Родилась Мария Склодовская-Кюри в Варшаве 7 ноября 1867 года в многодетной и счастливой семье педагогов. Её отец, учитель математики и физики, закончил Петербургский университет, мать – высокообразованная женщина – руководила школой для девочек. В семье Склодовских глубоко переживали угнетение польского народа царским самодержавием. До последних дней жизни Мария не теряла духовной связи со своей родиной, поддерживала демократическое движение за освобождение Польши.
В девять лет к девочке приходит первая большая беда: от чахотки умирает мать. Вскоре отец лишается работы в гимназии за недостаточное почтение к начальству. Для семьи наступают трудные времена. Гимназию Мария заканчивает с золотой медалью. Она мечтает об университете, но в Польше двери высших учебных заведений закрыты перед женщинами, а на поездку за границу нет средств. Чувство долга перед семьёй заставляет девушку устроиться гувернанткой. Несколько лет проводит Мария в деревне, давая уроки детям помещика. Она бесплатно учит грамоте детей батраков, покупая им на свои сбережения тетради и книги.
Мечта Марии, наконец, сбывается: скопив небольшую сумму денег, она попадает в Париж и начинает посещать с ноября 1891 года лекции на факультете естествознания Сорбонны. Около трёх лет ей приходится вести суровую жизнь, отказывая себе в самом необходимом. Перед ней стояла цель: получить диплом, обеспечивающий право работать преподавателем, и она целиком уходит в учёбу, не позволяя себе никаких развлечений.
В 1894 году Мария блестяще сдаёт экзамены по физике, а через несколько месяцев и по математике. Казалось бы, цель достигнута, и она сможет со временем стать профессором в Польше, приносить пользу своей родине. Но у Марии появляется страстное желание заняться исследовательской работой. Случайно происходит встреча девушки с молодым физиком Пьером Кюри. Завязывается дружба, переросшая в глубокое чувство. Пьер и Мария были созданы друг для друга, и их совместная жизнь, начатая в июле 1895 года, принесла обоим огромное счастье.
После рождения дочки Ирен (будущего физика, лауреата Нобелевской премии) Мария Кюри в конце 1897 года решает приступить к работе над докторской диссертацией, и в качестве темы для диссертации выбирает «урановые лучи», открытые Анри Беккерелем. Она ввела новый термин «радиоактивность» для обозначения свойства спонтанного излучения у некоторых веществ, подобных урану.
Пьер Кюри, правильно оценив громадную научную перспективность исследования жены, решил вплотную заняться радиоактивностью. Совместные исследования вскоре принесли ошеломляющие результаты. В июле 1898 года появляется их сообщение об открытии нового элемента – полония, а в декабре того же года – об открытии радия. Хотя существование двух новых элементов было физическими методами доказано безупречно, в глазах химиков открытие не является окончательным, если элемент отсутствует в чистом виде и нельзя определить его точный атомный вес. Поэтому оба учёных принимаются за выделение чистого радия из урановой смолки. Это была изнурительная, полная героизма работа. Пришлось вручную, без помощи лаборантов, в сыром и холодном деревянном бараке, в едком и вредном дыму переработать восемь тонн шлаков урановой смолки, пока не был в 1902 году получен один дециграмм чистого хлорида радия – соль белого цвета, светившаяся приятным светом.
Позднее Мария Кюри получит чистый металлический радий. Об этих годах она писала: «Мне понадобилось четыре года для того, чтобы, согласно требованиям химии, доказать, что радий действительно является новым элементом. Будь в нашем распоряжении соответствующие средства, нам для этого наверняка хватило бы года». И далее: «У нас не было ни денег, ни лаборатории, ни помощи, чтобы хорошо выполнить эту важную и трудную задачу. Требовалось создать нечто из ничего... Я могу сказать без преувеличения, что этот период был для меня и моего мужа героической эпохой в нашей совместной жизни».
В 1903 году Мария Кюри успешно защищает докторскую диссертацию «Исследование радиоактивных веществ». Начало изучению свойств радиоактивности было положено, и вскоре эстафету подхватили Эрнест Резерфорд, Фредерик Содди и другие исследователи.
Постепенно к супругам Кюри пришло признание: Лондонское королевское общество наградило их медалью Дэви, а в декабре 1903 года из Швеции пришло сообщение о присуждении Анри Беккерелю, Пьеру и Марии Кюри Нобелевской премии за открытие и исследование радиоактивности. Наконец семья Кюри получила материальное облегчение. В 1905 году Пьера Кюри избрали в Парижскую Академию наук. Правительство приняло решение построить специально для изучения радиоактивности научно – исследовательский институт, которым должен был руководить П.Кюри. Казалось, что все трудности остались позади и для супружеской пары начнётся счастливая жизнь, полностью посвященная любимой науке. Но нелепая и случайная смерть Пьера Кюри 19 апреля 1906 года (на шумной улице он попал под колёса мчавшегося фургона) разрушила все планы. Но и этот страшный удар судьбы Мария Кюри героически перенесла. Замкнувшись в своём горе, она отдаёт всё время науке и детям. В качестве преемника своего мужа она становится первой женщиной – профессором Парижского университета.
В 1911 году Мария Кюри вторично (уникальный случай в истории науки) была удостоена Нобелевской премией, на этот раз по химии, за выделение чистого радия. Велики заслуги Марии Кюри в организации так называемой «кюритерапии» -- использования радиоактивности в лечении ряда болезней. Институт радия в Париже на улице Пьера Кюри – её детище. Учёные, приехавшие из разных стран мира, ведут там исследования радиоактивности.
Самые знаменитые ученики Марии Кюри – замечательная супружеская пара Фредерик и Ирен Жолио-Кюри – в 1934 году открыли явление искусственной радиоактивности при обстреле алюминия альфа-частицами, за которое им вскоре была, присуждается Нобелевская премия. Слава великой семьи Кюри была приумножена.
Во время Первой Мировой войны Мария Кюри организовала во Франции рентгенологическую помощь раненым, выступала за прекращение войн. Она активно участвовала в работе Лиги Наций по расширению сотрудничества ученых всех стран. Её авторитет выдающегося учёного, честного и мужественного человека был общепринят. Это была самая знаменитая женщина – учёный ХХ века.
Выдающаяся исследовательница оказалась одной из первых жертв длительного общения с радиоактивными веществами. Вот официальное медицинское заключение: «Мадам Мари Кюри скончалась в Сансельмозе 4 июля 1934 года. Болезнь – острая злокачественная анемия. Костный мозг не дал реакции, возможно, вследствие перерождения от длительной аккумуляции радиоактивных излучений».
Альберт Эйнштейн в статье «Памяти Марии Кюри» рисует нам образ этой женщины: «Сила её характера, чистота помыслов, требовательность к себе, объективность, неподкупность суждений – все эти качества редко совмещаются в одном человеке. Она в любой момент чувствовала, что служит обществу, и её большая скромность не оставляла места для самолюбия. Её постоянно угнетало чувство жестокости и несправедливости общества. Именно это придавало ей вид внешней строгости, так легко неправильно понимаемой теми, кто не был к ней близок, -- странной строгости, не смягчённой каким-либо искусственным усилием. Наиболее выдающийся подвиг всей её жизни – доказательство существования радиоактивных элементов и их получение – обязан своим осуществлением не только смелой интуиции, но и преданности делу, упорству в выполнении работы при самых невероятных трудностях, что не часто встречается в истории экспериментальной науки».
Комментарии
Польша должна ею гордиться
Не стоит путать аншлюс с дискриминацией. (По поводу фразы: «угнетение польского народа царским самодержавием».) РИ включила Польшу в свой состав, лишим страну самостоятельности. Борьба поляков за независимость была справедливой. Это бесспорно! Но о дискриминации поляков по национальному признаку говорить нет оснований. Польские помещики жили не хуже русских помещиков. И польские крестьяне не хуже русских крестьян.
А героиня рассказа – женщина достойная! Польша должна ею гордиться.
Добавить комментарий