Что идет в кино

Опубликовано: 16 ноября 2008 г.
Рубрики:

АППАЛУЗА
Appaloosa

Идет везде
Режиссер Эд Харрис

Известный актер Харрис сделал этот фильм для себя. Нашел роман Роберта Паркера, написал по нему сценарий, поставил его и сыграл в нем одну из главных ролей. И все это сделал очень хорошо.

Если вы соскучились по вестерну, который в последнее время — увы! — вышел из моды — то этот фильм доставит вам настоящее удовольствие. Это самый что ни на есть традиционный вестерн — жанр, на мой взгляд, вечный, как классический балет.

Чувствуется, что его делали с наслаждением. В фильме есть все, что положено. Живописные просторы штата Нью-Мексико. Городок Аппалуза — одна улица, гостиница, салун. Именно в салуне, как и должно быть, мы знакомимся с героями, прибывшими сюда наводить порядок железной рукой. Оба они великолепны. По роду занятий — "вольные стрелки". Их нанимают местные бизнесмены, чтобы избавиться от терроризирующего город злодея и убийцы, которого сочно изображает Джереми Айронс. Художники по костюмам постарались и одели героев с настоящей вестерновской элегантностью. Голубоглазый Вирджил Коул (Харрис) облачен в черное, а его друг и помощник, длинноногий Эверетт Хитч весь выдержан в коричневых тонах, гармонирующих с его щегольской бородкой. В роли Хитча превосходный актер Виго Мортенсен. Это он играл невозмутимого шофера на службе русской мафии в картине Eastern Pro­mises, и это его там пытались зарезать в русской бане...

Коул в этой паре главный, зато Хитч образованный и в нужный момент деликатно подсказывает товарищу какое-нибудь мудреное слово. Их дружбу не может поколебать даже появление в городке шикарной и томной дамы миссис Френч (Рене Зелвеггер), которая представляется как вдова. Коул никогда не видел таких утонченных женщин и влюбляется без памяти.

Эли Френч — любопытный и не обычный для вестерна персонаж. Обычно героини этого жанра — или добродетельные ангелы, или представительницы древнейшей профессии. Эли далеко не блещет добродетелью, но в то же время она страстно хочет выйти замуж и свить свое гнездо. Постепенно мы осознаем, что за ее распутством скрывается не порочность и не корысть, а постоянный страх перед своей беззащитностью: она беспрерывно ищет покровителя.

Перестрелки, убийства, погони, похищение, встреча с индейцами — все это, разумеется, присутствует в картине. Но самое замечательное, по-моему, это актеры, на которых все время интересно смотреть и которыми не устаешь любоваться.

****


СОСТАВ ЛЖИ
Body of Lies

Идет везде
Режиссер Ридли Скотт

Поскольку герой фильма, которого играет Леонардо Ди Каприо — агент ЦРУ, работающий на Ближнем Востоке, у меня были опасения увидеть очередное голливудское "разоблачение американского злодейства". Но все оказалось не так.

Это крепко сбитый и умело закрученный триллер про борьбу с терроризмом, основанный на одноименном романе Дэвида Игнатиуса. Смотреть его не просто увлекательно. В фильме про ложь есть отчетливое дыхание правды. Наконец-то в голливудской картине нам дали ощутить свирепость схватки с очень опасным врагом.

Роджер Феррис (Ди Каприо) — глубоко законспирированный оперативник, задача которого — найти и обезвредить террориста Аль Салима, напоминающего Осаму бен Ладена. Феррис бесстрашен, глубоко предан своему делу, знает Ближний Восток, говорит по-арабски. На родине, в штаб-квартире ЦРУ находится его начальник Эд Хоффман, который непрерывно руководит своим подчиненным. Играет его Рассел Кроу. Главная драматургическая функция этого персонажа — мешать Феррису работать. Он напомнил мне секретаря райкома, который лучше крестьян знает, что и когда им сеять, и сбивает их с толку своими указаниями.

Сперва мы видим Ферриса в Ираке, где его ранят в схватке с террористами. Подлечившись в Катаре, Феррис перебазируется в Иорданию. Здесь он знакомится с Хани Саламом, всемогущим шефом местной разведки. Хани готов оказывать Феррису содействие и ставит единственное условие: чтобы тот ему не лгал. В блистательном исполнении Марка Стронга этот элегантный, властный человек с проницательными глазами — один из самых запоминающихся персонажей фильма. Стронгу 45 лет, он сын итальянца и австрийки, а по "прописке" англичанин, известный театральный актер. Настоящее его имя — Марко Джузеппе Салуссолия.

Не лгать на этой работе, однако, невозможно. Сперва Хоффман лжет своему подчиненному и проваливает его операцию. Затем, чтобы выманить террориста Аль Салима на свет божий, американцы решают сыграть на его самолюбии. Они организуют фальшивую террористическую группу в надежде, что Аль Салим выступит против соперников и обнаружит себя. Но для этого приходится жертвовать жизнью ничего не подозревающего человека, которого изображают вожаком этой новой группы.

По закону "трагической вины" и отмщения Феррису придется дорого заплатить за это предательство...

Фильм сделан энергично, в хорошем темпе и очень занимателен. В нем великолепно показана современная "техника на грани фантастики". Я уж не говорю о том, что Феррис и Хоффман непрерывно разговаривают по телефону, где бы они ни находились: один то на шумных восточных улицах, то в пустыне, а другой — в своем американском офисе, дома, на стадионе со своими детьми. Связь работает бесперебойно. Но наблюдатели в Лэнгли, благодаря американским разведывательным беспилотным устройствам, еще и видят то, что происходит вокруг Ферриса. На пленке видны не только улицы и дома — можно разглядеть лица людей. Это производит неописуемое впечатление. Камера-шпион работает как одно из главных, хотя и невидимых действующих лиц.

К сожалению, примитивная "киношка", которой теперь закармливает зрителей Голливуд, уже воспитала свою публику. Людям трудно воспринимать хоть сколько-нибудь сложные сюжеты. Поэтому "Состав лжи" не поднялся выше третьего места по кассовым сборам, хотя привлек больше зрителей, чем все предыдущие фильмы о современной войне. Но это и понятно: в фильме нет примитивной левацкой пропаганды, зато есть захватывающий сюжет и высокое актерское мастерство.

****


РЕЛИГОЛЕПИЦА
Religulous

Идет везде
Режиссер Ларри Чарльз

Странное название фильма слеплено из двух слов: "религиозный" (religious) и "смехотворный, нелепый" (ridiculous). Так что идея этого произведения заявлена сразу и, как говорится, однозначно.

Фильм документальный. Он состоит в том, что знаменитый эстрадный комик Билл Маэр (Bill Maher) путешествует по белу свету, беседует с верующими и разоблачает нелепость их веры.

Маэру 52 года. Мама у него еврейка. Отец был католиком, но когда Биллу было 13 лет, у его папы возникли разногласия с другим папой, из Ватикана, по вопросу контроля над рождаемостью, и отношения с религией в семье испортились. Подросшему Биллу религию заменили его левые убеждения — неприязнь к капитализму, любовь к угнетенным меньшинствам, борьба за гражданские права животных, за глобальное похолодание, за легализацию наркотиков и проституции и прочий джентльменский набор. Маэр считается ужасно смешным артистом. Я видела его "живой" концерт и некоторые записи. Смеха у меня это не вызвало. На мой взгляд, юмор Маэра замешан на высокомерном, оскорбительном, а иногда и просто хамском подходе к объектам его осмеяния. Его поклонники хохочут именно над этой его "смелостью", которая, впрочем, точно рассчитана. Смешное Маэр находит исключительно в том, над чем позволяет издеваться левацкая политика.

