Авторы интеллектуальной прозы: Тарн и Харари

Опубликовано: 2 января 2025 г.
Рубрики:

Сколько важного, необычного, повсеместно востребованного создается в маленькой стране, укоренившейся на восточном берегу Средиземного моря. И сколь велико участие в этом наших бывших соотечественников, русско-советских евреев – ученых, инженеров, врачей, предпринимателей. Однако кроме капельного орошения, лекарств от Альцгеймера, самолетов и автоматов, Израиль постоянно богатеет новыми талантами в области музыки, театра, эстрады, шоу-бизнеса. И, что не менее знаменательно, в изящной словесности.

В этом отношении, помимо блистательных И.Губермана и Д.Рубиной, на нашей исторической родине появляются и новые звезды - писатели более молодого поколения, в частности, такие авторы интеллектуальной прозы, как Алекс Тарн и Юволь Ной Харари, которые отличаются друг от друга не меньше, чем те их старшие русско-язычные коллеги. Недавно мне посчастливилось насладиться замечательным творчеством этих прекрасных мастеров пера.

У А.Тарна мне больше всего понравились такие его художесвенно-беллетристические остросюжетные произведения, как «Книга», «Шабатон», «Девушка из JFK». В первой из них в совершенно новом, неожиданном, даже провокационном ключе перелопачивается история возникновения христианства. По версии автора, более двух тысяч лет назад в Кумране, небольшом поселении Иорданской долины, группа переписчиков Святого писания работала над размножением главной книги иудаизма. Понимая, что бумажные и пергаментные свитки, увы, далеко не вечны, два еврейских лидера Саул и Шимон задумались, как бы сохранить Пятикнижье Моисея для будущего.

Эти предприимчивые иудеи решили создать новую религиозную секту, которая, кроме евреев, должна была передать Ветхий завет всему человечеству. Для этого они уговорили одного простого гончара Иешуа стать ее главой и проповедником нового учения. С большим энтузиазмом его раскручивая, они объявили своего ставленника сыном Божьим, придумали ему историю исцеления больных, оживления мертвых и прочие чудеса. Затем вместо него подсунули на суд римского наместника Пилата какого-то бродягу, который и был распят на кресте. Во-вторых, герои книги записали Тору на медном листе, который спрятали в труднодоступной пещере Иудейской пустыни и завещали охранять ее тайну всем поколениям некого племени бедуинов. Роман Тарна рассказывает о полных приключений поисках этого сокровища героем книги - нашим современником и земляком. 

Другое произведение, «Шабатон», тоже в занимательной форме рассказывает захватыващую дух историю поиска и вывоза советскими особистами золота Испании во время гражданской войны 1936-1939гг. Оказывается, именно это, а не помощь республиканцам, было главной целью диктатора Сталина. В еще одной привлекающей внимание книге «Девушка из JFK», героиня попадает на службу к крупному киллеру, этакому Робину Гуду, выполняющему заказы на убийство знатных богатеев, виновных в разных темных делах. Как и от других произведений А.Тарна, от этой его книги тоже трудно оторваться.  

С не меньшим интересом читаются историко-философские и публицистико-художественные книги Ю. Харари, среди которых нельзя не отметить «Sapiens. Краткая история человечества», «21 урок для 21 века» и «Краткая история завтрашнего дня». Они привлекают к себе высокой сюжетной и смысловой плотностью текста, неожиданностью, необычностью и смелостью суждений, а также содержат огромное количество ценной информации в самых разных областях, от истории и социологии до биологии и психологии.

Помню из какого-то университетского учебника, выпущенного в тогдашнем РСФСР 20-х годов прошлого века, я узнал, что вся человеческая история состоит из непрерывной классовой борьбы, из революций, бунтов, восстаний, забастовок, гражданских войн. А в школе нам преподнесли более обобщенную последовательность исторического процесса: рабовладельческий строй, якобы, сменялся феодальным, потом капиталистическим и, наконец, социалистическим, который в светлом будущем неизбежно должен был привести к коммунизму.

В наше время в замечательном десятитомнике Б. Акунина «История государства российского» существование нашей бывшей родины за период времени IX– ХХ веков рассмотрена в основном с позиции ее государственного устройства. В некоторой степени это лежит в плоскости истории смены власти, на принципах которой держатся и книги дореволюционных историков, таких, как Н.Карамзин, С.Соловьев и других жизнеописателей русских князей и царей.

Не отвергая полностью эти подходы к цикличности истории, Харари предлагает новую оригинальную ее систематизацию. Она основывается на способе существования, образе жизни людей. Так, кочевой период их жизни, отмеченный в основном охотой и собирательством, сменился сначала оседлой аграрной, а затем индустриальной эпохами. Во главу угла здесь ставится не общество, не государство, а сам человек, его благополучие, здоровье, удовлетворенность жизнью. При этом подчеркивается, что всеобщий технологический, социальный и другой цивилизационный прогресс далеко не делал каждого отдельного человека более благополучным и счастливым.

Так, переход к земледелию привел к значительно большей занятости по сравнению с временами охоты и собирательства, когда люди были более свободными. Например, единовременная добыча племенем туши мамонта надолго обеспечивала его едой, шкурами для одежды, костью для изготовления предметов быта. Помимо этого переход к земледельческому существованию привел к более однообразному питанию (пшеницей) по сравнению с разнообразием витаминно-насыщенных продуктов собирательства, и связанному с этим большему распространению болезней. А что еще весьма огорчительно, владение сельскохозяйственными угодьями потребовало их защиты, в связи с чем столкновения племен друг с другом, противостояния, войны стали более частыми, чем раньше.

С некоторым пессимизмом рассматривает Ю.Харари ряд опасных тенденций научно-технического прогресса, представлящих угрозу самому существованию человека разумного. Его возможную кончину предрекает, во-первых, развитие генной инженерии, могущей в будущем выращивать людей на заводах в промышленных масштабах. Во-вторых, широкое распространение киборгов или хотя бы отдельных органов, содержащих машинные (в частности, электронные) части человека, что может позволить отказаться и от него самого. И, в третьих, гибели сапиенсов грозит появление на глобальном уровне неорганических существ-роботов, которые будут способны заменить нынешних живых людей.

  Перечисленное представляет собой сегодня в основном предмет научно-фантастических романов, хотя в ряде стран уже ведутся серьезные исследования, и даже достигнуты какие-то практические результаты. Однако, несмотря на указанные им же самим опасности, А.Харари не является упертым сторонником плачевного будущего человеческой цивилизации. Он справедливо отмечает, что в ходе исторического прогресса были преодолены вероятные пагубные последствия целого ряда многоцелевых достижений науки и техники. Например, расщепление атомного ядра, кроме создания атомных бомб, дало возможность развития атомной энергетики. Точно так же при благоприятных и разумных социально-политических условиях смогут быть устранены и возможные неприятности, связанные с генетико-инженерными открытиями. 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки