Вероятно, будучи человеком левых взглядов, Миллман не придавал большого значения свой принадлежности к иудейскому племени, во всяком случае, в его творчестве еврейская тема занимает незначительное место, однако его вклад в технику американской настенной росписи столь значителен, что художник достоин быть представленным русскоязычным любителям живописи.
Эдвард Миллман родился 1 января 1907 года в Чикаго, но о его раннем периоде жизни почти ничего не известно, кроме того, что у него рано проявились художественные способности и уже в 1923 году он был принят в Чикагский художественный институт (Art Institute of Chicago) (SAIC), где учился у Леона Кролла (Leon Kroll) (1) и Джона Уорнера Нортона (John Warner Norton) (2). Вскоре после окончании института в 1928, он был замечен и уже в 1933 году выполнил свою первую настенную роспись для престижной всемирной выставки «Век прогресса» (Century of Progress Exposition), прошедшей в Чикаго в том же году.
Увлекшись настенными росписями, в 1934 году он отправился в Мексику к великому мексиканскому художнику-монументалисту Диего Ривера (3), чтобы углубленно изучать технику их создания.
По возвращении в Чикаго в 1935 году Миллман был назначен директором проектов настенных росписей в рамках программы Federal Art Project и стал одним из самых продуктивных художников Works Progress Administration (WPA – программа помощи художникам в период великой депрессии) (4) в Иллинойсе.
Вскоре последовали заказы от программы Illinois Art Project (Художественный проект Иллинойса), в котором Миллман был назначен государственным директором проектов, а также от более влиятельного Treasury Section of Painting and Sculpture (Казначейский отдел живописи и скульптуры) на росписи в почтовых отделениях городов Молин (Moline ) (1935 г.) и Декейтур (Decatur), штат Иллинойс (1936 г). В тот же период Миллман выполнял росписи в государственных школах Чикаго и других организациях.
В 1936 году Эдварду Миллману было поручено переоборудование глухой стенки площадью 400 квадратных футов в офисе Управления водоснабжения мэрии. Роспись «Благословение воды» (The Blessings of Water), изображающая важность воды для человечества, была завершена в 1937 году. Ее размеры составляли 10 х 27 футов (3.1 м х 8.2 м), и она была разделена на две части. Правая сторона изображала страдание населения, вызванное нехваткой воды в периоды засух на громадной площади Великих равнин (Great Planes), а левая сторона показывала праздник изобилия в годы с достаточным количеством влаги.
В настоящее время, после ряда реставраций, роспись является частью собрания произведений искусства, расположенного в помещении мэрии Чикаго.
В манере исполнения и в колорите росписи «Благословении воды», любители искусства легко распознают влияние Диего Риверы.
В том же 1937 году Миллман выполнил роспись «Производство плугов» для почтового отделения в г. Молин (Moline Post Office). Журналист местной социалистической газеты так описывал увиденное: «В драматической и динамичной сцене показано, как рабочие и машины почти противостоят друг с другу». Можно с ироний относиться к такой трактовке, но она весьма точно отражает отношение левой идеологии того времени к капиталистическому промышленному производству.
Творчество Эдварда Миллмана вовсе не было сосредоточено исключительно на государственных заказах. Кипучей энергии молодого художника хватало и на собственное творчество, и на работу главным иллюстратором газеты Chicago Evening.
Следующий проект Эдварда Миллмана был не слишком для него характерен. Благодаря общению с собратьями-художниками, среди которых было немало евреев, он принял в 1937 году участие в проекте «Подарок Биробиджану»( Gift to Biro-Bidjan), ныне подзабытом, но в то время достаточно популярном.
Проект, задуманный годом раньше, имел двоякую цель. Первая часть проекта предполагала создание коллекции работ американских художников в подарок будущему художественному музею Биробиджана, вторая часть проекта предполагала выпуск большим тиражем портфолио с гравюрами чикагских еврейских художников, выручка от продажи которого должна была быть направлена тому же музею.
В работе над коллекцией работало не менее ста художников, написавших более 200 картин. Коллекция была отправлена в Советский Союз, однако до Биробиджана не дошла. 74 работы оказались в собрании Государственного этнографического музея в Ленинграде, местонахождение остальных работ неизвестно. Стоит также заметить, что к моменту отправки картин, ряд художников, узнав о начале в СCCР кровавого террора, отказались от участия в проекте.
Созданием портфолио «Подарок Биробиджану» руководил старейшина еврейского чикагского цеха художников Тодрос Геллер (Todros Geller)(5). В этой части проекта участвовали 14 мастеров. Портфолио было выпущено в том же 1937 году и оказалось быстро раскупленным, несмотря на довольно высокую стоимость.
Как и многие художники левых взглядов, Миллман, преданный идее социальной справедливости, отождествлял себя с рабочими и причислял к среднему классу. Поэтому его работы часто выражали симпатию к этой группе населения, что ярко выражено в темах как его личных работ, так и работ по государственным заказам.
Именно этот взгляд Миллмана выражен в гравюре, выполненной для портфолио «Подарок Биробиджану», на которой он изобразил сапожника как квалифицированного рабочего «старой страны». По мнению некоторых искусствоведов, символика обуви должна вызывать в нашем воображении образ вечного скитальца, отсылая к изображениям изношенной обуви в ранних работах Ван Гога, а также олицетворяя постоянное стремление евреев обрести новую мирную родину.
Картина возвращает нас в Америку. На ней изображены два полных отчаяния безработных. Их натруженные руки со вздутыми жилами подчеркивают происхождения и образ жизни, полный тяжелого физического труда. Они одеты типично для работяг: дешевые шапки и простая одежда. Один из них лежит на тонком матраце на голом деревянном полу. Очевидно, по замыслу художника, при взгляде на картину у зрителя должно создаваться впечатление, что рабочие готовы в любой момент быстро подняться и приступить к любой предложенной работе.
В 1936 году в рамках проекта WPA властями штата Миссури было принято амбициозное решение построить в городе Сент-Луис новое гигантское здание центрального почтового отделения на Маркет-стрит. Деньги на это были выделены немалые – 4.5 млн долларов. Начало строительства отмечалось чуть ли не как национальный праздник – в сентябре 1936 года 2700 почтовых служащих прошли парадом по центру города на церемонию установки закладного камня.
Когда здание в целом было закончено, настал черед его оформления. В 1939 году был объявлен общенациональный конкурс на создание серии фресок.
Конкурс оказался представительным и престижным. В нем приняли участие 215 художников, которым было предложено создать серию небольших эскизных панно из истории штата Миссури, которые впоследствии могли быть выполнены в полном масштабе и размещены в вестибюле почтового отделения. Выигравший художник получал 29 000 долларов - по тем временам самую крупную выплату за финансируемые из федерального бюджета проекты настенных росписей. В сегодняшних расценках это более полумиллиона долларов. Для сравнения – четырьми годами ранее штат Миссури заплатил знаменитому художнику Томас Харт Бентону (Thomas Hart Benton) (6) за настенные росписи, выполненные для Капитолия в столице штата Джефферсон Сити (Jefferson City) всего $16,000.
Эдвард Миллман и его ближайший друг и соратник Митчел Сипорин (Mitchel Siporin) (7) приняли решение участвовать в конкурсе. Они выполнили 9 небольших предварительных эскизов, размерами 5½ дюйма в высоту и 15 ¼ дюйма в ширину (14 см х 39 см) каждый, которые должны были представлять окончательные росписи стен вестибюля почтового отделения.
После почти недельного рассмотрения заявок, жюри из четырех человек пришло к выводу, что девять масляных темпер на панели, представленные двумя чикагцами, лучше всего подходят для оформления городской почты.
"Проекты росписей почтового отделения великолепно сочетаются с архитектурой вестибюля и гармонируют с его цветом,”- писал Уолтер Л. Ратманн, архитектор из Сент-Луиса, который проектировал здание и был членом жюри, в статье Post-Dispatch от 16 сентября 1939 года.
Получив $29 тыс долларов, Миллман и Сипорон отправились в Мексику, дабы изучить росписи другого великого мексиканского художника Хосе Клементе Ороско (8), чье влияние оказалось весьма значительным, особенно в панели Миллмана о беглом рабе Дреде Скотте (Dred Scott) (9). Эта крупная композиция передает существенное влияние Ороско с его формой триптиха, громоздкими фигурами и характерными искажениями.
Таким образом Сипориным и Миллманом было выполнено 9 росписей размером 9х29 футов каждая (2.74 м х 0.88 м), общей площадью 3000 кв футов (279 кв. метров). В конечном варианте, работа была посвящена уже не только истории региона, но и 100-летней истории города Сент-Луис в частности. На фресках художники изобразили наиболее яркие личности и события. Здесь можно увидеть первопоселенцев, проявивших смелость и выносливость в борьбе с суровой природой, торговцев пушниной, легендарных личностей, таких как Даниэл Бун (Daniel Boone)(10) и Джон Браун (John Brown)(11).
Однако Митчел Сипорин и Эдвард Миллман, верные своим политическим взглядам, не смогли пройти мимо социальных конфликтов региона, поэтому на росписях нашлось место индейцам и неграм, работающим в свинцовых рудниках, судебному процессу над беглым рабом Дредом Скоттом (Dread Scott), борьбе за освобождение негров в годы Гражданской войны.
Художники начали работу над росписями в 1941 году, и закончили следующим летом. Миллман выполнил 5 росписей на южной стороне, Сипорин - 4 на северной стороне.
На росписи воспроизведены эпизоды из предшествующего Гражданской войне периода. Слева изображен схваченный Дред Скотт, в центре - сенатор Томас Харт Бентон (Thomas Hart Benton) (13), произносящий знаменитую речь в защиту беглеца с осуждением насилия и справа – страдающая группа рабов.
Росписи привлекли внимание журнала "Лайф", который опубликовал репродукции в номере от 12 октября 1942 года.
Журнал писал: "Америка знает Миссури по своим мулам, которые являются самыми упрямыми в стране, по гончим собакам, которые, возможно, самые умные в стране, по трубкам из кукурузных початков, которые производятся только здесь, но Америка не знает истории Миссури. Об этом можно узнать, взглянув на росписи, выполненные Миллманом и Сипориным в почтовом отделении Сент-Луиса. Они включают французских исследователей, спускающихся по реке Миссисипи в поисках золота и серебра, но вместо этого находящих свинец, добыча которого началась в Сент-Луисе, около 1750 года. Урок истории также посвящен Пьеру Лакледу, основателю Сент-Луиса и Гражданской войне.»
В те же годы с 1939 по 1942 год Миллман давал уроки живописи, в основанном Джейн Аддамс (Jane Addams) (12) Халл-хаус (Hull House) (14) в Чикаго, выступал с лекциями по истории искусства, продолжал успешно работать в станковой живописи, а также выполнил множество литографий.
В 1941 году по заказу WPA Миллман создает настенную роспись «Вклад женщин в американский прогресс» для школы Lucy Flower Academy High School. На ней аллегорически изображены женщины, внесшие значительный вклад в американскую историю: Люси Флауэр (Lucy Flower) (15), Грейс Эббот (Grace Harriet Tubman Abbott) (16), Фрэнсис Перкинс (Frances Perkins) (17), Джейн Аддамс (Jane Addams), Сьюзен Б. Энтони (Susan B. Anthony)(18), Гарриет Табмен (Harriet Tubman)(19), Гарриет Бичер-Стоу (Harriet Beecher Stowe) (20) и Клара Бартон (Clara Barton) (21).
В 1943 году наступил новый этап в жизни и творчестве художника. Эдвард Миллман стал участником программы боевых художников ВМФ федерального правительства (Navy Combat Artist Program) и отправился в южную часть Тихого океана. Он был одним из восьми художников, выбранных по просьбе командующего Тихоокеанским флотом адмирала Честера В. Нимица (Chester W. Nimitz) (22) «для отправки в действующие войска, чтобы отобразить свои впечатления способами, которые не могли быть сделаны кинокамерой и печатным словом». Миллман и другие художники были прикомандированы к воинским подразделениям, в результате чего появилось более 1300 рисунков, акварелей и картин, изображающих войну и людей, которые в ней сражались. Произведения художников публиковались по всей стране в книгах, журналах и газетах. В 1945 году Миллман получил специальную награду ВМФ за участие в программе, а также стипендию Гуггенхайма в знак признания его вклада в изображение тяжелой войны с Японией на Тихом океане.
Закончилась война, наступило мирное время, но в 1949 году неспокойный характер и вечная жажда социальной справедливости толкают Миллмана в компании с еще тремя художниками совершить поездку от мексиканской границы к полярному кругу, с целью описания живописными средствами условий жизни индейских племен. Организованная по возвращении в Нью-Йорк Американским Индейским фондом (American Indian Fund) выставка имела большой успех и открыла глаза многим американцам на тяжелые условия жизни коренного населения.
После войны Миллман снова возвращается в газету Chicago Evening, где был назначен главным иллюстратором, а также работал в журнале The Chicagoan. Он также преподавал в Университете Индианы, Вашингтонском университете в Сент-Луисе, Университете Арканзаса, Корнельском университете и Лейтонской школе искусств (Indiana University, Washington University in St. Louis, University of Arkansas, Cornell University and Layton School of Art). Он был художником-резидентом в течение одного года в Художественном институте Чикаго и профессором искусства в Политехническом институте Ренсселера (Rensselaer Polytechnic Institute School of Architecture in Troy, New York) с 1956 года до своей смерти от инфаркта в Вудстоке, штат Нью-Йорк, 11 февраля 1964 году. Ему было всего 57 лет. У него остались вдова Норма, брат и три сестры.
Работы Миллмана находятся в постоянной коллекции Museum of Modern Art, NY, Whitney Museum of American Art, NY, the Smithsonian American Art, Albany Institute of History and Art, а также в ряде коллекций в Чикаго.
Использованная литература и информация
1. Albany Institute of History and Art. World War II Navy Art: A Vision of History, http://www.albanyinstitute.org/exhibits/wwII.combat.htm
2. Becker, Heather. Art for the People: The Rediscovery and Preservation of Progressive- and WPA-Era Murals in the Chicago Public Schools, 1904–1943. San Francisco: Chronicle Books, 2002.
3. Edward Millman 1907–1964. Troy, NY: Rensselaer Polytechnic Institute, 1964.
4. Millman, Edward. Pamphlet file P16557. Ryerson Library. Art Institute of Chicago. [15 items]
5. Oakton Community College. A Gift to Biro-Bidjan: Chicago, 1937: From Despair to New Hope. Exhibition website, http://www.oakton.edu/museum/Millman.html
6. Galpin, Amy, and Susan Weininger. “Edward Millman.” In Elizabeth Kennedy, ed., Chicago Modern, 1893–1945: Pursuit of the New, 130–31. Chicago: Terra Foundation for the Arts, 2004.
7. “Renowned Abstract Artist, Edward Millman Succumbs.” (Obituary) New York Times, February 13, 1964.
8. Modernism in the new City Chicago Artists, 1920-1950
https://www.chicagomodern.org/artists/edward-millman
9. Whitney Museum of American Art.
https://whitney.org/search?q%5Bsearch_cont%5D=edward+millman&type=artwork
10. Cincinnati Art Galleries, LLC
https://www.cincyart.com/19th-20th-century-jm/edward-millman
11. New Deal map Post Offices
https://livingnewdeal.org/artists/edward-millman/
https://www.newdealartregistry.org/artist/MillmanEdward/
http://wpamurals.org/illinois.html
12. Mutual Art
https://www.mutualart.com/Artist/Edward-Millman/C09BB1AEA0684960/Artworks
13. Naval History and Heritage Command
https://www.history.navy.mil/our-collections/art/exhibits/conflicts-and-...
14. Игорь Волошин «Митчел Сипорин – пламенный коммунист».
https://artpark.gallery/ru/Siporin
Комментарии
1. Леон Кролл (Leon Kroll) (1884 – 1974) – американский художник, мастер пейзажной живописи.
2. Джон Уорнер Нортон (John Warner Norton) (1876 – 1934) - американский художник, один из пионеров в технике настенных росписей.
3. Диего Ривера (Diego de la Concepcion Juan Nepomuceno Estanislao de la Rivera y Barrientos Acosta y Rodriguez) (1886 – 1957) – великий мексиканский художник-монументалист, политический деятель левых взглядов.
4. WPA - Works Progress Administration (Администрация Прогресса Работ), одна из программ нового курса президента Франклина Д. Рузвельта, функционировавшая как программа помощи трудящимся, в которой было задействовано более 8.5 миллионов человек. Работникам платили за строительство мостов, дорог, общественных зданий, парков и аэропортов. По этой программе было трудоустроено немало художников, которые получали заказы на оформление государственных учреждений – почтовых отделений, школ, городских мэрий, государственных департментов и так далее.
5. Тодрос Геллер (Todros Geller) (1889 – 1949) – американский еврейский художник и педагог. Лидер чикагского художественного сообщества
6. Томас Харт Бентон (Thomas Hart Benton) (1889 – 1975) – известный американский художник, пейзажист, монументалист, мастер бытовых сцен, лидер группы художников Regionalist art movement.
7. Митчел Сипорин (Mitchel Siporin) (1910 – 1976) – американский художник, социалистический реалист, монументалист.
8. Хосе Клементе Ороско (José Clemente Orozco) (1883 – 1949) – великий мексиканский художник, монументалист.
9. Дред Скотт (Dread Scott) (1799-1857). Порабощенный негр, который вместе со своей женой Харриет безуспешно добивался свободы для себя и двух своих дочерей в деле Дред Скотт против Сэндфорда 1857 года, известном как "решение Дреда Скотта".
10. Даниэл Бун (Daniel Boone) (1734 – 1820) – американский исследователь, первопроходец и политик, сделавший много для освоения и просоединения к Соединенным Штатам среднего запада континента.
11. Джон Браун (John Brown) (1800 – 1859) – американский лидер аболиционистсого движения (за освобождения рабов).
12. Джейн Аддамс (Jane Addams) (1860 – 1935). Американский социолог и философ, лауреат Нобелевской премии мира 1931 года. Президент Международной женской лиги за мир и свободу (1919—1929).
13. Томас Харт Бентон (Thomas Hart Benton) (1782 – 1858) – американский политик, сенатор, адвокат, сторонник Manifest Destiny – плана по расширению территории Соединенных Штатов до Тихого океана.
14. Халл-хаус (Hull House) – дом Джейн Аддамс, в котором она организовала школу, где новые эмигранты из разных стран адаптировались к новой жизни и изучали необходимые в стране специальности.
15. Флауэр (Lucy Flower) (1837 – 1921) – гражданская активистка, борец за права детей.
16. Грейс Эббот (Grace Harriet Tubman Abbott) (1878 – 1939) - гражданская активистка, борец за права детей, исследователь детской преступности, соратник Джейн Аддамс.
17. Фрэнсис Перкинс (Frances Perkins) (1880 – 1965) – министр труда при президенте Ф.Д. Рузвельте, первая женщина, занявшая должность секретаря кабинета.
18. Сьюзен Б. Энтони (Susan B. Anthony) (1820 – 1906) – социальный реформатор, активистка за права женщин, сыгравшая ключевую роль в суфражистском движении.
19. Гарриет Табмен (Harriet Tubman) (1822 – 1913) – аболиционистка и социальная активистка, беглая рабыня, спасшая большое количество рабов.
20. Гарриет Бичер-Стоу (Harriet Beecher Stowe) (1811 – 1906) – аболиционистка, писательница, автор известного романа «Хижина дяди Тома».
21. Клара Бартон (Clara Barton) (1821 – 1912) – медсестра в войсках северян в годы Гражданской войны. Основала Красный Крест, президентом которого служила в течение 23 лет. Спасла большое количество солдат.
22. Честер В. Нимиц (Chester W. Nimitz) (1885 – 1966) – адмирал, главнокомандущий флотом США на Тихом Океане в годы Второй Мировой войны.
Добавить комментарий