Несмотря на протесты со стороны китайского руководства, президент США принял в Белом Доме духовного лидера Тибета Далай-Ламу.
Как сообщается в специальном заявлении Белого Дома, во время встречи с Далай-Ламой президент Обама выразил поддержку усилиям по сохранению уникальной религии Тибета, его культуры и языка. Обама выступил также в защиту гражданских прав жителей Тибета в Китае. Президент высоко отозвался о политике "среднего пути", избранной Далай-Ламой, о его верности ненасильственным действиям и желанию диалога с китайским правительством. Барак Обама сказал, что он тоже является сторонником прямого диалога, с помощью которого можно уладить разногласия. У Обамы и Далай-Ламы единое мнение о важности американо-китайского сотрудничества. Далай-Лама во время встречи поднял вопрос о положении в Тибете, где не так давно власти Китая подавили антикитайские выступления. По окончании встречи Далай-Лама сказал журналистам, что очень доволен беседой, которая продолжалась более часа.
Вашингтон дал понять Китаю, что эта встреча носила больше символический характер. Беседа была закрытой, без журналистов и без телекамер. Проходила она не в Овальном кабинете, где обычно проходят встречи на высшем уровне, а в Кабинете географических карт.
По мнению некоторых политических обозревателей, впервые встрече американского президента с Далай-Ламой было уделено столь большое внимание во всём мире.
Причину этого объяснил Ал Сантоли, директор вашингтонской исследовательской организации "Азиатско-американская инициатива":
— Встреча между президентом Обамой и Далай-Ламой проходила в то время, когда мир стал свидетелем растущего обострения между Америкой и Китаем. Китай резко протестует против продажи американского оружия Тайваню. А США протестуют против монетарной политики Пекина, ибо искусственно заниженная стоимость юаня отрицательно влияет на мировую экономику. Китай специально устроил шум вокруг приглашения Далай-Ламы в Белый Дом. На самом деле, встреча никак не повлияет на американо-китайские отношения, потому что Пекин последовательно, независимо ни от чего проводит свою политику, сформулированную ещё лет 10-15 назад. Суть её в том, что, по мнению Пекина, XXI век — это век Китая. Естественно, Китай, как любая другая страна, стоит на страже собственных национальных интересов, но эти интересы часто противоречат интересам других, в том числе, соседних государств.
С этим Пекин не хочет считаться. Его задача — заставить мир капитулировать. Это видно на примере Тибета. Начиная с 1949 года, Китай начал экспроприацию тибетской территории по частям. Китаю нужен Тибет, поскольку он богат минеральными ресурсами. В Тибете также спрятаны китайские ядерные объекты. Они защищены Гималаями. Китайская ядерная политика в отношении Пакистана и Северной Кореи — это тоже национальная стратегия. Поставки северокорейского оружия Ирану проходят не без содействия Китая. Это факт, что Иран платит Северной Корее через китайские банки, потому что у Северной Кореи не развита банковская система. А остальной мир делает вид или на самом деле наивно верит, будто Китай ни при чём.
Очень даже при чём. Как только США и другие страны слишком возражают против китайской монетарной политики, Китай намекает, что вроде бы готов помочь Западу в переговорах с Ираном. Но когда дело доходит до обсуждения в ООН, Пекин встаёт на защиту Тегерана. Потому что существует китайско-иранский военный договор, и Китай издавна снабжает Иран ядерными материалами. Через 20 лет после падения Берлинской стены люди забыли, что такое коммунизм, и забыли о том, что Китай остаётся коммунистическим государством по своей природе, с коммунистической дипломатией, коммунистической политикой. Китай не перестал быть коммунистическим.
— Чем вы можете объяснить большую симпатию, с которой американцы относятся к Далай-Ламе и к Тибету?
— Думаю, люди видят в Далай-Ламе человека, проповедующего мир. А в Тибете видят жертву Китая. Тибет подвергся неспровоцированному китайскому вторжению, оккупации и аннексии. Китайские власти разрушили тибетскую культуру, проводят в Тибете насильственную китаизацию, жестоко подавляя любые недовольства. Американцы с огромным уважением относятся к стране с древней культурой и мирной религией, сочувствуют малым, угнетаемым народам. Но в данном случае мы беспомощны. Никто не вступит в войну с Китаем из-за Тибета, который заперт высоко в Гималайских горах. Другое дело — Тайвань, который находится вне территории континентального Китая. А Тибет оказался полностью в руках пекинского режима, который не испытывает никакого уважения к правам человека.
Слова политолога Ала Сантоли подтверждают результаты недавнего опроса общественного мнения. Около 75 процентов американцев выступают за возвращение Тибету независимости. В то же время большинство американцев признают, что хорошие отношения с Китаем важнее, чем защита Тибета. Прекрасно понимая ситуацию, Далай-Лама говорит, что он лишь за подлинную, широкую автономию Тибета, но в рамках Китайской народной республики.
Добавить комментарий