Продолжение. Начало в N8 [139].
Первые люди Мадуры пошли в город, где проповедовал Кришна. Они обещали не слушать его речей. Но когда они увидали сияние его взгляда, величие его облика и почитание, которым он был окружен, они не выдержали и стали слушать его. Кришна говорил им о внутреннем рабстве тех, кто делает зло, и о небесной свободе тех, кто делает добро. Кшатрии исполнились радостью, изумлением и почувствовали себя как бы освобожденными от великой тяжести.
— Воистину ты великий чудотворец, сказали они. Ибо мы поклялись привести тебя к царю закованным в цепи; но мы не можем сделать этого, ибо ты освободил нас от наших цепей. И они возвратились к Канзе и сказали ему:
— Мы не могли привести к тебе этого человека. Это — великий пророк, и тебе нечего бояться его.
Царь, видя, что все его попытки оказались бесполезными, утроил свою стражу и велел привесить железные цепи ко всем дверям своего дворца.
Но однажды он услыхал большой шум на улицах города, крики радости и торжества. Стража прибежала с известием:
— Это Кришна вступает в Мадуру. Народ ломится в двери, он разбивает железные цепи. — Канза хотел бежать, но стража принудила его оставаться во дворце.
И действительно, Кришна в сопровождении своих учеников и великого множества отшельников вступал в Мадуру, расцвеченную яркими знаменами, пролагая свой путь среди огромного скопища людей, напоминавшего волнуемое ветром море. Он вступал в город, осыпаемый дождем цветов и гирлянд. Все приветствовали его радостными восклицаниями.
Брахманы собрались группами под священными бананами, окружавшими храмы, чтобы поклониться сыну Деваки, победителю змея, герою горы Меру, но прежде всего — пророку Вишны. Сопровождаемый блестящей свитой и приветствуемый как освободитель народом и кшатриями, Кришна предстал перед царем и царицей.
— Ты царствовал насилием и злом, и ты заслужил тысячу смертей, убив святого старца Васиштху. Но ты пока не умрешь. Я хочу продемонстрировать миру, что надо одерживать победу над побежденным врагом не убивая его, но прощая ему.
— Злой чародей! — воскликнул Канза. — Ты украл мою корону и мое царство. Убей меня!
— Ты говоришь, как безумец, — ответил Кришна, — ибо если ты умрешь в этом состоянии безумия, ожесточения и преступности, ты погибнешь безвозвратно в другой жизни. Если, однако, ты начнешь понимать свое безумие и раскаешься в нем, твое наказание будет меньше в следующей жизни, а благодаря посредничеству чистых духов в один прекрасный день Махадева спасет тебя.
Низумба, наклонившись к уху царя, прошептала:
— Безумец, воспользуйся его сумасшедшей гордостью. Пока мы еще живы, остается надежда отомстить.
Кришна, не слыхавший ее слов, тем не менее понял, что она сказала, и бросил на нее взгляд, исполненный проникновенного сострадания:
— О, несчастная! Ты продолжаешь разливать свой яд. Совратительница и злая волшебница, твое сердце вмещает один лишь змеиный яд. Исторгни его, или я буду принужден раздавить твою главу. А теперь ты последуешь за царем в место покаяния, где будешь искупать свои преступления под наблюдением брахманов.
После этого события, Кришна с согласия представителей государства и народа посвятил своего ученика Арджуну, славного потомка солнечной расы, в цари Мадуры.
Он передал высшую власть брахманам, которые сделались наставниками царей. Сам же он остался главою отшельников, которые составляли высший совет брахманов. Чтобы защитить этот совет от преследований, он выстроил для него мощную крепость посреди гор, защищенную высокой стеной. Крепость эта называлась Дварка. В ее середине находился храм посвященных, наиболее важная часть которого была скрыта под землей.
Между тем, когда цари лунного культа узнали, что царь солнечного культа взошел на трон Мадуры, и что брахманы через его посредство будут господствовать в Индии, они заключили между собой могущественный союз для того, чтобы опрокинуть его власть. Арджуна, со своей стороны, соединил вокруг себя всех царей солнечного культа, принявших арийское ведическое предание. Из глубины храма, находившегося в крепости Дварка, Кришна следил за ними и направлял их. Обе армии сошлись лицом к лицу, и решительная битва была уже неизбежна. Между тем Арджуна, не видя более около себя своего учителя, почувствовал, как смутился его разум и как ослабела его решимость. Однажды на рассвете Кришна появился перед палаткой царя и своего ученика:
— Почему, — сказал ему строго учитель, — не начинаешь ты битву, которая должна решить, будут ли сыны солнца или сыны луны царствовать на земле?
— Без тебя я не могу решиться, — сказал Арджуна. — Посмотри на эти два огромных войска и на это множество людей, которые будут убивать друг друга.
С возвышения, на котором они находились, господь духа и царь Мадуры смотрели на две огромные армии, расположившиеся в боевом порядке одна против другой. Видно было, как сверкали позолоченные латы начальников и как тысячи пехотинцев и воинов на конях и слонах ожидали лишь сигнала, чтобы начать битву. В эту минуту начальник вражеской армии, старейший из Кауравов, затрубил в свою морскую раковину, звук которой напоминал рычание льва. В ответ на этот грозный призыв с обширного поля битвы донеслось ржанье коней, крики слонов, звон оружия, шум барабанов и труб, и поднялась великая тревога. Арджуне оставалось только вскочить на свою боевую колесницу, влекомую белыми конями, и затрубить в свою боевую лазурную раковину, подавая знак битвы сынам солнца; но, вместо того, великая жалость овладела сердцем царя, и он сказал, тоскуя:
— Видя людей моего племени, выстроенных в боевые ряды, о Кришна, и готовых вступить в бой, мои члены слабеют, уста высыхают, и тело мое дрожит и волосы становятся дыбом. Меч выпадает из руки моей, и кожа моя пылает, ноги мои подкашиваются и мысли мои мутятся. И я вижу дурные предзнаменования! Не может быть добра от этой бойни. Ибо не желаю я ни победы, ни царства, ни радости; что может представлять для нас, о Кришна, и царства, и радости, и даже сама жизнь? Те самые, для которых мы желаем царства, блага и радости, стоят здесь на поле битвы, готовые отдать и жизнь, и богатства. Учителя, отцы, сыновья, деды, дяди, внуки и другие родственники собираются убивать друг друга. Я не хочу убивать их, чтобы царствовать на этой земле. Какая мне радость убивать моих противников? Поражая предателей, я лишь навлеку зло на нас!
— Откуда эта зерно страха, одолевшее тебя? — спросил Кришна. — Зерно, недостойное мудрого, ибо это источник бесславия, закрывающего вход на небо! Не поддавайся бессилью, Встань на ноги!
Но Арджуна, подавленный, продолжал молчаливо сидеть и в в конце концов сказал:
— Я не буду воевать!
Тогда Кришна, владыка духов, продолжал с легкой улыбкой на устах:
— О, Арджуна, я называл тебя королем сна, чтобы твой дух был постоянно на страже, но твой дух заснул, и тело овладело душой. Ты оплакиваешь тех, которых не следует оплакивать и твои слова лишены мудрости. Мудрые не оплакивают ни живых, ни мертвых. Ты и я и эти князья существовали всегда, и в будущем мы не перестанем существовать. Также, как душа проходит детство, юность и старость в теле, так же будет она испытывать и в других телах. Человек, обладающий даром различения, не печалятся из-за этого. Сын Бхарата, переноси страдания и удовольствия с тем же духом! Те, кого они не касаются, заслуживают бессмертия. Те, кто видят суть, видят бессмертную, вневременную истину, которая превыше и души, и тела. Истина превыше всего, она неподвластна разрушению. Никому не дано разрушить неразрушаемое. Все эти тела исчезнут, и ты это знаешь. Но видящие знают также, что инкарнированная душа вечна, неразрушаема и бесконечна. Поэтому тебе надо сражаться, потомок Бхарата!
— Те, кто думают, что душа моет убить, или быть убита, в равной степени заблуждаются. Душа не убивает, и не может быть убита. Она не рождается, и не умирает и не может потерять это существование, которое было всегда. Так же, как человек сбрасывает изношенное платье и облекается в новое, так и инкарнированная душа сбрасывает изношенное тело, чтобы облечься в новое. Меч не может пронзить ее, огонь — сжечь, вода не может замочить ее, а ветер не может иссушить. Она водонепроницаема, огнеупорная, надежная, сильная, вечная Душа проходит через все неповрежденной. Поэтому , тебе не следует вольноваться, ни о жизни, ни о смерти, о Арджуна! Для того, кто родился, неизбежна смерть, для того, кто умирает, неизбежно рождение. Встречай свой долг без дрожи, ибо нет ничего столь желанного для кшатрия, как праведный бой. Счастливы воины, которые находят на поле битвы дверь на небеса. Но если ты не выдержишь этот справедливый бой, то спадешь в грех невыполнения своего долга и потери репутации.
При этих словах учителя, Арджуна устыдился и почувствовал, как его царственная кровь закипела отвагой. Он бросился к своей боевой колеснице и дал знак, по которому началась битва. И тогда Кришна простился со своим учеником и покинул поле битвы, так как был уверен, что победа будет за сынами солнца.
В то же время Кришна знал, что побежденные примут его религию только в том случае, если он одержит победу над их душами, более трудную, чем победу оружием. Так же как святой Васиштха умер, пронзенный стрелою для того, чтобы открыть высшую истину Кришне, и Кришна должен добровольно погибнуть пронзенный стрелами своих моральных противников. Для того, чтобы вселить в их сердца веру, которую он проповедовал своим ученикам и миру. Он знал, что прежний царь Мадуры, далекий от раскаяния, нашел себе убежище у своего тестя Калаиени, властителя змей. Его ненависть, постоянно возбуждаемая Низумбой, заставляла его посылать шпионов, которые постоянно следили за Кришной, чтобы сразить его. Между тем Кришна чувствовал, что миссия его закончена и что она требовала только одного для своего завершения: печати добровольной жертвы. Тогда он перестал избегать своего врага и парализовывать его могуществом своей воли. Кришна знал что, перестань он защищать себя этой скрытой силой, удар настигнет его. Но сын Деваки хотел умереть вдали от людей, в пустынях Гимавата. Там он будет ближе к своей светлой матери, к святому старцу и к солнцу Махадевы.
Поэтому Кришна отправился в пустыню, находившуюся в одиноком месте у подножья высоких вершин Гимавата. Ни один из учеников не проник в его намеренье, лишь Сарасвати и Никдали, с прозорливостью любящих женщин, прочли его в глазах учителя. Когда Сарасвати поняла, что он желает умереть, она бросилась к его ногам, нчала их целовать и говорить: "Учитель, не покидай нас!". Никдали взглянула на него и тихо признесла: "Я знаю, куда ты идешь; мы любим тебя, позволь следовать за тобой! "
Кришна отвечал:
— В моем небе любви отказать нельзя, пойдемте!
После долгого пути, пророк и святые женщины подошли к нескольким хижинам, расположенным вокруг большого кедра на площадке скалистой горы; с одной стороны возвышались огромные снежные вершины Гимавата. С другой — целый лабиринт горных хребтов, вдали — долина, и на ней раскинулась Индия, потонувшая как греза в золотом тумане. В этих кельях жило несколько отшельников; тела их, изъеденные грязью и пылью и высохшие под дыханием жгучих ветров и палящего солнца. Некоторые из них представляли собою страшный скелет, обтянутый кожей. Увидав это грустное место, Сарасвати воскликнула:
— Земля далеко и небо молчит. Господи, зачем привел ты нас в эту пустыню, покинутую Богом и людьми?
окончание следует
Добавить комментарий