Тем, что закон как дышло, в России никого не удивишь. Проверено не одним поколением. Наверху юридические светила, депутаты Госдумы, члены Верховного и Конституционного судов шлифуют каждую запятую закона. А реализует его на практике местный столоначальник, дорожный инспектор или участковый. В меру своего правосознания и степени безнаказанности.
Клавдия Мухина работает криминальным следователем районного отделения милиции в областном городе N. без малого тринадцать лет. Годы службы Клавдии отмечены одними благодарностями и грамотами, на ее счету сотни раскрытых уголовных преступлений: квартирные кражи, грабежи, убийства. Да и район у нее не подарок — полно "чурок", криминальных элементов — выходцев с Кавказа. Каждый второй с ножом или "пушкой". Не женская у Клавы работа, но справляется.
Все бы ничего, но время от времени досаждают жалобами подследственные со своими адвокатами. Ну, им сам Бог велел кляузничать. Но еще прокуроры представления пишут. Мол, за последние два года за недоказанностью вернули 40 процентов дел следователя Мухиной. Судьи капризничают, почему следователь не является на процессы? И в довершение, пресса ополчилась. Якобы, Мухина шьет дела всем без разбора, виновным и невиновным. Преимущественно кавказцам, не из национальной неприязни, а из убеждения — "криминальный народец". Ну, не того арестовала, в КПЗ посадила, под суд отдала — всяко бывает. Не один десяток незаконно арестованных? Кто не работает, тот не ошибается. Лес рубят — щепки летят. Главное, начальство ее ценит и в обиду не дает.
Довольно заурядная для России ситуация. Возможна ли она у нас, в Штатах? Ответ будет практически однозначным. В Америке, где на каждый чиновный чих — строжайший закон, а на каждый закон — свора юристов, такого быть не может, нонсенс!
А вот и нет, полицейское беззаконие здесь тоже имеет место быть.
Признаюсь читателям в небольшом розыгрыше. Все, что вы только что прочитали, — правда. Только я поменял страну, город и фамилию героини. На самом деле, это США, штат Кентукки, город Луисвилл, детектив четвертого (криминального) дивизиона местной полиции Кристал Марлоу. Кристал отвечает за даунтаун, криминогенное место любого американского города. Детектив — женщина белой расы, в роли "кавказцев" — афроамериканцы центра Луисвилла, в своей массе — далеко не подарок. Хотя это просто констатация факта, Кристал не расистка.
Тринадцать лет детектив Марлоу выполняет свою грязную, нередко опасную, но нужную обществу работу. Так бы трудилась и дальше на невидимом фронте борьбы с городским криминалом, но для чиновника полиции настали трудные времена. На бедную Кристал разом ополчились прокуроры, судьи, пресса. Не говоря уже о стряпчих и бывших подследственных. У каждой из этих групп к мисс Марлоу свои претензии.
Самые серьезные — от бывших арестантов, их адвокатов и общественных организаций по защите прав человека. О стиле работы детектива можно судить по нескольким примерам. Для начала история симпатичной выпускницы Луисвиллского университета Тиффани Вашингтон.
21-летняя Тиффани была хорошо успевающей студенткой. Подрабатывала на учебу в университетской библиотеке. Никаких конфликтов с законом за ней не числилось, кроме двух штрафов за превышение скорости. Но в Америке водителей без "тикета" не бывает, так что невелик грех. Однако на второй день Рождества 2007 года Тиффани была арестована на своей съемной квартире. Детектив Марлоу защелкнула на девушке свои фирменные розовые наручники. Ночь Тиффани провела на нарах подвальной КПЗ в "Золотом треугольнике" — это дом юстиции, тюрьма и городская полиция в нескольких шагах друг от друга. Наутро девушку доставили в кабинет следователя Кристал Марлоу. Происходящее походило на кошмарный сон. Допрос, опознание, свидетели. Тиффани инкриминировали вооруженное ограбление на дому в старом Луисвилле накануне Рождества. Потерпевшую несколько раз ударили по лицу и под дулом револьвера заставили отдать ювелирные украшения.
Пять дней Тиффани Вашингтон провела в тюрьме, пока далеко не богатые родители не наняли адвоката и не внесли за дочь 50 тысяч долларов залога. Спустя два с лишним года, девушка с содроганием вспоминает о своем пятидневном тюремном опыте. "Я не могла спать, все время плакала. В туалет ходила только ночью, когда выключали свет, унитазы в камере без кабин. Но больше всего душили отчаяние и бессилие. За что? Я ни в чем не виновата".
Еще несколько месяцев длилась юридическая нервотрепка. И только в апреле 2008 года состоялся суд. Адвокат проводит эксперимент и просит потерпевшую опознать "грабительницу", сидевшую в зале. Женщина показывает на сестру Тиффани, почти вдвое старше и полнее подозреваемой. Кроме того, обвинение рассыпается в прах ввиду полнейшего алиби. В день ограбления Тиффани находилась за 130 миль от места совершения преступления. Она ездила встречать Рождество к друзьям в Эвансвилл. О дате и времени, вплоть до минут, свидетельствовали банковская квитанция о получении денег в Эвансвилле, цифровые фотографии с друзьями, распечатка звонков с мобильного телефона. Кристал Марлоу на эти "мелочи" было наплевать, следователь не засоряла себе мозги разными "дедукциями". Раз человек попал под подозрение, значит, виноват. Дыма без огня не бывает. Хотя бывал, и не раз.
В отличие от Тиффани Вашингтон, большинство жертв полицейского произвола детектива Марлоу далеко не агнцы, но арестовывают и отдают их под суд не за биографию, а за конкретное деяние. Но это по закону, а не по чиновничьему правосознанию. Жертвы двух уличных ограблений 17 и 19 мая прошлого года в пачке фотографий "опознали" грабителя с симпатичной фамилией Slaughter (мясник). Недолго думая, детектив Марлоу выписала ордер на арест Томми Слотера и отправила за санкцией в прокуратуру. Только там выяснилось: незадачливый преступник никак не мог грабить прохожих, поскольку в то время находился в юношеской исправительной колонии.
Обвинения Томми Слотера — это ягодки по сравнению с делом 29-летнего Микела Уильямса. Детектив Марлоу, специалист идентификации преступников по фотографиям, навесила на Микела "мокрую статью" — убийство X. из пистолета в результате наркотических разборок. В конце концов, выяснилось, что X. не убит, а лишь тяжело ранен и находится в госпитале, а "убийца" Уильямс второй год сидит за решеткой совсем по другой статье.
Только за последние два года сорок процентов дел, подготовленных детективом Марлоу, были возвращены прокуратурой и судом за недоказанностью преступлений. Из них десятки с заведомо невиновными людьми. "Невероятная цифра! — изумляется профессор уголовного права Томас Баркер, в прошлом полицейский детектив. — Одно-два возвращенных дела уже нехороший сигнал. Сорок процентов брака — это красный флаг тревоги, абсолютная некомпетентность следователя! Если не сказать хуже, правовой волюнтаризм".
Но это академическое мнение, от которого никому, включая Марлоу, ни холодно, ни жарко. На непрофессионализм следователя в городское управление полиции все чаще стали "капать" прокуроры. Плюсуя к сигналам и пренебрежение процессуальными обязанностями. По закону следователь обязан присутствовать на судебных слушаниях по "своим" делам. Процент явки детектива Марлоу ниже пятидесяти процентов.
Систематическая неявка Марлоу в суд и вопиющий брак в работе переполнили чашу терпения окружного прокурора Роберта Митчема и окружного судьи Маккея Шовена. Каждый из них направил частное определение на детектива в адрес шефа городской полиции. До сих пор для Кристал Марлоу вся критика была как с гуся вода. В личном деле ничего, кроме поощрений. Но шеф полиции обязан реагировать на сигналы прокуратуры и судейского начальства, и, наконец, на детектива Марлоу заведено служебное расследование.
Чем оно закончится, можно только гадать. Во всяком случае, Кристал под суд не отдадут и в тюрьму не посадят. Big deal - служебные упущения. Максимум, что ей грозит, — временно понизят в должности или переведут в другой отдел. Ценными кадрами не бросаются.
А безвинно арестованные, оболганные, униженные? Ошибочно приговоренным к смертной казни и отсидевшим длительные сроки хоть выплачивают денежные компенсации, причем, каждый штат по-своему. А за несколько дней тюрьмы, месяцы процессуальной нервотрепки, расходы на адвокатов, моральные страдания арестованных и членов их семей, — никто даже не извинится.
Сколько таких Марлоу в стране? Статистика об этом умалчивает.
Упырь
Увы, преступность и преступники — неизбежная часть нашего бытия. Воры, грабители, убийцы были, есть и будут. Так уж устроено любое общество, кто-то все равно пойдет вразрез с законом и моралью. Но при всей "обыденности" рядовых и страшных преступлений, иные вообще не поддаются ни воображению, ни рассудку. Гробокопатели вымогают деньги за похищенный труп миллиардера. Алкоголики съедают своего собутыльника. Индийский маньяк, пока его сообщник отвлекает мать ребенка, среди бела дня на пляже разрывает пальцем плеву малолетней девочке. Из того же ряда и недавнее преступление, совершенное в моем городе Луисвилле, штат Кентукки.
Читайте полную версию статьи в бумажном варианте журнала. Информация о подписке в разделе Подписка
Добавить комментарий