В своем фильме Маэр смеется, конечно, в первую очередь над христианством — это главный враг американских левых. Позиция комика очень дубовая и примитивная. Напоминает антирелигиозную пропаганду большевиков. Мол, как можно всерьез верить, что человека проглотил кит, что мир был создан за шесть дней, что Ева разговаривала со змием, и т.д. Маэр называет религию "нервным заболеванием, запрещающим человеку думать". Верующие для него — просто психи. В фильме он выискивает самых отсталых, малообразованных и фанатичных из них и выставляет их на посмешище. Например, женщину в провинциальной церкви, которая объявляет прихожанам, что им нужна "клизма Святого Духа". Или проповедника, выдающего себя за Христа. Или водителя грузовика, который верит, что Библию написал Господь. Смотреть на это неловко. Стыдно за снобизм Маэра. "Тупые" евангелисты, которые отвечают в одном эпизоде на его издевательства тем, что решают за него помолиться, выглядят гораздо умнее и человечнее.

Даже поклонники этого фильма пишут в интернете, что фильм сделан с позиций "самого низкого общего знаменателя", то есть ориентирован на самого невзыскательного зрителя. И что когда в конце фильма дело, наконец, доходит до ислама, Маэр беседует с мусульманами, "надев лайковые перчатки". Смелый борец с религией знает, что тут особенно не пошутишь.

Дэвид Вольпе, раввин лос-анджелесской синагоги "Синай", ответил на фильм газетной заметкой. Он пишет, что Маэр выбрал странную тактику разоблачения религии. Точно так же можно "разоблачить" что угодно — например, науку. Стоит только подобрать нужных собеседников из ученых — шарлатанов, "тронутых", глуповатых и прочее. Маэр, видимо, не понимает, что такое религия и не задумывается над тем, почему люди к ней обращаются. Особенно странно утверждение Маэра, будто бы религия повинна в насилии и жестокости. В этом, пишет раввин, повинна человеческая натура. Ни первая, ни вторая мировые войны не были религиозными. Ни коммунизм, ни нацизм не творили свои мерзости во имя религии. Маэр отказывает религии в моральном аспекте. Однако, именно религия поддерживает благотворительность, укрепляет брак, помогает бороться с алкоголем и наркотиками.

"Многие из нас подозревают — или верят! — что в мире много непознанного, что в сердце мира лежит тайна, — пишет Вольпе. — Эта тайна может вызывать недостойные суждения, привлекать шарлатанов, иногда вести к жестокости. Но вера также — источник поэзии Псалмов, архитектуры Шартрского собора, помощи нуждающимся. Фильм "Религолепица" одномерен. Религия так же разнообразна и ярка, как благословенный Божий мир".

Год назад писатель Ли Сигел попытался ответить на появление в последнее время множества антирелигиозных сочинений (вроде книги Ричарда Докинса "Бредовая идея Бога" — The God Delusion). Можно подумать, писал он в своей газетной статье, что их авторы выступают против жесточайших религиозных притеснений в Америке. На самом деле в стране принята сексуальная "свобода" и "полиморфный секс". В Конституции записано, что церковь отделена от государства. Ни один религиозный деятель не входит в правительство страны. В школах запрещено преподавать "креационизм".

"Безбожные" книги вряд ли переубедят верующих. Их авторы ничем не рискуют и пожинают хвалу единомышленников. Но они опасны тем, считает Сигел, что проповедуют презрение к любому верованию, которое не может быть доказано научно или эмпирически. Тем самым они "нападают на нашу врожденную способность создавать наши собственные ценности и смыслы", на наше "право верить в невидимые, недоказуемые вещи". Другими словами, они наносят удар по человеческому воображению.

"Ибо воображение воплощает концепции, идеи и ценности, которые нельзя проверить научно и которые не имеют практической пользы. Поскольку существование Бога нельзя продемонстрировать и проверить, поскольку оно является предметом "скачка в веру", религия, как мне кажется, является одним из последних оплотов воображения... Когда художник испытывает непроверяемое, недоказуемое вдохновение, и потом пытается передать его в словах или образах, он переживает такой же "скачок в веру", что и религиозный человек". Этот скачок, заключает Сигел, мы производим каждый раз, когда влюбляемся, когда ожидаем чьей-то доброты или импульсивно совершаем бескорыстный поступок. В конце концов, нельзя доказать существование правды, красоты и порядочности. Нельзя доказать понятие человеческого достоинства. Мы верим в эти качества. Те, кто нападает на "иррациональную" веру, толкают нас в новое средневековье бессердечной утилитарности.

На таком уровне размышлять о религии и вере — это не то, что насмехаться над "отсталостью" религиозных фанатиков. Но в фильме Маэра нет ни малейшего намека на то, что его автор вообще склонен или способен к размышлению. Увы, этот знаменитый комик — не Жванецкий! Это пустая, глупая, не смешная картина, сделанная очень ограниченным человеком.

*


ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ?
What Just Happened?

Во многих кинотеатрах
Режиссер Барри Левинсон

Наконец-то, роль. достойная таланта Роберта Де Ниро. Этот фильм, поставленный известным режиссером старшего поколения, принадлежит к специфическому жанру — сатире на Голливуд. Начиная еще с 20-х годов, Голливуд более или менее регулярно подвергает на экране осмеянию сам себя. На сей раз в основу картины положена автобиография продюсера Арта Линсона. Он же и написал сценарий, где реальные ситуации заменены вымышленными, но весьма близкими к действительности. И для Линсона, и для режиссера Левинсона это знакомый материал и знакомые по жизни персонажи.

Де Ниро играет известного продюсера Бена. Он только что закончил производство драмы с Шоном Пенном в главной роли, и готовится начать новый фильм с Брюсом Уиллисом. Первый фильм уже заявлен для показа на Каннском фестивале. Но оба "проекта" приносят Бену жуткие волнения.

Как известно, голливудские студии часто проверяют готовый фильм на зрителе — прежде, чем выпустить его в прокат, устраивают просмотр в кинотеатре и раздают анкеты. Нам показывают такую проверку картины Бена. Мы видим ее финал. Шон Пенн, убегая от бандитов, благородно спасает любимую женщину и остается лицом к лицу с негодяями. Убийца всаживает в него пулю. Зрители принимают это вполне равнодушно. Злодей добивает жертву "контрольным" выстрелом. Зрители хранят спокойствие. Затем бандит разряжает пистолет в собаку Пенна. Вот тут зал взрывается воплями сочувствия в адрес собаки и негодования в адрес киношников — как можно показывать такую неслыханную жестокость?!

На многие размышления о нашем абсурдном времени наводит этот иронический эпизод.

Под нажимом руководительницы киностудии, "железной женщины" Лу, Бен начинает борьбу с Джереми, английским постановщиком фильма. Майкл Уилкотт блестяще изображает этого истеричного алкоголика с ногтями, выкрашенными красным лаком. Ни за какие коврижки Джереми не соглашается изменить финал и оставить пса в живых. Лу, для которой значение имеют только деньги, грозит "зарубить" картину. Она боится, что из-за убийства собаки фильм сделает плохие сборы. На несчастного Бена ложится задача сломить упрямство режиссера. Но мало этого. Бен не может начать свой новый фильм с Брюсом Уиллисом (играющим самого себя), потому что суперзвезде пришла фантазия отрастить пышную бороду. Снимать его в таком виде нельзя, а побриться Брюс отказывается, причем в весьма грубой форме. Его агент боится не только Брюса, но и всех своих знаменитых клиентов до такой степени, что нажил себе от страха серьезную болезнь желудка. Единоборство с капризным актером приходится выдерживать Бену. Да и на "личном фронте" у него мало хорошего...

Де Ниро превосходно играет героя, который пытается сохранить спокойствие в этом сумасшедшем доме и утихомиривать его буйных клиентов. Это удается ему лишь частично, и к концу фильма его престиж падает. На групповом фото для обложки роскошного журнала бедного продюсера задвигают в тень.

Это смешная, грустная и хорошо сделанная картина про человека, который тратит жизнь черт знает на что. Но Бен любит свою дурацкую профессию.

****


    ***** — замечательный фильм
    **** — хороший фильм
    *** — так себе
    ** — плохой фильм
    * — кошмарный

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки