Aмериканские учёные и инженеры-изобретатели пытаются найти наиболее совершенные способы распознавания лжи. Нынешний детектор лжи — полиграф — остаётся несовершенным. Например, Олдрич Эймс, сотрудник ЦРУ, работавший на советскую разведку, легко прошёл несколько проверок на детекторе лжи, зато учёный, сотрудник Министерства энергетики США Вен Хо Ли, ошибочно обвинённый в шпионаже в пользу Китая, не смог пройти проверку на полиграфе. Из-за этого подозрения в том, что он продавал Китаю американские ядерные секреты, только усилились, но так и не были доказаны.
Американская судебная система, в частности, федеральный апелляционный суд не принимает показания детектора лжи в качестве доказательства вины или невиновности подсудимого.
Полиграф был изобретён в 1910 году гарвардским психологом Уильямом Марстоном, а затем уменьшен до портативных размеров полицейским из Калифорнии Леонардом Килером. Он снован на идее, будто в момент лжи у человека повышается кровяное давление, и повышается оно будто бы потому, что, говоря неправду, человек делает усилие чтобы заглушить голос совести. Полиграф Килера фиксирует не только уровень давления, но и учащённость пульса и дыхания, а также повышенную потливость ладоней. Но состояние, вызывающее давление, сердцебиение и потливость, может возникнуть и по другим причинам.
Проверка, проведённая Национальной Академией наук США, показала, что полиграф фиксирует волнение, а не ложь.
Профессионал в этом деле, сотрудник нью-йоркской полиции Билл Маджески говорит:
— Я никогда не начну полиграфическое тестирование, если человек в состоянии повышенного волнения. Я изначально отношусь к любому тестируемому как к честному человеку. А его нервозность — естественна. Честный человек, когда его подозревают во лжи, волнуется намного больше, чем профессиональный лжец. Честный человек боится быть обвинённым в том, чего он не совершал.
Несовершенство имеющихся полиграфов очевидно, как очевидна и необходимость детекторов лжи. Так считает Пол Рут Вольпе из Центра биоэтики Пенсильванского университета:
— Нет сомнения, что если бы у нас был эффективный детектор лжи, он нашёл бы широкое применение в борьбе с терроризмом, с уголовной преступностью, при найме на секретную или ответственную работу. Полиграфические тесты остаются пока недостаточно надёжными.
Добавить комментарий