Этот фильм предназначен для тех, кто любит песни "битлов" и 60-ые годы в Америке. Песен здесь, вероятно, около двадцати. Каждые пять-семь минут действие слегка приостанавливается, и кто-нибудь из персонажей поет что-то из репертуара великолепной ливерпульской четверки в довольно непривычной аранжировке.
Главные действующие лица носят имена из этих песен. Герой - юный английский пролетарий Джуд. Он приезжает в начале 60-х в США в поисках своего отца. Тот был американским солдатом, который прекрасно проводил время в Англии во время войны. В результате на свет появился Джуд.
Он и его мать думают, что отец - профессор в Принстоне. Тут они слегка ошибаются. Но в университете Джуд знакомится с представителями американской молодежи: полным болваном Максом и его сестрой, хорошенькой блондинкой Люси. Макс и Люси из обеспеченной провинциальной семьи, которая перестает их устраивать, потому что эта семья слишком традиционная и приличная. Они, прихватив с собой Джуда (конечно, влюбленного в Люси), отправляются в Нью-Йорк, где проделывают все, что полагается. Живут коммуной, в неопрятной бедности, дружат с лихой певицей, напоминающей Джэнис Джаплин, с чернокожим музыкантом, похожим на Джимми Хендрикса, и с застенчивой лесбиянкой Пруденс. Демонстрируют против войны во Вьетнаме (куда забирают беднягу Макса) и, конечно, вовсю принимают наркотики. Набор в американскую армию изображен как дикий кошмар. В символической сцене войны солдаты бредут по вьетнамскому болоту, увязая в грязи, и тащат над головой как бревно статую Свободы.
Сцены психеделических галлюцинаций наркоманов режиссер ставила с особым тщанием и любовью, хотя они не поражают ни оригинальностью, ни техническим совершенством. Она повторила здесь свои театральные приемы. Джули Теймор знаменита своими театральными постановками, главным образом, спектаклем "Король-Лев" на Бродвее. Я его видела, спектакль хороший, но мне не совсем понятно, почему он считается выдающимся событием американской сцены...
Потом Люси и Джуда разлучают суровые обстоятельства, но к финалу они соединяются под бодрые звуки песни "Все, что нужно - это любовь".
Ностальгия по 60-м годам - дело специфическое. Мне ее понять трудно, потому что мне кажется, что эта эпоха нанесла стране жуткий вред. Америке уже не залечить последствий "революционного освобождения", принесенного 60-ми - освобождения от разума, порядочности и привычки мыться физически и душевно. Но если бы фильм Джули Теймор был талантливым, о чем тогда говорить. Он, однако, очень инфантильный, сюжет крайне примитивен, и даже прогрессивная американская критика, которой страшно хочется его хвалить, почесывает в затылке.
Постскриптум. После того, как я написала все вышеприведенное, 25 ноября в "Лос Анджелес таймс" было напечатано письмо читателя Стивена Куинна из Хантингтон-Бича. Не могу отказать себе в удовольствии привести выдержки.
"Каждый раз, как я с неохотой разворачиваю вашу газету, я снова нахожу в ней благоговейные проповеди о "славных днях" моего поколения. Давайте проясним кое-что раз и навсегда. 60-е годы были временем беспримерной глупости, ядовитой смесью нахальства и наивности... Невозможно отделаться от впечатления, что ваша редколлегия испытывает такую же неоправданную ностальгию по 60-м, как и по бывшему Советскому Союзу. Неужели стоит восхвалять "достижения" того поколения, которое я не могу назвать иначе, как разболтанным, поколения избалованных дураков, превративших самолюбование в вид искусства? Ведь все их герои кончали тем, что захлебывались в собственной блевотине".
Ай да Стивен Куинн из Хантингтон-Бича.
ПО ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ
Across the Universe
В некоторых кинотеатрах
Режиссер Джули Тэймор
Добавить комментарий