Идет везде
Режиссеры Марк Осборн и Джон Стивенсон
Это полнометражная мультипликация про самое модное в Америке животное. Раньше самыми модными были динозавры. Теперь — китайский медведь панда. Тем более, что и китайское население у нас растет. В "Лос Анджелес таймс" недавно была корреспонденция про новую китайскую общину в восточной части города. Старые общины населены, в основном, выходцами из континентального Китая. А новая — из Тайваня. Образ жизни и язык там сохраняется свой. Одна маленькая девочка, привезенная туда родителями, через несколько дней спросила: "А когда же мы поедем в Америку?"
Но это так, к слову.
Героя фильма, панду, зовут По. Он из трудовой семьи — у его папы крошечная столовая, где кормят лапшой, и где вынужден работать сын. Увидев папу, я вздрогнула — до того четко авторы фильма проводят любезный их прогрессивным сердцам принцип "разнообразия" (diversity) нашего общества. Долина Мира, где происходит действие, населена самыми разными персонажами — свинками, птичками и прочими. Но этого мало. Разнообразие железной рукой сценариста внедрено и в семью. Папа медвежонка — гусь! Жаль, что не показали маму...
Гусь обещает сыну, что когда-нибудь он откроет ему тайный рецепт какой-то исключительной лапши. Но По интересуется лапшой не в творческом, а в практическом плане. Он обжора и толстяк. Работать не любит. А любит видеть себя во сне чемпионом боевых искусств.
Наступает праздник отбора Воина-Дракона. Есть пять кандидатов, которых натренировал выдающийся учитель Ши Фу. На вид он бурундук. Помня об обязательном принципе разнообразия, не приходится удивляться, что в пятерке борцов строго представлены млекопитающие (тигр и обезьяна), птицы (журавль), насекомые (богомол) и рептилии (змея). Нет только микробов. И, конечно, из пяти искусных воинов двое — женского пола. Сексизм не пройдет! Так что Тигрице приходится вещать свой текст голосом Анджелины Джоли, да и змею произвели в женщины.
По нелепой случайности По, никому не известного новичка, совершенно беспомощного в деле кунг фу, избирают Воином Дракона. Я опять вздрогнула, потому что подумала про грядущий день выборов в ноябре.
Но это опять же к слову.
Бурундук забывает своих примерных учеников, сосредоточив внимание на панде. Тут я обрадовалась. По выглядел примерно так же, как детишки с тремя подбородками и отвисшими животами, сидящие в зале.
И я подумала, что наконец-то Голливуд собрался внести свою лепту в борьбу с детским ожирением. Сейчас покажут, как толстый и ленивый панда начнет работать как зверь (каковым он и является), и превратится в стройного воина с талией. К тому же, там у них под потолком висит волшебный свиток с каким-то важным секретом, и панда, конечно, его достанет и овладеет мудростью.
Напрасные надежды. Показали одну тренировку, где в награду По получает и пожирает массу печенья. Этого оказывается достаточно, чтобы панда победил в бою ужасного злодея и стал народным героем, оставшись тем же толстым лентяем и обжорой. Его последняя реплика в фильме — "А что будем есть?"
В подвешенном свитке не оказывается никакой мудрости — он пустой. Да и папа Гусь признается, что у него нет никакого тайного рецепта лапши. Прямо хочется повторить вслед за Воландом — "Что же это у вас — чего ни хватишься, ничего нет?"
Зато есть в большом количестве знакомая проповедь американских мудрецов — "верь в себя и добьешься всего, чего хочешь". Детей не учат преодолевать трудности, развивать свои способности и понимать, что не у всех они одинаковы. Трудиться, оказывается, вовсе не так важно, надо только хотеть. Леволиберальная педагогика внушает молодежи, что главное — это самоуважение (self-esteem). На этом они умолкают, забыв одну мелочь. Ведь неплохо бы иметь, за что именно себя уважать. Иначе понятие уважения теряет всякий смысл.
Недавно в телепередаче "60 минут" показали молодежь, выращенную таким способом. В компании и фирмы нахлынуло новое поколение "белых воротничков" — свежая рабочая сила. Они уважают себя изо всех сил. Но не желают работать и не являются на работу вовремя. Постоянно устраивают в офисах праздники и танцы в рабочее время. Наниматели платят миллиарды (!) долларов консультантам, которые объясняют, что с юношеством надо обходиться нежно, а то, не дай Бог, они вообще бросят трудовые места.
То же самое, что я, заметила в фильме и Карина Чокано, рецензент "Лос Анджелес таймс". Она считает, что у По нет за душой ничего, кроме фантазий. "Но это ведь неважно! — иронически пишет критик. — Важно лишь одно — как предписывает принцип "самоуважения" и показывает пример некоторых государственных деятелей — что панда верит в себя вопреки всем своим слабостям и недостаткам и вопреки тому, что думают о нем все остальные. Идея фильма — верь в себя, даже когда абсолютно ясно, что верить не во что — уже давно навязла в зубах, и ее пора всерьез разоблачить".
Этой маниловщине усердно обучают в американских государственных школах. Хорошо бы, чтобы при этом заставляли осилить таблицу умножения. Но заставлять нельзя. И результаты налицо.
По каналу "Фокс", кроме конкурсов пения и танца, показывают замечательную передачу "Кто умнее пятиклассника?" (Are You Smarter than a Fifth Grader?) Это тоже конкурс. Чтобы выиграть деньги, надо ответить на 10 вопросов из школьной программы от первого до пятого класса (то-есть, до десятилетнего возраста). Передача интересна, в частности, тем, что демонстрирует уровень нашего образования.
Недавно там состязался веселый, пышущий здоровьем чернокожий человек — торговый агент какой-то фирмы. Его спросили, сколько прилагательных в предложении: "Девочка бежит вниз с холма". Он сказал, что одно — "бежит". Следующий вопрос был: "Спортсмен пробежал 36 миль за 4 часа. Сколько миль он пробегал в час?" Это оказалось конкурсанту не по силам. После мучительных раздумий он сдался и выбыл из игры, но успел выиграть тысяч десять. Затем пришла состязаться хорошенькая блондинка, оказавшаяся учительницей начальной школы. Тут было ясно, что кому же еще, как ни ей, предстоит выиграть миллион! У нее все эти вопросы должны, как говорится, отскакивать от зубов. Учительницу спросили, сколько местоимений множественного числа в предложении: "Они сказали нам, что их оценки лучше наших". Она бодро назвала "они" и "нам". Но не знала, что слова "их" (their) и "наши" (ours) тоже являются местоимениями множественного числа, только притяжательными. Бедняга завалилась в самом начале и не выиграла ничего.
Политика учения без усилий и самоуважения без оснований явно приносит свои плоды.
Поэтому фильм про панду, отражающий эту политику, не вызвал у меня восхищения. Хотя, конечно, сделан он высоко профессионально. Все скачет в быстром ритме, масса драк, полетов, низвержений и вознесений. Выражения лиц у животных смешные. Компьютерные художники изобразили все очень искусно. Детям должно нравиться.
Только выйдя из кинотеатра и задумавшись — "Что же это мне показали?" — понимаешь, как бестолкова и бессмысленна эта сказка.
***
***** - замечательный фильм
**** - хороший фильм
*** - так себе
** - плохой фильм
* - кошмарный
Добавить комментарий