Природа дала человеку органы чувств, возможности которого поразительны. Для того чтобы возбудить зрительную клетку на сетчатке глаза, достаточно единственного светового кванта. Между тем, слуховая клетка в среднем ухе куда чувствительнее — способна прореагировать и на десятую часть этой же энергии. “Возрастающая чувствительность органа слуха, а не развитие способности переносить оглушительный грохот, — было целью эволюции, — говорит профессор Райнер Клинке из Франкфурта-на-Майне. — Кто кого услышит первый: лиса или кролик, лев или человек — это был вопрос жизни или смерти. “Бич Бойс”, или грохочущий Диксиленд, любая громкая музыка — это шум. А шум портит ухо. Закономерность повреждения слуха такая: чем громче и чем дольше — тем быстрее”.
Шум представляет собой лишний, мешающий звук, имеющий сложную временную структуру. В толковом словаре В.Даля он определяется как совокупность “нестройных звуков”. Для наших пещерных предков сила звука, равная удару грома, была исключением. Для нас — она стала правилом. За последние 100 лет уровень повседневного шума в Германии, например, вырос примерно в семь раз.
При длительном воздействии на человека мощных звуков и шумов происходит перевозбуждение клеток коры головного мозга, нарушается их работоспособность. В итоге понижается острота слуха, ускоряется процесс старения организма. Регулярное и длительное воздействие производственного шума в 85-90 децибел приводит к появлению тугоухости. Напряженное вслушивание в тишину, наоборот, повышаем остроту слуха. Звук силой 80 децибел примерно соответствует треску машинки для стрижки газонов. Если сила звука выше, появляется опасность потери чувствительности находящихся в среднем ухе ворсинок-отростков слуховых нервов. Отмирание половины из них еще не ведет к ощутимой потере слуха. А если погибает больше половины — человек погрузится в мир, в котором не слышно шелеста деревьев, жужжания пчел. С потерей всех 30-ти тысяч слуховых ворсинок человек попадает в мир безмолвия.
Первый симптом появляющейся тугоухости иногда называют “эффектом званого ужина”. На многолюдной вечеринке человек перестает различать отдельные голоса. Все смеются чьей-то шутке, а он не может понять, что вызвало смех. Подсознательно человек начинает избегать многолюдных встреч. Иные впадают в депрессию, страдают манией преследования....
Звуки различного происхождения и силы могут заглушать и маскировать друг друга. Для полной маскировки необходимо, чтобы маскирующий звук превосходил маскируемый на 15-20 децибел. Особенно значительно маскирующее действие низкочастотных звуков. Один контрабас может заглушить до 30 скрипок. Вместе с тем, слух человека характеризуется высокой избирательностью: в шумном помещении человек способен слушать одного из говорящих, из звучания оркестра способен выделять звучание одного из инструментов.
Восприятие мелодичной музыки вызывает у человека замедление дыхания, учащение пульса, благоприятно влияет на сон. Дисгармоническая музыка приводит к эффектам противоположного характера. Убаюкивание успокаивает младенца, грубые слова, наоборот, расстраивают его. В Китае более двух тысяч лет назад богохульников подвергали непрерывному воздействию звуков флейт, барабанов и крикунов, пока те не падали замертво.
Максимальная сила певческого голоса человека на расстоянии одного метра от источника около 120 децибел, крик человека с нормальным голосовым аппаратом на таком же расстоянии оценивается в 110 децибел. В Англии в наше время действует постановление еще XV века, запрещающее мужьям бить своих жен с 9 часов вечера до 6 часов утра, чтобы возникающий при этом шум не нарушал покой соседей.
Согласно санитарным нормам, в жилых помещениях допустим уровень шума 30 децибел ночью и 40 децибел днем. Во время занятий в школах он не должен превышать 55 децибел. А вот данные об уровне других шумов: шелест листвы — 25 децибел, шорох бумаги и тиканье часов — около 30 децибел.
По измерениям в Нью-Йорке, наиболее низкий уровень шума в городе приходится на период от полуночи до 4 часов утра. Далее он возрастает, после чего спадает и в течение рабочего дня остается примерно на одном уровне. В выходные дни суточный ход шума менее выражен, однако в ранние утренние часы он заметно выше, чем в рабочие дни. Благодаря изменению температуры и особенностям застройки города, шум в Нью-Йорке быстро уменьшается с высотой. Озеленение способствует уменьшению шума за счет поглощения и рассеяния его листвой деревьев.
