Двадцать лет Оранжевой революции

Опубликовано: 19 ноября 2024 г.
Рубрики:

Об этом 17 ноября бесстрастно сообщили утренние новости.  

Двадцать лет. Двадцать лет?! Детство украинского государства. За эти годы гражданское общество в Украине выросло и осознало, что судьба страны – в его, общества, руках. А тогда, добившись чудом желанного результата, народ разошелся по домам, переложив решение всех проблем на плечи Ющенко. 

Спустя десять лет, после второго Майдана, по домам уже не расходились. «Мы не заспокоїмось!» ((Мы не успокоимся), как писали в это время на плакатах. 

 В 2014 гражданское общество взяло в свои руки контроль за политической и социальной жизнью страны, как принято в цивилизованных странах. По крайней мере, 25 процентов граждан. 75% продолжили ждать, что кто-то сделает чудо за них. Но это соотношение пассионарной, думающей части общества с «толпой» характерно и для других стран. 

 В этот исторический момент граждане подтвердили название книги Леонида Кучмы «Украина – не Россия». И после десяти лет правления Кучмы и его окружения воспротивились договорной передаче власти криминалу, выбранному для нас соседней страной. Надо отдать должное Кучме – он не допустил кровопролития в тот момент. Не захотел уходить, оставляя о себе такую память в истории. Да и хотел, чтобы его дети и внуки могли спокойно путешествовать и жить в Европе, а не только в Беларуси. И это, несмотря на то, что давление на Кучму оказывалось серьезное. Не один раз молодежь и журналисты, ночевавшие в Октябрьском дворце, который был одним из штабов революции, говорили друг другу: «Со стороны Печерска двигаются БТРы. Скоро мы будем отрезаны». Но этого не произошло.

 Студенты, приехавшие с разных концов Украины, спавшие в обнимку в холлах дворца на матрасах, заботливо принесенных киевлянами, на рассвете выбирались из-под теплых одеял и шли в оцепление – сменять своих товарищей, стоявших там всю ночь под снегом и в мороз минус 10. 

 Но среди революционеров были не только студенты. Были люди разного возраста со всех концов страны. Помню маленькую старушку в оранжевом платке, которая каждый вечер сидела на стуле в импровизированном буфете и неотрывно смотрела новости. Как-то в холле появился пожилой мужчина в одеяле, призывая не беспокоить спящих: «Тихіше! Тут сплять діти!». «Які діти?!» - всполошился проходивший мимо координатор штаба революции. Позднее я узнала в этом пожилом мужчине с детским лицом одного из легендарных повстанцев, боровшихся с советской властью на Западной Украине и отсидевшего свои 25 лет лагерей. 

 Киевляне, живущие в центре, приносили в бесчисленном количестве бутерброды, теплые носки, шубы, одеяла и прочее. В каждом здании, где ночевали революционеры, был импровизированный буфет, в котором из всего принесенного и привезенного людьми девушки делали канапки - бутерброды -,горячий чай или кофе всем желающим.

 

 Весь мир с удивлением наблюдал за мирным, красивым протестом. Вацлав Гавел в те дни сказал отличную фразу: «Мы боролись с дряхлым социализмом. А теперь – я хочу подчеркнуть – молодежь ведет борьбу с сильной мафией. Я впечатлен!».

 Восхищались и российские журналисты, посещавшие Киев в те дни. Неподалеку от Президентского дворца стоял «мерседес», на стекле которого кто-то наклеил распечатанную статью Валерия Панюшкина. В ней были такие строки: 

 «В том, что здесь обстановка спокойная, люди уверенные в победе, я могу заверить читателей России как очевидец. Меня волнует другое: чтобы не одна гнида не дала провокационного приказа и чтобы никто из ребят не пострадал. А сейчас я поднимусь в свой номер гостиницы «Украина» и буду писать статью о том, как здесь классно!».

 Ему и другим культурным людям из соседней страны хотелось верить, что в их стране тоже возможно построить цивилизованное гражданское общество. Но дальнейший ход истории показал, что желающих не достаточно. Вторая революция в Украине была названа «Революцией достоинства». Именно это понятие - чувство собственного достоинства - оказалось совершенно необъяснимым для большинства граждан соседней страны. Поэтому меньшинство теперь вынуждено бежать, доказывая, что история циклична.

 Так получилось, что революции в Украине случаются в ноябре-декабре. В период, который в древности считали периодом безвременья – когда один год закончился, а второй еще не начался. Наши предки в эти дни держали огонь горящим, чтобы не допустить прихода темных сил.  

 Мне напомнили об этом бочки с огнем, которые стояли повсюду во время первого и второго Майданов. Двадцать лет назад люди победили темные силы и не придали этому значение. Поэтому уже в 2014, как в древних легендах, свобода стоила жертв. 

 Как в сказке, Украина встречает на своем пути много помощников, но победить дракона должна самостоятельно.

 Двадцать лет назад студенты, стоявшие в мороз под снегом в оцеплении правительственного квартала, этого еще не знали. А старики, стоявшие рядом с ними, у которых этот дракон забрал по 25 лет жизни за их борьбу, ничего не объясняли. И надеялись, что к их внукам судьба будет более милостива. 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки