План операции "Цитадель" лег на стол Сталина почти за 3 месяца до начала Курской битвы и за три дня до того, как его подписал Гитлер
В начале нового 2009 года в Петербурге, на 96 году жизни, умер последний разведчик из легендарной "Красной капеллы" — Анатолий Маркович Гуревич, псевдоним "Кент". В 24 года он воевал в Испании ("тененте Гонсалес" — лейтенант Гонсалес), после падения Мадрида вернулся в Москву. В 1939 году молодой "уругвайский" коммерсант обосновался в Брюсселе. Там встретился с резидентом Главного разведывательного управления Красной Армии "канадцем" Леопольдом Треппером ("Отто"). Вскоре "Отто" уехал в Париж, организовал разведывательную сеть во Франции, а бельгийскую резидентуру принял "Кент". В Женеве он установил связь с резидентом "Дора", Шандором Радо, в Берлине — с антифашистской группой офицера вермахта Шульце-Бойзена.
После окончания Великой Отечественной, в июне 1945 года, Гуревича по статье 58-1а ("Измена Родине") приговорили к 20 годам лагерей. В 1955 освободили, в 1958-м вновь посадили.
Многих героев тайного фронта коммунистическая Родина отправляла в лагеря — они ведь были за границей. Значит — предатели. О тех, кто побывал в гестапо, даже речи не было. Не страдальцы, не герои и мученики — заведомо предатели: "Оттуда живыми не выходят". Пишу "коммунистическая Родина", потому что далеко не все они были подданными СССР, для многих из них Советский Союз являлся идейной Родиной. Радо — гражданин Венгрии, венгерский еврей, Треппер — польский еврей.
(Когда Треппер попал в застенки Лубянки, министр госбезопасности, генерал Абакумов спросил его: "Почему в вашей разведывательной сети так много евреев?" Треппер ответил: "В ней находились борцы тринадцати национальностей; для евреев не требовалось особое разрешение, они не были ограничены процентной нормой. Единственным мерилом при отборе людей была их решимость бороться с нацизмом до последнего. Бельгийцы, французы, русские, украинцы, немцы, евреи, испанцы, голландцы, швейцарцы, скандинавы по-братски работали сообща. У меня было полное доверие к моим еврейским друзьям, я знал их раньше и был уверен, что они никогда не станут предателями. Евреи ведут двойную борьбу: против нацизма и против истребления своего народа. Даже предательство не могло стать для них выходом из положения".)
Шандор Радо отсидел 10 лет. Леопольд Треппер, названный впоследствии "разведчиком всех времен и народов", был приговорен к 15 годам, отсидел 10. Анатолию Гуревичу, русскому еврею, как советскому гражданину дали 20 лет. Отсидел 25. Реабилитирован только в 1991 году.
Награда за подвиг.
Они передавали в Москву, в Ставку, все планы гитлеровского верховного командования.
Их биографии головокружительны. Личные — неотделимы от профессиональных. Жена Гуревича, Маргарет Барча, осталась в Германии с маленьким сыном Мишелем. Следователи НКВД сказали Гуревичу, что они погибли в концлагере во время бомбежки. Они выжили. Маргарет до самой смерти, до 1985 года, разыскивала его, писала в советские инстанции. Ей не отвечали. Но Мишель не прекратил поисков, и уже в перестроечное время, в 1990 году, нашел отца, привез в Ленинград его взрослого внука Сашу. В 2003-2004 годах, когда снимался телесериал "Красная капелла", Российское телевидение сообщало: "Никого из членов "Красной капеллы" уже нет в живых".
А уж профессиональные перипетии их судеб не способно осилить ни одно воображение. Ведь единого европейского разведцентра под названием "Красная капелла" не существовало.
"Каждая разведывательная сеть была автономна и могла выходить на контакт с советскими разведчиками в других странах только по прямому указанию Москвы и в исключительных случаях, — рассказывал Анатолий Маркович 5 лет назад в связи с премьерой телесериала "Красная капелла". — Поэтому разведчики не ездили друг к другу в гости, не дружили семьями, не делали коллективных снимков и не брали радиостанции у своих друзей, как это показано в фильме... В жизни все было значительно сложнее и страшнее... Радиопередатчик выходил в эфир более 5 часов в день, поэтому вилла была запеленгована немецкой контрразведкой... Конечно, можно было беречь себя, ограничивая время работы в эфире, но шел декабрь 1941 года, речь шла о существовании СССР, враг готовился захватить Москву... Ситуация была критическая, и все работали, не жалея себя".
Общее название им придумали в... гестапо. Один радист-шпион — "пианист". Несколько радистов — оркестр, "капелла". В имперском управлении безопасности создали спецподразделение "Красная капелла" — для обнаружения и обезвреживания нелегальных передатчиков.
"В мае 1942 года Гиммлер взял на себя координацию мероприятий по проведению операции "Красная капелла", — писал в мемуарах шеф политической разведки рейха Вальтер Шелленберг. — В июне 1942 года он приказал нам с Мюллером прибыть в Ставку... с подробным докладом о деятельности "Красной капеллы". "Красная капелла" — русская шпионская сеть, действовавшая на всей территории, находившейся в то время под властью Германии, а также в тех странах, которые пока оставались нейтральными. Эта сеть, в распоряжении которой было много нелегальных коротковолновых радиостанций, развернула свою деятельность от Норвегии до Пиренеев, от Атлантического океана до Одера, от Северного моря до Средиземного... Главный агент в Бельгии, работавший под кличкой "Кент", оставался необнаруженным. Только благодаря неустанной работе наших агентов нам удалось напасть на след "Кента" в Брюсселе".
Попав в гестапо, Анатолий Гуревич ("Кент") перевербовал заместителя самого Мюллера, непосредственного руководителя гестаповской "Красной капеллы" оберфюрера СС Паннвица — и привез его в Москву. На аэродроме их встретили... — рвется цитата из книги и фильма о Штирлице — "костоломы Мюллера". На аэродроме их встретили сотрудники НКВД, и увезли на Лубянку. На долгие годы.
Шеф ЦРУ США Аллен Даллес, бывший резидент в Швейцарии, о роли и значении "Красной капеллы" во Второй мировой войне писал так: "Советские люди использовали тогда фантастический источник, находящийся в Швейцарии, по имени Рудольф Рёсслер, который имел кличку "Люци". С помощью источников, которые до сих пор не удалось вскрыть, Рёсслеру удавалось получать в Швейцарии сведения, которыми располагало высшее немецкое командование в Берлине".
Переломным сражением Великой Отечественной войны была Курская битва. Для операции "Цитадель" Гитлер сосредоточил на Курско-Орловском выступе группы армий "Центр" и "Юг" — 50 дивизий общей численностью около 900 тысяч человек. К прорыву готовилась невиданной мощи бронированная армада из 2154 танков и самоходных орудий, включая 134 новых "Тигра", 190 "Пантер" и 48 штурмовых орудий "Фердинанд".
Мы перемололи эту силищу. От потерь, понесенных там, гитлеровская Германия уже не оправилась. Мы им там переломили хребет.
План операции "Цитадель" лег на стол Сталина почти за 3 месяца до начала операции.
За три дня до того, как его подписал Гитлер.
"Цитадель" — только один пример работы "Красной капеллы". В начале 1941 года Гуревич, Шульце-Бойзен, Треппер и Радо передавали в Центр планы бомбардировок Ленинграда и Киева, в мае — точную дату нападения на СССР, 21 июня подтвердили, что война начнется завтра. Их донесения, как и донесения Рихарда Зорге, не приняли во внимание. В конце 1941 года "Кент" передал в Ставку информацию о том, что Гитлер отказывается от второго наступления на Москву и переносит направление главного удара на Кавказ — с целью захвата нефтеносных районов. Советское командование не только успело перегруппировать войска, но и взорвать скважины. Треппер загодя сообщил о плане наступления на Сталинград — срочно был сформирован штаб Сталинградского фронта.
План "Цитадель" передал в Ставку швейцарский резидент "Дора" — Шандор Радо, хозяин одного из женевских книжных издательств. Ему — антифашист "Люци", имевший свою сеть агентов и предложивший Радо сотрудничество на условиях полной анонимности. То, что его зовут Рудольф Рёсслер, стало известно лишь после провала. От кого получал информацию Рёсслер, неизвестно до сих пор. Шандор Радо обозначал неведомых ему агентов Рёсслера псевдонимами по ведомствам. Например, если информация из штаба вермахта, то "Вертер". В одной из современных энциклопедий написано, что сообщение об операции "Цитадель" получено от агента "Вертера". Он мог быть один, могло их быть несколько.
В 1980 году Шандор Радо, профессор Будапештского университета, автор знаменитой книги "Под псевдонимом "Дора", приезжал в Советский Союз. Когда его спросили, стали ли известны имена тех анонимных агентов, он ответил:
"Недавно в Швейцарии издана книга "Глаза Москвы...". Автор книги Бернд Руланд — офицер войск связи, в годы войны служивший в телетайпном центре Верховного главнокомандования вермахта (ОКВ), рассказывает о действиях двух подчиненных ему вольнонаемных связисток... Вечером 14 июня 1941 года, во время своего дежурства, он получил для зашифровки и передачи по телетайпу несколько строго секретных документов. И вот копию одной из телеграмм он обнаружил у связистки, которую, по соображениям безопасности, называет вымышленным именем и фамилией, — Анжеликой фон Пархим. Руланд был буквально потрясен тем, что эта девушка, отчетливо сознавая, что ее ждет... не страшась смерти, ведет опасную работу. Выслушав Анжелику, Руланд дал ей слово, что не выдаст ее... После войны Руланд стал разыскивать Анжелику, и в июне 1947 года встретился с мужественной антифашисткой. Женщина рассказала, что действовала не одна, а со своей подругой телетайписткой Марией Калушши. Состоялась встреча с обеими, и они... взяли с Руланда слово, что подлинные их фамилии и имена он откроет только после их смерти. Они сообщили также, что их связником был офицер общего управления вермахта, которого Руланд в своей книге назвал "капитаном фон Кемпером".
Историки, исследователи предполагают, что был Некто, занимающий важнейший пост в военном руководстве Третьего рейха. Потому что иначе невозможно представить, каким образом Москва получала из ставки "высшего немецкого командования в Берлине... ежедневные решения по вопросам Восточного фронта". (Аллен Даллес, "Искусство разведки").
О нем, Великом Неизвестном, на Западе вышли десятки книг, одна из них называлась примерно так: "Человек, который выиграл Вторую мировую войну".
Возможно, его имя знал Рудольф Рёсслер. А может быть, и не знал. Вполне вероятно, что этот человек, или эти люди, передавали ему информацию на условиях полной анонимности, как и он — Шандору Радо. Легендарный "Люци" унес свою тайну в могилу. Он умер в Швейцарии 12 декабря 1958 года. Похоронен в Люцерне. На памятнике надпись: "Рудольф Рёсслер 1897-1958".
Последний из легенды, разведчик "Кент", советский и российский гражданин Анатолий Маркович Гуревич умер в Петербурге 2 января 2009 года. Его отпели в Александро-Невской лавре и предали земле на Богословском кладбище.
Добавить комментарий