Предприятие или производство считается шумным, если уровень шума в нем достигает 80 децибел и более. После шестимесячной работы в условиях шума выше 120 децибел у людей обычно возникают нарушения в работе вестибулярного аппарата. Шумовые нагрузки на рабочем месте регулируются. Промышленные рабочие, например деревообработчики, при силе звука более 85 децибел обязаны носить защитные наушники. Федеральное бюро США по науке и технике полагает, что более 6 миллионов рабочих в Америке страдают от чрезмерных шумов. С ростом индустрии и вредных факторов окружающей среды растет и число плохо слышащих людей.
За увлечение громкой музыкой, особенно модной в наше время, многие тысячи подростков расплачиваются приобретенной тугоухостью. Однако нет закона, который бы защищал посетителей дискотек и рок-концертов, где сила звука часто превышает 85 децибел. Человек, который ежедневно в течение 15 минут подвергается оглушению звуком в 110 децибел, повредит свой слуховой аппарат всего за несколько лет. У сегодняшних подростков все это происходит гораздо быстрее.
В среднем фанаты рок-музыки за год бывают на 18 концертах и просиживают по 400 часов перед мощными звуковыми динамиками. Для такого потока звуков волосяные клетки во внутреннем ухе не приспособлены и, при отсутствии пауз для отдыха, они отмирают.
Ухудшение слуха из-за шума относится к неизлечимым заболеваниям. Восстановить поврежденный нерв хирургическим путем практически невозможно. Звук в дискотеках (100-120 децибел) можно сравнить со звуком, который слышит человек в ста метрах взлетающего авиалайнера.
К чересчур громкому звуку невозможно привыкнуть. Утверждения тех, кто живёт рядом с аэродромом, будто они привыкли к реву реактивных моторов, в действительности — заблуждение. Со временем грохот как бы “исключается” из сознания, однако слуховой аппарат, тем не менее, реагирует на каждый поднимающийся в воздух самолет.
Музыка, пусть даже относительно тихая, снижает внимание ученика при выполнении домашнего задания. Когда уровень звука растет, организм в большом количестве производит гормоны стресса, в частности, адреналин. При этом сужаются кровеносные сосуды, замедляется работа кишечника. В перспективе все это может привести к нарушениям работы сердца и кровообращения. Эти перегрузки —причина каждого пятидесятого инфаркта.
Ткачихи, кузнецы, водители поездов в метро и обслуживающий персонал аэродромов — постоянные пациенты врачей, занимающихся восстановлением слуха. Что делать — издержки профессии. Сейчас к этим пациентам активно присоединяются школьники и студенты. Это уже издержки моды: мальчики и девочки с “бананами” в ушах в виде наушников от плейера. Постоянно слушая плейер можно заболеть. Поэтому, если вдруг у ученика пропадает сон, он становится вялым и апатичным, или у него даже появляются рвота, — нужно отобрать у него наушники и отвести к отоларингологу.
Американские нейрохирурги уже несколько лет изучают так называемый ритмический токсикоз — болезнь, которой страдают белые подростки, активно слушающие поп-музыку. При этом, афроамериканцы не испытывают практически никакого дискомфота, поскольку ритмы современной музыки у них в крови. Что же до белых, то, как показывают исследования, более органичной для них является музыка классическая, учитывающая естественные биологические ритмы. Большинство произведений Моцарта, Вивальди, Баха имеют идеальный ритм — 60 ударов в минуту, что соответствует биению сердца. Эта музыка не разрушает иммунитет, не “отбивает” слух. Прослушивание ее, особенно при исполнении на классических музыкальных инструментах, сохраняет эластичность барабанной перепонки, развивает разрешающую способность слуха.
Можно слушать музыку по дороге в школу, в автобусе — для этого и предназначен плейер. Но надо помнить, что при этом к музыке в наушниках добавляются шум и вибрация транспорта. В итоге, незаметно происходит ослабление слухового нерва, и он становится легко подверженным инфекции. Наушники периодически нужно снимать с ушей, не включать плейер на всю мощность, реже слушать в транспорте и не слушать совсем, если у вас грипп.
Чрезмерный звук опасен для здоровья.
Добавить комментарий