одном полотне мы видим Еву, на другом – евангельских волхвов с их дарами. На мой взгляд, это единственное, что несомненно. Дальше - зона свободных интерпретаций. Связаны ли эти картины с современностью? Конечно! Как связаны Библия или, положим, «Одиссея» Гомера. Но художник эти вечные «мифологические» сюжеты повернул какой-то своей и весьма неожиданной гранью.

Во-первых, хочется сказать, что обе картины написаны в той новой манере, когда на холсте все сияет, светится и переливается разнообразными красками - персонажи и предметы. Это не ранний художник со скупой и довольно мрачной палитрой. Тут пир для глаз, - персонажи предстают на переднем плане холста и заполняют его полностью. В «Еве» мы еще видим кусочек моря за ее спиной. А «Волхвы» заслоняют собой даже небеса. Придвинулись к нашим глазам и чего-то настойчиво ждут. Чего?

Но сначала о Еве - все-таки дама. При этом, как нам известно, – первая женщина на Земле. Невольно закрадывается мысль, а что, если и последняя? Адама поблизости не видно, да он, кажется, и не нужен. На холсте Ева сама решает свои и божественные проблемы, что очень в духе наших дней, когда мужчина вроде бы лишний. Перед ней на камнях пляжа груда яблок, «запретных» плодов познания Добра и Зла, осталось только их «вкусить».

А каковы последствия этого сомнительного эксперимента? Может, речь уже не об изгнании из Эдемского сада, а о том, что Творец посчитает сотворение подобных существ своей ошибкой и «закроет проект»? Или из поедания множества яблок у Евы умножатся знания о мире в его «метафизической» сути? И что дальше? Зачем эти знания, когда Земля - безлюдна и даже Адам - невесть где? Может, такой финал и ждет человечество? 

Тут стоит заметить, что библейское соблазнение Евы Змеем (читай - Сатаной), по сути, дало начало подлинно человеческой цивилизации. До этого первые люди -Адам и Ева, - были словно бы не совсем людьми, словно в младенческом полусне, как «растения». Они не обладали ни человеческими пороками, ни достоинствами. Не было ни стыда, ни зависти, ни безумной любви к чужой жене как, положим, у библейского царя Давида к Вирсавии, чреватой убийством соперника-военачальника, посланного на верную смерть), не было трагического финала каждой жизни, который давал какую-то более глубокую и таинственно-необъяснимую перспективу человеку и человечеству. 

Кстати говоря, Библия переполнена рассказами о человеческих «безумствах», страстях и глупостях, но ведь и о подвигах, и о душевном величии. Без познания Добра и Зла ничего бы этого не было, а Адам и Ева влачили бы свое полурастительное, «райское» существование. 

Гипотезы о Еве можно множить и множить. Но на холсте перед нами сияет на пустынном пляже лежащим обнаженным телом довольно привлекательная женщина с пышной прической и ярким педикюром на согнутых в коленях ногах, хотя и не красавица. Какой - то хищный, невероятно жадный оскал очень ее портит. Неужели некому ее остановить? Ведь – съесть столько «запретных» плодов, - опасно для жизни! Признаться, во всей этой истории у меня надежда только на Творца и его милосердие!

А что же волхвы? Как там говорится? Свет с Востока? Вот они и явились, мужественные и яркие представители Востока со своими дарами. Из библейских даров есть только золото, которым ослепляют дары всех троих. Впрочем, мы не знаем, настоящее ли это золото, но все дары блестят и сверкают. Перед нами богатейшие и знатнейшие люди Востока, олигархи или даже цари!

Первый - самый молодой, с серьгой в ухе и в остроконечной шляпе типа колпака звездочета-астролога, печален. В руках что-то вроде идолов-статуэток и священных сосудов. Может, он как-то связан с искусством?

У второго, того, что с грозной черной бородой, в руках не то драгоценности, не то золотые слитки. Этот принес финансовый успех. Но он тоже не весел.

А третий и вовсе держит в руках какие-то «муляжи», не то людей, не то кукол. Он самый страшный. Рот оскален в улыбке, видны зубы, усы топорщатся, а глаза - безумного фанатика. Может, это террорист?

Все три волхва словно бы греческие Парки - богини Судьбы. Как повернется колесо Фортуны, где оборвется нить,- не угадать! Так же загадочны и эти три волхва- три вестника судьбы. Что они принесли нам,- беду или счастье? Как говорится, «не вем»! Но тревога художника - вот что несомненно! Два библейских сюжета в роскошной красочной феерии доносят до нас эти сомнения и эту бесконечную тревогу!

 

Комментарии

Не успеешь взглянуть на эти "русские шедевры" и сразу оторопь берет. Неужели эта "разгульная тетенька" с такой аппетитной филейной частью, ярким педикюром и мужеподобным физиономией, собирающаяся съесть (или вернее сказать сожрать) все эти райские яблоки, в самом деле прародительница рода человеческого Ева? А Табеньковские Волхвы - они же ещё в 100 раз страшнее: настоящие уголовники, не пришедшие поклониться божественному младенцу, а то ли украсть его, то ли убить, как хамасовские или пригожинские(читай путинские) террористы. Нечего сказать современное Русское искусство - во всей Красе!

Уважаемая автор заметки пишет, что "Адама поблизости не видно, да он, кажется, и не нужен. На холсте Ева сама решает свои и божественные проблемы, что очень в духе наших дней, когда мужчина вроде бы лишний." Насчет "божественных проблем" как раз хотелось бы возразить. Такое впечатления, что наша "первая дама" несомненно кого-то хочет завлечь расположившись в такой откровенно искушающей позе. А поскольку в райском саду других людей кроме первого человека- Адама не было, то расставила она свои "нехитрые сети" именно для него. Да и яблочки для его совращения уже сорвала в изобилии. Никуда ему бедному от такого искушения не деться.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки