Тема еды близка и симпатична американцам. К их счастью, голод им незнаком, зато хорошо знаком аппетит. Соревнования по поеданию хот-догов — народное развлечение. Телевидение заполнено передачами про приготовление пищи. Масса кулинарных кружков. Ненасытный спрос на кулинарные книги. Шеф-повар — престижнейшая профессия.
Одна из легендарных фигур в этой области — Джулия Чайлд, родившаяся в 1912 году в зажиточной калифорнийской семье Мак-Уильямсов.
Закончив университет и поработав в рекламном отделе мебельной фирмы, она после нападения японцев на Перл-Харбор пошла на работу во вновь созданный Отдел стратегической службы (OSS), будущее ЦРУ. Сейчас стали говорить, что она была шпионкой, но, по-моему, это для завлекательности. Она там подшивала документы. В качестве помощника референта служила на Цейлоне, в Китае. В возрасте 34 лет, сразу после войны вышла замуж за дипломата Пола Чайлда, получившего назначение культурным атташе в Париж.
В Париже делать было нечего. Чайлды были бездетны. Не культурой же, в самом деле, заниматься. Всякие там театры, книги, музеи, общение с интеллигенцией и прочее требовали знания языка, а миссис Чайлд была не слишком прилежной ученицей. Но она обожала поесть, и французская кухня ее пленила. Один из первых обедов в руанском ресторане — устрицы, камбала меньер и вино, по ее словам, "открыли ей душу и освободили дух". Джулия пошла учиться в кулинарную школу. Научилась бойко говорить Bon appetite, что стало ее фирменной фразой. Познакомилась с двумя француженками, которые решили, что пришло время написать кулинарную книгу для Америки. Джулию пригласили переводить текст. Когда книга была готова, Джулия и главный автор книги Симона Бек бесцеремонно потеснили третью авторшу. Первое издательство не приняло книгу из-за ее огромного объема. Но в 1961 году сокращенная до 734 страниц книга о французской кухне "для американок, не имеющих кухарок", была опубликована издательством Alfred Knopf. Джулия легко и изящно превратилась в главного автора.
Для того времени это была новинка, хорошо разрекламированная и прекрасно принятая читателями. В стране гамбургеров и салата из тунца рецепты говядины по-бургиньонски и малинового мусса звучали шикарно и изысканно. В 1963 году Джулию пригласили вести кулинарную передачу на телевидение. Передача "Французский повар" (The French Chef) шла десять лет и сделала из нее гигантскую знаменитость. По популярности ее можно сравнить с Мартой Стюарт своего времени.
Известная кинематографистка Нора Эфрон (из ее фильмов наибольшим успехом пользовался Sleepless in Seattle) выросла в Беверли-Хиллз, и у ее родителей была кухарка. Но ее молодость пришлась на 60-ые годы, когда Чайлд сделала модной французскую кухню, и все американки наперебой принялись готовить как одержимые. Решив сделать фильм про Чайлд, Эфрон понимала, что ее биография не тянет на полнометражный сценарий. Но недавно появилась Джули Пауэлл. Она была моложе Чайлд на 60 лет. Пауэлл жила с мужем в небольшой квартирке в Куинсе, работала секретаршей в компании, помогавшей жертвам 11 сентября, и изнемогала от скуки. Муж надоумил ее завести свой блог. Но туда надо было что-то писать. Джули, не умевшая готовить, решила за год сделать все блюда (524 рецепта) из книги Чайлд, и описывать это в интернете. Ее блог стали посещать, а когда 2002 год прошел и Джули выполнила свой план, она тоже стала знаменитостью. Правда, 90-летняя Чайлд не пожелала с ней встретиться — что-то в этом предприятии ее раздражало.
Перед смертью, последовавшей в 2004 году, Чайлд успела выпустить мемуары "Моя жизнь во Франции". Пауэлл сделала из своего блога книгу "Джули и Джулия". Нора Эфрон взяла обе книги и соединила их в один фильм, где чередуются эпизоды из жизни Джулии и Джули.
Фильм отчетливо политизирован. Эфрон напоминает, что отец Джулии был сторонником сенатора Маккарти (пытавшегося в 50-е годы отвести от Америки коммунизм), и бегло, но ехидно изображает этого отца туповатым реакционером, взгляды которого Джулия и ее сестра, конечно, не разделяют. Героиня голливудского фильма обязана быть либералкой! Не упускает режиссер и момента, чтобы уязвить республиканскую партию. Например, Джули Пауэлл не приходит на работу, потому что в этот день у нее подгорело мясо по рецепту Чайлд. Ее добрый начальник говорит: "Будь я республиканец, я бы тебя уволил". В истории Чайлд есть эпизод, когда ее мужа Пола вызывают из Парижа в Вашингтон. Оказывается, там идет проверка дипломатов на лояльность. Пол возвращается в ужасе, морально убитый и возмущенный. Он рассказывает жене, что целых три дня подряд должен был являться на беседу с тремя проверяющими ("в комнате без окон!" — трагически восклицает он, но не уточняет, сколько времени занимали беседы). Спрашивали про друзей и прочее. "Представляешь, они спросили, не гомосексуалист ли я!" В общем, Пол ведет себя так, словно его кормили селедкой, не давали пить и спать, и тыкали селедкиным хвостом в лицо. Страшный эпизод имеет своим следствием перевод из Парижа в Осло.
Журнал "Нью-Йоркер" назвал "Джули и Джулию" "одним из самых добрых и очаровательных фильмов последнего десятилетия". Мне он не показался ни добрым, ни очаровательным. Обе героини не вызвали у меня ни симпатии, ни интереса. Мерил Стрип играет Джулию с жестоким пережимом. Она вообще в последнее время так играет. Чем выше растет ее кассовая стоимость (по ней 60-летняя Стрип занимает среди актрис первое место), тем, по-моему, ниже спускается планка ее мастерства. Эми Адамс — актриса, как мне кажется, бесцветная — создала такой же бесцветный образ своей героини.
Кулинария — замечательное ремесло. Если хотите — искусство. Прекрасно, когда люди находят в нем свое призвание. Но Норе Эфрон не удалось увлечь меня историями двух скучноватых женщин, которые готовили мясо по-бургиньонски.
Джули и Джулия
Julie and Julia
Идет везде
Сценарий и постановка Норы Эфрон
***
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
* — кошмарный
Добавить комментарий