Смерть Брюса Айвинса

Опубликовано: 16 августа 2008 г.
Рубрики:

29 июля в больнице Форт-Детрика, находящегося в Мэриленде к северу от Вашингтона, скончался 62-летний ученый Брюс Айвинс, которого подозревали в рассылке по почте спор сибирской язвы в 2001 году. Власти заключили, что он наложил на себя руки, передозировавшись смесью "Тайленола" и кодеина.

Как стало известно, федеральная прокуратура собиралась официально привлечь Айвинса по делу о терактах, произошедших осенью 2001 года вскоре после атак на Нью-Йорк и Вашингтон и усугубивших панику, которая царила в тот период в США. Неизвестный злоумышленник отправил письма со спорами антракса в несколько редакций и ряду членов конгресса. В результате погибло семь человек, в том числе, фоторедактор флоридской газеты и два работника вашингтонского почтамта, а 17 тяжело заболели, но их удалось спасти.

В случае признания Айвинса виновным прокуратура намеревалась требовать для него смертной казни.

Зараженное смертоносными спорами девятиэтажное здание им. Харта, в котором находятся кабинеты 50 сенаторов и сотен их помощников, было закрыто на несколько месяцев. Одно время даже поговаривали о временной остановке всей американской почты из опасения, что гигантские сортировальные машины заразили антраксом массу корреспонденции.

Поскольку дело было почти сразу после 11 сентября, подозрение немедленно упало на "Аль-Каиду". Однако споры были слишком высокого качества, чтобы их можно было изготовить в кустарных условиях. Поэтому следователи скоро сосредоточились на нескольких десятках американских ученых, работавших в военных лабораториях Форт-Детрика над средствами защиты от биологического оружия.

В течение нескольких лет ФБР было уверено, что нашло виновного, и не искало других. Виновным казался ему работавший раньше в Форт-Детрике ученый Стивен Хэтфилл, которому сейчас 54 года и который недавно высудил у минюста США почти 6 миллионов долларов.

Следователи работали в поте лица. Как отмечается на сайте ФБР, в общей сложности оно потратило "несколько сот тысяч человеко-часов" и провело 9100 допросов и 67 обысков.

Критики расследования ФБР говорят, что оно очень рано и слишком надолго сосредоточилось на Хэтфилле в ущерб разработке других версий. Подозрения подкрепляла как неординарная биография Хэтфилла, который вырос в Иллинойсе, но закончил медицинский факультет университета Зимбабве и работал врачом в Южной Африке, так и найденная у него на обыске рукопись, в которой прикованный к инвалидному креслу персонаж забрасывает в конгресс бактерии чумы.

C 1997 по 1999 год он работал в армейском Медицинском институте инфекционных заболеваний в Форт-Детрике (Фредерик, штат Мэриленд). До 1970-х годов это был главный американский центр по разработке биологического оружия. Именно там хранится разновидность возбудителя сибирской язвы — так называемый штамм Эймса (Ames strain), который посылался по почте американским сенаторам и в СМИ.

После запрещения этого средства массового уничтожения в Форт-Детрике занимаются разработкой защиты от него.

После Форт-Детрика Хэтфилл работал в Сан-Диего в корпорации Science Applications International Corp., выполняющей заказы военного ведомства. Именно он поручил видному специалисту по биооружию Уильяму Патрику провести исследование на предмет того, к каким последствиям приведет гипотетический теракт — распространение сибирской язвы через почту. Патрик был когда-то главным конструктором американского биологического оружия.

В общем, совпадений было слишком много, и недаром ФБР потратило несколько лет на разработку бедного Хэтфилла, хотя в конечном итоге и сделало его богатым.

Хэтфилл возмущенно отрицал причастность к терактам, сотрудничал со следователями и дал им согласие на обыски у себя дома. Бичом расследования был постоянный слив информации в прессу, в результате которого во время обысков дом Хэтфилла был окружен толпой журналистов и частоколом телекамер.

Из личного опыта я знаю, что ФБР сливает в прессу крайне мало. Несколько больше сливает прокуратура, которая главнее ФБР. По сравнению с ней, конгресс течет, как дырявое корыто, и львиная доля закрытой информации о ходе расследования явно поступала оттуда. Поскольку среди потерпевших было двое видных сенаторов-демократов — Том Дэшл и Патрик Лейхи, следственным органам пришлось давать конгрессу больше секретной информации, чем обычно, а уж оттуда она разносилась по СМИ.

Официально Хэтфилла так ни в чем не обвинили, но группы наружного наблюдения долго следовали за ним по пятам, а минюст заставил университет штата Луизиана, куда Хэтфилл было устроился преподавателем с жалованьем 150 тысяч долларов в год, аннулировать заключенный с ним контракт. У этого вуза были выгодные заказы от минюста, так что отказать ему он не отважился.

ФБР перестало подозревать Хэтфилла лишь в 2006 году, когда оно начинало всерьез присматриваться к Айвинсу. Подозрения в адрес последнего были результатом генетических исследований, которые обошлись ФБР в 10 миллионов долларов, но, в конце концов, идентифицировали конкретную разновидность спор сибирской язвы, указывавшую именно на Айвинса. Притом он имел доступ к лаборатории как раз в то время, когда споры насыпались в конверты.

Уже более года прокуратура была уверена, что споры слал именно Айвинс, но научные разработки, позволившие получить на него компромат, настолько экспериментальны, что власти тревожились, как бы защита не очернила их на суде, и не спешила арестовывать убийцу. Самоубийство Айвинса сэкономило казне как минимум сотни тысяч долларов. Суды в Америке дороги.

Адвокат покойного Пол Кемп продолжает заявлять, что его клиент невиновен. По его словам, Айвинс давно знал, что к нему прикован интерес следователей, сильно нервничал, и стресс в конечном итоге "привел к его безвременной кончине".

Известно, что Айвинс лечился у психиатров. За пять дней до его смерти суд приказал ему держаться подальше от социальной работницы Джин Дули, которая пожаловалась, что он за нею следит.

Она заявила, что "он реально пытался убить несколько человек" и "был диагностирован несколькими видными психиатрами как социопат и потенциальный убийца" "У меня есть доказательства, — заявила Джин Дули. — Я с ним работала и пришла к выводу, что это чистая правда".

Как явствует из показаний Дули, обнародованных 2 августа, один психотерапевт говорил, что он "до смерти" напуган Айвинсом. Выяснилось, что 10 июля полиция вывела его из лаборатории и насильно положила в больницу, опасаясь, что "он представляет угрозу для самого себя и для других людей".

В то же время, Айвинс играл на синтезаторе в своей католический церкви, активно участвовал в работе Красного креста, был талантливым жонглером и заядлым огородником. Чужая душа потемки.

Смерть убийцы оставляет без ответа ряд важных вопросов, в частности, о том, что побудило его травить людей спорами смертельной болезни. За полтора года до биологических терактов Айвинс и несколько других ученых запросили патент на изобретенную ими вакцину от сибирской язвы, что породило гипотезу, согласно которой он заражал людей с намерением потом испытать на них свое детище.

По версии, которая родилась сразу после теракта, цель была в том, чтобы власти резко увеличили ассигнования на борьбу с токсинами.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки