Более двух лет назад генеральный инспектор ЦРУ представил доклад с анализом недочетов в работе отечественных разведорганов, которые не сумели предотвратить самый кровопролитный теракт в американской истории.
С тех пор демократическая фракция Конгресса настаивала на оглашении доклада и, наконец, добилась своего в конце августа. Идея была в том, чтобы в очередной раз уколоть ненавистный бушевский режим. На самом деле, подавляющее большинство описываемых в докладе промахов было допущено в 1990-е годы при Клинтоне, что отметила даже болеющая за Клинтонов «Нью-Йорк таймс».
Буша можно шпынять лишь за то, что он не выгнал доставшегося ему от Клинтона директора ЦРУ Джорджа Тенета сразу после прихода к власти и даже после 11 сентября, но с Тенетом получилось то же самое, что с Путиным: Буш проникся к нему при первой же встрече и, будучи человеком упертым и патологически лояльным, отказывался разлюбить его до самого конца. Тенет ушел со своего поста, лишь когда ему самому захотелось.
В своих мемуарах, за которые он получил аванс в 4 миллиона долларов, Тенет поливает большинство своих коллег по бушевской администрации, но о самом президенте отзывается хорошо в благодарность за то, что Буш его так долго не гнал.
Если Путин пойдет по тому же пути, то он тоже напишет о Буше что-то путное.
Доклад ЦРУ, который сейчас увидел свет лишь в форме рассекреченной 19-страничной выжимки, невыгоден Хиллари Клинтон, ибо лишний раз напоминает многим о том, за что они презирали ее мужа.
Клинтона презирали за его склонность говорить на голубом глазу очевидную ложь. Вот и тут.
Недавно он обрушился на интервьюера Криса Уоллеса за то, что тот позволил себе усомниться в усердии бывшего президента по части борьбы с главарем «Аль-Каеды». «Я пытался его убить! — заявил Клинтон, тыча пальцем почти Уоллесу в глаза. — Я хотел отдать приказ убить бин Ладена, мы так и не смогли его найти, но я сделал все, что мог! Но я старался!»
Однако администрация Клинтона была равнодушна к американским разведорганам, которые потеряли при ней четверть своего личного состава и десятки миллиардов долларов. Тенет пишет в своих мемуарах, что в 1998-99 годах он умолял клинтоновский Белый дом дать ему больше денег, но получил отлуп и вынужден был пойти в обход: тогдашний спикер палаты представителей республиканец Ньют Гингрич помог ему дополнительно получить от Конгресса 1,2 миллиарда долларов.
С другой стороны, ЦРУ не считало нужным бросить свои основные ресурсы на борьбу с терроризмом, а тратило их на более важные, по его мнению, вещи, такие как Балканы или модную в последние годы охрану окружающей среды. Оно сформировало спецгруппу, занимавшуюся исключительно бин Ладеном, но, по словам всех ее сотрудников, они не обладали для этого достаточной подготовкой, опытом и познаниями и вечно перерабатывали, а на подмогу им никого не присылали.
Что до убийства бин Ладена, то Клинтон так и не дал на него «добро». В докладе ЦРУ говорится, что на короткий период в конце 1998 — начале 1999 года ограничения на его ликвидацию были временно «ослаблены, хотя и двусмысленно».
Но цэрэушники, напуганные разоблачениями и чистками 70-х годов, не собирались делать ничего, что было разрешено им лишь «двусмысленно». Они — чиновники, обремененные семьями и зарабатывающие пенсию. Убьешь бин Ладена, а еще хуже — попытаешься и не попадешь, и на тебя снова спустят всех собак, а то и посадят. Клинтон же будет отпираться, дескать, я ничего такого не разрешал.
К тому же разведорганы долго были в таком загоне, что Клинтон мог открытым текстом приказать им убить бин Ладена, но у ЦРУ просто не оказалось бы для этого людей и средств. Президент за президентом возобновляли секретную директиву, запрещающую ЦРУ устраивать покушения на кого бы то ни было, и секрет был утерян. На такие вещи тоже надобен навык.
Зачем далеко ходить: россияне взорвали в Катаре Зелимхана Яндарбиева и тут же попались, а потом отравили Александра Литвиненко, наследили и тоже попались. Секрет, видать, утерян и у них.
В рассекреченном варианте доклада ЦРУ, написанном канцеляритом, мало конкретики, но там упоминается один конкретный прокол, за который ухватилась пресса.
Еще в начале января 2000 года ЦРУ знало, что на встречу террористов в Куала-Лумпуре отправились два алькаедовца — Наваф аль-Хазми и Халид аль-Мидхар. На март 2000 года от 50 до 60 сотрудников ЦРУ читали разведсообщения об этих господах, но никто не удосужился заняться ими вплотную или сообщить о них в ФБР или в госдепартамент.
Лишь при Буше, в августе 2001 года, их включили в розыскной список. Но супостаты уже успели въехать в США раньше этого и были в числе 19 сентябрьских угонщиков.
С другой стороны, никто не говорит, что поимка этих двоих наверняка предотвратила бы 11 сентября.
За месяц до терактов в Миннесоте арестовали Закариаса Муссауи, который учился в летной школе, но почему-то хотел научиться водить самолет только по прямой. Взлет и посадка его не интересовали. Угонщикам пришлось обойтись без него. Ничего, обошлись.
Правила, унаследованные от бурных 70-х, когда спецслужбы не пинал только ленивый, не позволили ФБР залезть в компьютер Муссауи, и следователи даже собирались отправить его во Францию, где органам дают больше воли. Получили ее потом и американские, но для этого понадобилось 11 сентября.
Борьба с террором была запущена столь безнадежно, что сорвать теракты могла лишь счастливая случайность. Но ее не было.
Нет особых оснований полагать, что ЦРУ с тех пор сильно улучшилось, поэтому госпожа удача до сих пор остается самой большой нашей надеждой.
Добавить комментарий