Французские художники-креолы. Репортаж с выставки

Опубликовано: 28 августа 2024 г.
Рубрики:

Музей Кларка в Уильямстаунe (город в Массачусетсе) вместе с французским Лувром организовал выставку французского художника Гийома Летьера (1760–1832), о котором я ничего не знала и никогда не видела ссылок других художников на его картины. Удивительно было не только узнать о судьбе и творчестве художника-креола, родившегося на острове Гваделупе (остров в Карибском архипелаге) от отца-француза, владельца плантации и местной рабыни матери, но и познакомиться с его друзьями-художниками с Карибских островов, с их творчеством. Кроме того, время творчества Гийома Летьера совпало с изменением режима во Франции и приходом Наполеона Бонапарта к власти.

 Сначала пару слов о биографии художника, которая выделяет его среди многих коллег.   Гийом Летьер в четырнадцать лет отправился во Францию со своим отцом. В 1776-м году, после прибытия во Францию, он поступил в Руанскую рисовальную школу, где начал изучать рисунок и живопись. В 1778-м году он был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже, где выиграл приз в конкурсе рисунков. В 1786-м Летьер был награжден Римской премией, финансируемой резиденцией Академии Франции в Риме, а в 1793-м - впервые был выставлен в Парижском салоне.

В 1807-м году его назначили директором Академии искусств Франции в Риме. В 1819-м его выбирают профессором Королевской академии скульптуры в Париже. При жизни Летьера работа художника во Франции была очень формальной и регламентированной карьерой, где все диктовалось Академией художеств. Академия проводила конкурсы, раздавала призы, а также организовывала регулярные художественные выставки. Самая важная из них называлась Салоном. Был также определенный порядок в академической иерархии: на первом месте шла историческая живопись, затем - портрет, жанровая живопись, пейзаж и натюрморт. Вот почему некоторые картины считались более важными, чем другие. Творчество Летьера было сосредоточено на исторической живописи и портретах. С точки зрения мастерства, таланта и творчества Летьер был типичным художником своего времени.

 

Теперь о выставке.

 

 При входе на выставку бросается в глаза серия из четырех работ под названием «Брут, приговаривающий своих сыновей к смерти». Композиция Летьера рассказывает историю основания Римской республики около 500 г. до н.э. и о ее первом лидерe по имени Брут. Его сыновья пытались свергнуть новое правительство и впоследствии были приговорены Брутом к смертной казни. Летьер писал четыре варианта этой картины с 1788-го до 1794-го года. Двадцать три года спустя, в 1811-м году, Летьер использовал эти картины, чтобы создать новую огромную (длиной 25 футов) версию картины, которая сейчас находится в коллекции Лувра в Париже.

  В галерее представлены портреты семьи Бонапартов работы Летьера: сестры Наполеона Элизы и его жены, императрицы Жозефины. Портреты Жозефины и Элизы были заказаны Наполеоном, поэтому они считаются официальными государственными портретами.

 На зеленой стене в соседнем зале я увидела интересную группу портретов. На этих портретах изображены культурные и политические деятели с карибскими связями. Дом Летьера всегда был открыт для друзей-креолов. В этот период французской колониальной истории термин «креол» использовался для обозначения любого человека, родившегося во французских колониях европейского, африканского или смешанного происхождения, подобного ему. Он был близким другом генерала смешанной расы Тома-Александра Дюма из Доминиканской Республики (современная Республика Гаити). В своих мемуарах сын генерала, знаменитый писатель и драматург Александр Дюма, вспоминал их теплую дружбу. На выставке можно увидеть портрет Александра Дюма работы Пьера Франсуа Эжена 1842-го года.

  У Летьера было много друзей художников-креолов. На одной из стен выставки висят портреты его друзей. Например, великолепный портрет Бенджамина Ролланда, художника, родившегося в Гваделупе и работавшего в мастерской знаменитого художника Жака-Луи Давида. Ролланд сделал успешную карьеру художника и стал директором рисовальной школы музея в Гренобле (1817-1853) гг. Его портрет в галерее был выполнен Анной-Луи Жироде в 1816-м году.

  Другой поразительный портрет – это автопортрет Теодора Гассериава, написанный в 1835 году. Родившийся в испанской колонии Сан-Доминго (теперешняя Республика Гаити) в семье белого отца и матери смешанной расы, он переехал в Париж со своей семьей в возрасте одного года, где в школьном возрасте стал учеником знаменитого художника Жана Огюста Доминика Энгра.

  Хотя Гийом Летьер провел большую часть своей жизни во Франции, он оставался связан с местом своего рождения, Гваделупой. Я сделала этот вывод, исходя из содержания огромной картины с названием «Клятва предков»,  которую Летьер написал в 1822-м году в качестве подарка тогдашнему президенту Гаити в честь его основателей.

  Выставка большая и интересная. Она говорит нам, что не всегда надо ехать в Париж и быть в Лувре, чтобы познакомиться с новой страничкой французского искусства.

 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки