Фирмы России и других стран, выступавших в Совете Безопасности ООН против свержения Саддама Хусейна, не будут допущены к высокоприбыльным контрактам в Ираке. Как объясняют это своё решение Соединённые Штаты?
Замминистра обороны Пол Вулфовиц сказал, что в интересах безопасности Соединённых Штатов к конкурсам на получение ключевых контрактов, связанных с промышленно-экономическим возрождением Ирака будут допущены в первую очередь фирмы стран-парнёров по антииракской коалиции, то есть стран, принявших военное, техническое и финансовое участие в смене режима Саддама Хусейна. Речь идёт о контрактах, связанных с реконструкцией коммуникационных и транспортных систем, электроснабжения, строительства общественных зданий, с созданием органов безопасности и правосудия и т.д. Общая сумма контрактов превышает 18 миллиардов долларов, которые были одобрены американским Конгрессом. Помимо фирм самих Соединённых Штатов предпочтение будет отдано компаниям Великобритании, Испании, Италии, Австралии, Японии, Польши Румынии... всего в списке 63 страны. Но Франция, Германия, Россия, Канада и некоторые другие страны в списке отсутствуют. Хотя не исключено, что фирмы этих стран смогут получить субподряды. Сам Пол Вулфовиц сказал, что эти действия США, можно надеяться, заставят исключённые из конкурса фирмы оказать давление на правительства своих стран с тем, чтобы они всё же пошли на военное сотрудничество с возглавляемой Соединенными Штатами коалицией в Ираке. У ряда американских неправительственных экспертов по сути решения нет возражений: деньги американских налогоплательщиков должны идти в первую очередь американским фирмам-работодателям и союзникам США, и служить строительству свободного, демократического и процветающего Ирака. Но ссылка на интересы безопасности вызвала определённые сомнения. На критику со стороны Германии, Канады и некоторых других западных союзников США пресс-секретарь Белого Дома ответил, что постановление правительства соответствует национальным интересам страны.
С критикой того, в какой форме было изложено решение администрации, частично согласен президент Балтиморского совета по иностранным делам Фрэнк Бэрд:
Нельзя наказывать за то, что кто-то с вами не согласен. Очевидно, что конфликт с некоторыми странами из-за Ирака не просто разногласия. Но не в традициях Америки подвергать обструкции своих союзников, которые разошлись с нами по поводу какой-либо международной проблемы. В принципе, у нас и с Францией, и с Германией, и с Канадой, и с Россией много общих интересов. Думаю, мы в своём давлении на наших союзников-оппонентов используем не только кнут. Мы оставляем им место для манёвра и для роли в Ираке. Нам предстоит ради наших стратегических интересов улучшать отношения с оппонентами. Америка не слишком нуждалась в посторонней помощи для одержания военной победы, но для победы над международным терроризмом и для строительства нового Ирака без таких мощных партнёров как Россия, как Германия и Франция не обойтись. