НА КАКИХ ЯЗЫКАХ ГОВОРЯТ ДЕРЕВЬЯ
Когда я говорю моему песику: «Ты хороший песик», он соглашается и отвечает мне хвостиком. И я понимаю, что он говорит мне. Вернее, догадываюсь.
И когда я говорю дереву добрые слова, оно тоже понимает меня, больше того, отвечает. Всё, разумеется, на уровне ощущений.
Когда мы с песиком выходим на прогулку, он то и дело утыкается носом в землю, считывает месседжи от других собачек, сам задирает лапку, щедро разбрасывая свои шикарные визитки. Когда же я нетерпеливо дергаю за поводок, выразительно смотрит на меня: не торопи, друг, дай пообщаться! Это называется хемокоммуникация – разговор запахами. Или ЛОВ, в последнее время более употребляемый термин, – летучие органические вещества. Что бы я в этом понимал с моим-то человеческим носом! А вот собачки понимают, и по всему видно, разговоры у них содержательные.
Вот мой песик хочет что-то сказать понятным мне языком, эмоции переполняют, но нечем: Создатель не предусмотрел речевого аппарата. Впрочем, его красноречивый хвостик и скулеж тоже весьма выразительны: пора на прогулку.
Это только с виду кажется, что растения молчаливы, – на самом деле это болтуны, каких поискать. Постоянно о чем-то шепчутся. Не только с соседями и внутри своего вида, но и с дальними родственниками.
Один из языков, которым владеют растения, – это ЛОВ (летучие органические вещества). Богатейший «словарный запас». Химические коды разнообразны, растения способны произвести их десятки тысяч. Послания в виде молекулярных кодов зовут на помощь или отпугивают насекомых, предупреждают об опасности другие растения.
Любопытно подслушать разговоры растений с насекомыми. Для гороха первый враг – медведки. Когда эти прожорливые листогрызы совершают нападение, горох немедленно отправляет «SOS!». На помощь спешит оса-сфекс, хватает медведку под микитки и доставляет к своей норке. Надо заметить, что медведка в полтора раза тяжелее осы. Если быть внимательным, как, например, энтомолог Ж.А. Фабр, присмотреться к жизни растений и насекомых, мы откроем для себя параллельно существующую реальность. Этот не от мира сего счастливый исследователь, ползая с лупой по своему участку выжженной солнцем земли, подглядел удивительные вещи. Сфексу, например, свойственно эстетическое чувство. Свою норку оса украшает перламутром ракушек. Он приметил также, как сфекс готовит для своих личинок живые «консервы» из медведок. Фантастические рассказы об инопланетянах, параллельных мирах – всё это жалкие потуги вымысла в сравнении с его реальными историями.
***
Ричард Карбан, профессор Калифорнийского университета, – один из самых хитроумных дешифровщиков ЛОВ-посланий. Чтобы перехватить информацию, посылаемую растением, ему ничего не стоит прикинуться листогрызом. Повредив листик, он отлавливает выделенные растением органические летучие вещества в пластиковый сосуд, заполненный впитывающей ЛОВ тканью, затем определяет их химсостав. Каким образом растения готовят сложные химические соединения, как воспринимают летучие вещества – клетками листа или через его устьица – еще предстоит выяснить. Но уже сейчас с уверенностью можно сказать: растения посылают друг другу любовные послания, предупреждают об опасности, им свойственна радость, тоска, они, как и мы, скучают.
Мы тоже обмениваемся информацией с помощью ЛОВ, хотя и не так эффективно, как наши братья по существованию. Обычное бытовое общение: открыл форточку – ударила волна запаха, не скажу, что приятного. Без труда расшифровал нехитрый химический код: опять соседи жарят картошку на свином сале. На таком хотя бы примитивном уровне мы тоже обмениваемся информацией через ЛОВ.
В свое время меня удивил Патрик Зюскинд своим романом «Парфюмер». Его персонаж имел потрясающее обоняние. Мастер слова, он так выразительно и тонко описал запахи, букеты их всевозможных сочетаний, что я заподозрил, а не случилось ли ему быть собакой в одной из своих инкарнаций?!
«Мысль изречённая есть ложь» – опрометчиво изрек однажды Ф.И. Тютчев. Изрек, значит, солгал, ловлю на слове. Как бы то ни было, слово – наиболее универсальное средство общения. Его потенциальная энергия далеко не исчерпана. К сожалению, зачастую сказанное не несет никакой смысловой и эмоциональной информации. Болтовня – это еще не общение.
Хотелось бы поговорить с деревом… С человеком-то не всегда получается. Помню, как мы с другом в одном из городков Аргентины полдня искали прачечную. Ну, не знали, как сказать по-испански. Показывали жестами, старались изобразить… Женщины смеялись. Наверно, мы и сами не очень представляли, как выглядит процесс так называемой стирки.
Надо сказать, что и соотечественники, говорящие на одном языке, не всегда понимают друг друга. Иначе бы человечество не знало гражданских войн.
Человек – социальное животное. Общение для него – хлеб насущный. Гурману хотелось бы чего-то тонкого, изысканного, душевного. Увы, скуден словарный запас, разучились говорить, подвернется первое попавшееся словцо – не то, подхватишь другое… Все врут. Привычно стало слышать мат, бессмысленный и беспощадный, наотмашь – как весомый аргумент.
Парацельс в своей «Оккультной ботанике» утверждал, что у растений есть индивидуальная душа.
Да, а как у них с мозгами? Мыслят ли они?
ГЛАЗАСТЫЙ ХМЕЛЬ
В моем саду, у забора, растет хмель. Замечаю, вышла из земли, ударилась в рост еще одна лианка, обвила сухую прошлогоднюю крапиву, поднялась… и замерла в нерешительности – дальше некуда, не на что опереться. Но что бы вы думали, она просунулась в щель забора и зацепилась за росшее у соседей деревце, обвила стволик, продолжила свое восхождение. Надо иметь зрение и ум, чтобы увидеть и сообразить.
Ученые Тюбингенского университета нашли в верхушке кукурузного побега рецептор, вроде зрительного белка родопсина, что имеется в сетчатке человеческого глаза. Такой рецептор есть во всех растениях. Благодаря наличию этого белка растение видит, ориентируется в пространстве. Чтобы изменить направление роста побега, растение регулирует форму клеток, сжимает с одной стороны и растягивает с другой.
Плод грецкого ореха внешне напоминает человеческий мозг – умное дерево. Но не обязательно думающее существо должно иметь черепушку, похожую на человеческую. Чем, например, думает осьминог? Поразительные умственные способности, геном, сравнимый с человеческим!.. А где же мозги? Оказывается, две трети нейронов находятся в щупальцах.
Как и чем думает растение – одна из самых интригующих загадок природы.
НЕ ХОДИТЕ В АФРИКУ БЕЗ ЗОНТИКА ГУЛЯТЬ…
Акация – обязательный элемент пейзажа африканской саванны. В юго-восточной Африке произрастают в основном два вида: сенегальская и зонтичная колючая.
Всё, что нужно акации, – это солнце. К почве нетребовательна, согласна на камни и песок; чтобы добыть влагу в засушливый сезон, корни углубляются на 3 м.
Зонтичная колючая (Vachellia tortilis). Семейство бобовые (Fabaceae). Распространена в лесах и саваннах Африки, на Аравийском полуострове и в Израиле. Дерево средних размеров.
Меня заинтересовала колючая акция, особенно после того, как я, удирая от крокодила, наступил на колючку и проткнул ступню. Некоторое время мое восхождение на Килиманджаро было под вопросом, что меня сильно огорчало… Но как же ее едят жирафы и слоны? В сети прочитал, слоны довольствуются только молодыми кустиками. Как бы не так, я много наблюдал за слонами. Вот полюбуйтесь, кончиком хобота аккуратно отламывает колючую ветку и тащит ее в рот, неторопливо сглатывает. Такая у него луженая глотка.
Жирафы работают более тонко, у них для того имеется замечательный инструмент –длинный (40 см), исключительно слюнявый и ловкий язык, с помощью которого они виртуозно общипывают ветки.
Для этих убежденных фитофагов колючая акация – любимая еда. В день слон в среднем съедает 300 кг зелени. Жертвенность присуща растениям, тем не менее акация пытается за себя постоять. Как видим, колючки не всех устрашают. Прожорливым животным она отвечает тем, что производит танин, и листья приобретают горький вкус. О нападении акация сообщает через ЛОВ-коммуникацию своим сородичам, чтобы те готовились к защите. Те тоже включают свои фитогормональные механизмы, ядовитый привкус танина не по вкусу слонам и жирафам - и они вынуждены менять позицию. Этих мер недостаточно, сами растения не в состоянии справиться с варварским нашествием и призывают на помощь насекомых, заключают договор с муравьями. Данный договор предусматривает: дерево предоставляет жилье и питание, муравьи со своей стороны предоставляют услугу по охране. В полостях старых колючек, а они могут быть до 20 см, вполне может квартировать рота муравьев. Да, но что может сделать крохотная букашка против копытного монстра высотой в 6 м и весом в 1 т? Один муравей – ничего, но когда атакует многотысячная армия… Вместе они – сила! Облепят морду, залезут в глаза, уши, нос… На этот случай у жирафа есть оружие – опять же его феноменальный язык, умоет морду, прочистит нос.
Биолог университета Флориды Тодд Палмер взялся исследовать так называемые митуалистические (межвидовые) отношения муравьев и акаций. В журнале «Science» описаны его наблюдения. Он со своей группой огородил часть акаций, населенных муравьями, сделав их недосягаемыми для фитофагов. Акации больше не нуждались в защите и стали меньше цвести, меньше давать нектара, перестали создавать полые колючки, муравьи лишились квартир. Акации нарушили договор, на что насекомые тотчас отреагировали: забили на охранную службу и переквалифицировались в животноводов. Завели тлю и стали питаться ее сладким молочком. Тля же, соответствуя своей природе, стала поедать растение. Так из союзников муравьи превратились в пособников врагов. Поучительная история.
Тонко настроенный механизм: изменение одного элемента влечет за собой изменение всей экосистемы.
***
Национальный парк Нгоронгоро – замкнутая экосистема, это кальдера потухшего вулкана. Чтобы попасть в нее, надо подняться на 3 тыс. м и спуститься на 610. Благодаря естественному заграждению экосистема остается неизменной уже тысячи лет. В Нгоронгоро течет речка, есть лес с разнообразными обитателями, просторная саванна, где пасутся копытные. Есть и болото, где бегемоты соседствуют с крокодилами и время от времени наглядно демонстрируют, кто в этом болоте хозяин. Человек давно не вмешивается в сложившуюся экосистему, и она сбалансировалась до совершенства. Зебрам и антилопам хватает подножного корма, львам, пантерам и прочим хищникам хватает копытных…
Нигде в мире не увидишь столько львов. Такая история.
Мы остановились на ланч. Тут же и львы: одна львица пила воду из речки, два детеныша копошились под корнями упавшего дерева, еще несколько стояли в сторонке, лениво смотрели на нас.
– Лайен, – сказал Серега.
– Ну, да, вижу, – мы уже наснимались этих лайенов до изжоги, но Серега нацелился камерой на машину англичан, под которой лежало аж пять львов. Даже весело стало.
– Сядь, не высовывайся! – приказал ему наш водила Андре. – Тебя сожрут – хрен с тобой, но из-за тебя меня с работы уволят! – Под нашей машиной тоже расположились три львицы.
Львы не проявляли агрессивности, но и не давали тронуться с места, предупреждая наши попытки газануть грозным рычанием. Короче говоря, попали в засаду. Когда наступил вечер, они сняли засаду. Так что им было нужно от нас? Позже догадались – тень. Тень под машиной и больше ничего.
Зонтичная акация дает тень. Это важно для обитателей саванны, под ее зонтиком можно отдохнуть от палящего солнца.
ДЕРЕВО ЖЕЛАНИЙ
– Что это за дерево?
– Это не дерево.
– А что же это?
– Это – баобаб!
Найди еще такое дерево, чтобы росло корнями вверх. Обошли с Серегой вокруг, разобрались: корни как корни, только уж очень большие, мощные; как и полагается, уходят в землю, ветвятся там, иногда выныривают на поверхность, как бы для того, чтобы глотнуть воздуха – и снова на глубину. Оккупируют территорию на десять метров и более, под баобабом чистая поляна, ничего не растет. А это крона такая: девять месяцев в году – голая. С началом сезона дождей баобаб начинает цвести и покрываться листьями. В Африке бытует легенда, объясняющая необычный вид баобаба. Создавая мир и растения, Бог поселил баобаб у реки Конго. Баобабу не понравилось место: сыро, вода шумит. Богу надоели жалобы дерева, схватил его и бросил корнями кверху в засушливую саванну. По другой легенде Бог пришел в ярость от того, что дерево вымахало так, что поднялось к небу, к самой его обители.
Одна из целей нашей немудреной экспедиции, которую мы затеяли с моим другом Сергеем Ворониным, была найти самый большой баобаб. Исследовали не один десяток. Прочесав 10 тыс. км по Африке, мы видели немало разных баобабов. В Танзании целые рощи со своими деревьями-патриархами, особенно много в национальном парке Теренгери. Но этот толстячок был много внушительней своих сородичей. Самый-самый! Это чудо-дерево мы открыли в стране, которая называется Малави, недалеко от деревни Нкотокото. Замерили – 18 м в окружности. Хотелось бы думать, что мы нашли самое большое дерево в мире. Вряд ли, наверняка можно отыскать и более впечатляющие экземпляры.
По толщине вряд ли какое дерево сравнится с баобабом, но по высоте он проигрывает эвкалипту. Известны экземпляры в 110 м. Нередко баобабы достигают 30–35 м. Существует с десяток видов баобабов. На Мадагаскаре, к примеру, они повыше и грациознее. Однажды мы встретили экземпляр высотой в 55 м. Худышка, в обхвате не более 4 м. Красавец, увитый плющом, он стоял посреди изумрудно зеленой чайной плантации. И было это в Кении у деревни Джуджа Фан.
Фантастическое дерево! А может, баобаб все-таки не дерево, а кактус? Ботаники еще придумали термин – суккулент. Не нравится мне это слово. Для меня баобаб – дерево, хотя и очень своеобразное.
Сколько лет нашему баобабу, никто не знает. Если даже и спилить, чтобы посчитать годичные кольца, не будет толку, потому что нет их, годичных колец. Ученые пробовали определять возраст одного баобаба радиоуглеродным методом, против нашего – тот баобаб – баобабенок, в обхвате всего 4,5 м. Но получалось, что он прожил 5,5 тыс. лет. Тогда сколько же лет прожил наш баобабище?
О пределах долгожительства баобаба дендрохронологи говорят разное: тысяча лет, десять тысяч… Не исключено, что в тени нашего баобаба сидели неандертальцы и уплетали его вкусные плоды. Вот оно, настоящее долголетие! Леди и джентльмены, берите пример с баобаба!
Африканцы понимают толк в баобабах с просторным дуплом и используют таковые для различных нужд. В дупле можно хранить зерно или воду. В Зимбабве, например, в дупле была устроена автобусная станция. Обычное дело – кафешка внутри дерева, где можно выпить кофе или кружку пива. Это еще что! Был случай, когда смекалистые африканцы приспособили дупло под тюрьму. Не раз дупло использовалось как усыпальница. Ну а расположиться на ночлег усталому путнику в дупле баобаба сам африканский бог Нгаи велел. Дэвид Левингстоун, путешествуя по нашим с Серегой местам в XIX веке, увидел однажды, как, вольготно развалившись в дупле баобаба, похрапывало около трех десятков аборигенов.
Буду жить в баобабе, это удобно: тут тебе и дом, и еда, и всё остальное, что потребуется для жизни.
Утром проснусь, попью кофе из зерен, что находятся внутри плода, съем сам плод, потому что уж очень он вкусен, из листьев сварю суп, нарву молодых побегов, приготовлю из них спаржу.
Посуду сделаю себе из высушенных плодов. Если пообношусь, сотку себе одежду из коры, кончится мыло – сделаю его из пепла сожженного плода. Лучше мыла не бывает. Сок корня – отличное средство для укрепления волос. Если понадобится клей, сделаю его из цветочной пыльцы. Если заболею, сделаю настойку из листьев, надежное лекарство от лихорадки, болезни почек, диареи и укусов насекомых. Баобаб даст мне всё, что нужно для жизни. Как говорят индусы, кальпа-врикша, волшебное дерево желаний.
К ночи дерево начинает источать дивное амбре, черные комочки стремительно чертят пространство близ дерева, садятся на цветы. Это летучие мыши прилетели дегустировать нектар. Фу, мыши! А почему не пчелки? Ночью пчелки спят, а к утру цветы увянут, и запах их будет уже не столь приятным. Да и какого размера должны быть пчелки, если белый граммофончик в размахе лепестков – 20 см! Когда поспеют плоды, лакомиться ими нагрянут стаи обезьян, не зря африканцы называют баобаб обезьяньим деревом. И слоны обязательно наведаются, им, слонам, по вкусу и кора, и листья, и сама древесина, всегда даже в самую засушливую пору насыщенная влагой. Похожие на огромные бочки стволы могут накапливать до 120 т воды.
А все же я люблю баобаб больше за мощь и красоту.
ИНДИЙСКОЕ МЯСО
У моря по песчаному берегу растут эти роскошные пальмы, стволы высокие и гладкие. Десятки желтых и зеленых плодов кучей лепятся под шикарным шатром перистых листьев. Вы наверняка их видели, если не вживую, то на туристических проспектах. Это кокосовые пальмы. Они растут в тропической Азии и Океании. Особенно их много в Южной Индии.
Как говорят про coconut (кокосовый орех) индусы, это и молоко, и мясо. (Что б они понимали в мясе?!) Слой белой ароматной стружки (мясо) имеет косметический привкус и приедается после третьего ореха. Молоко же, точнее будет сказать, водичка – спасительное средство от тропической жажды. Она благодатна для пищеварения. Хотя бы один орех в день – и ты здоров, бодр и весел. Диабет, артрит и болезни сердца тебе не угрожают.
В Южной Индии кокосовые орехи продаются на каждом углу, недорого, 3-5 рупий, хотя я завел кукре-мачете и мог бы забраться на пальму, срубить сколько надо коконадо. Ага, мог бы… Такая история.
Мы жили в бунгало на берегу Бенгальского залива, место называется Ауровильбич. На Новый год хотелось как-то развлечься и я устроил соревнование по пальмолазанию. От индусов выступал бармен Балу, от туристов мой друг Вова Реймер. Я уже проводил подобное состязание. Но тогда это было на севере Урала и надо было забраться на кедр. Сосьвинские выставили на соревнование 14-летнюю кедролазку Саньку, равной которой не было в деревне. Вова дал ей фору 4 метра, но тем не менее легко опередил и в один миг вознесся на верхушку огромного кедра. Так что в нашей победе я не сомневался.
Стартовали. С первых же секунд стало ясно: пальмолазание – это тебе не кедролазание. Разные деревья требуют разного подхода, разной техники. Вова обнимал дерево руками и ногами, подтягивался, а Балу просто ступал по стволу босыми ногами, откинувшись назад на всю длину рук. И зашел, представьте себе, как по ступенькам. А что если дерево толстое и не хватит рук? В этом случае Балу обхватит дерево лианой.
Проигравшему полагалось сварить плов. Чтобы хоть как-то приподнять свой рухнувший авторитет, Вова решил удивить индусов пловом. Но это всё равно что белоруса удивить картошкой. Однако произошло чудо: индусы были в восторге, клялись, что никогда в жизни такого вкусного риса не ели. Вова несколько лет жил в Ташкенте и имел, конечно, кулинарное представление о плове. Но не это главное, потом он признался мне, что в свое варево добавил концентрат говяжьего супа. Никогда я ему этого не прощу. Бедные индусы, не ведая того, нарушили свой пожизненный вегетарианский пост. И самое ужасное, что вкус мяса им понравился.
Добавить комментарий