БЕЗЫМЯННЫЕ
Sin Nombre
Art houses
Сценарист и режиссер Кэри Фукунага
В этой картине для русского слуха есть даже кое-что смешное. Героиню, девушку из Гондураса, зовут Сайра. А тот американский штат, куда она стремится попасть, в испанском произношении звучит как Нью-Херси.
На этом незатейливый лингвистический юмор для русских заканчивается. И вообще всякий юмор.
В 2004 году, когда автору фильма Кэри Фукунаге было 27 лет, он снял короткометражку Victoria Para Chino о том, как 80 нелегальных иммигрантов из Мексики пытаются пробраться в Техас. В битком набитом, наглухо закрытом фургоне 19 из них погибают. Фильм был награжден на нескольких американских и международных фестивалях. Теперь Фукунага (родился в Калифорнии, отец японец, мать шведка) снова обратился к теме нелегальной иммиграции.
Картина снята в почти документальной, внешне сдержанной манере, идет на испанском языке с субтитрами и производит страшное впечатление достоверности.
Сюжет несложный. Отца Сайры депортируют из США обратно в Гондурас, но он решает снова вернуться в Америку. Там у него новая семья. На этот раз он берет с собой дочь Сайру и своего брата. Пешком они добираются до железной дороги. Здесь прямо на путях расположились люди. Крыши всех приближающихся поездов мгновенно и до отказа заполняются безбилетниками. Режиссер, прежде чем снимать, провел там немало времени и сам "катался" на крыше.
Второй герой картины — молодой парень, член печально знаменитой мексиканской банды "Мара Сальватруча". Не знаю, где Фукунага так детально изучил ее жизнь. Но он очень убедительно показывает жуткий обряд инициации в банду (новых ее членов зверски избивают, затем заставляют совершить убийство), проводит нас по притону. Мы видим, какими средствами даже 12-летних детей превращают в закоренелых уголовников. Главарь покрыт татуировкой с ног до головы и напоминает кошмарных индейских убийц-майя из фильма Мела Гибсона "Апокалипто".
Выходит так, что пути Сайры и парня, который вышел из повиновения бандитам, пересекаются. Встреча их трагична, и трагичен ее финал, хотя девушке, которая остается одна, все-таки удается добраться до Америки.
Эта суровая мелодрама сделана мастерски, и расхождений с критиками на сей раз у меня нет. Из 51 рецензента на сайте "Гнилые помидоры" 45 оценили фильм положительно.
На меня самое сильное впечатление произвели не избиения и убийства, а это неумолимое движение поездов, один за другим несущих на себе нескончаемые потоки новых варваров из третьего мира. Они, конечно, несчастные и ищут лучшей жизни. Фукунага полон к ним сочувствия, иначе его фильм не получил бы премии за режиссуру и операторскую работу на престижном американском фестивале "Сандэнс". Но боюсь, что Америке не удастся их "переварить", как не получается это и в Европе. Западной цивилизации не устоять перед этим натиском.
****
ЗЕМЛЯ
Earth
Идет везде
Режиссер Алестер Фозергилл и Марк Линфилд
Документальные фильмы все чаще становятся увлекательнее художественных.
Эту картину 16 английских операторов с Би-Би-Си сняли по заказу студии "Дисней". В 40-е и 50-е годы "Дисней" выпускал знаменитую документальную серию про животный мир — "Приключения в настоящей жизни", и теперь решил вернуться к этому жанру. "Земля" — первый фильм новой серии, вышедший на экраны 22 апреля, в День Земли. За ним, как нам обещают, последуют фильмы "Океаны", "Большие кошки" и "Шимпанзе".
Лично я буду ждать следующих картин с нетерпением, потому что "Землю" смотреть было очень интересно. Сперва идет рассказ о трех семьях — белых медведей, слонов и китов. Упор сделан на то, как старшие опекают детенышей.
Папа-медведь так обессилел от голода, что когда, наконец, находит тюленя, то не в силах его загрызть и погибает, оставив вдову с двумя сыновьями. Дикторский голос уверяет нас, что выросшие медвежата "навсегда сохранят память о нем в своих сердцах". Несмотря на это наивно-сентиментальное очеловечивание зверей, материал все равно поразительный.
Стадо слонов упорно бредет сквозь пустыню в поисках воды. Особенно трудно слоненку. По ночам их окружают львы, которые, оказывается, вовсе непрочь полакомиться слонятиной. А китиха с китенком чудом спасаются от Большой Белой акулы, которая у нас на глазах легко проглатывает целого тюленя.
Самое сильное впечатление, однако, на меня произвели не "семейные" сюжеты, а отдельные "новеллы". Особенно, история о том, как стая журавлей упорно пытается перелететь через Гималаи.
Главный вопрос, который задаешь себе — да каким же чудом удалось все это снять? Ответ известен — при помощи чудес техники. Создатели фильма пользовались камерами высокого разрешения, позволяющими получить удивительно четкие кадры при съемке на разных скоростях, а также "Синефлексом" — новой системой стабилизации камеры. Она дает возможность снимать животных на очень больших расстояниях.
Но не менее важно, в чьих руках находится вся эта техника. Не спешите уходить, когда фильм закончится. Пойдут финальные титры, и на них нам покажут, как виртуозно работали операторы. Мы увидим, как они снимали с вертолета, с движущейся машины, под водой и с воздушного шара — который однажды врезался в дерево!
Производство такого фильма стоит всего от 5 до 15 миллионов, потому что его звездам пока что не платят ошеломительных гонораров.
****
ПРОСВЕТИМСЯ!
Enlighten Up!
Art houses
Режиссер Кэйт Черчилль
На редкость неудачный документальный фильм на любопытную тему. Молодая женщина-режиссер, которая давно занимается йогой, решила исследовать и продемонстрировать нам, что же такое йога. Она пригласила 29-летнего журналиста Розена в течение полугода посвятить себя йоге и проверить, может ли эта деятельность "трансформировать" человека. Розен называет себя "безбожником из Нью-Йорка". Его отец — адвокат, человек вполне рациональный, и относится к затее сына скептически. Мать выглядит как пожилая хиппи и занимается "шаманским целительством".
Сперва Розен посещает занятия нескольких преподавателей. Люди стоят на голове, закручиваются кренделями и высовывают языки. Некоторые из педагогов не внушают никакого доверия. Кое-кто из адептов йоги над ней подсмеивается. Потом Розен и Кэйт едут на Гавайи, где живет "гуру" Кэйт. Потом, естественно, в Индию. Там один специалист по "смеховой йоге" заставляет своих подопечных громко и радостно хохотать ни с того, ни с сего. Розен продолжает честно стоять на голове и вести беседы с разными гуру.
Беда в том, что совершенно не понятно: чего хочет добиться режиссер? О какой трансформации идет речь? Каково мировоззрение самой Кэйт Черчилль? Что она знает про йогу? Розен задает невнятные вопросы и получает еще менее внятные ответы. Все это производит впечатление нескладной и бездумной болтовни. К концу Розен вдруг начинает ощущать интерес к своим родителям. Вот и весь итог. Он уезжает в Колорадо, лазает там по скалам и пишет сценарии документальных лент про скалолазание.
Лично мне все это было очень скучно, и я вышла с просмотра под впечатлением, что йога — чистое шарлатанство, а Кэйт Черчилль следует сменить профессию.
*
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
* — кошмарный
Добавить комментарий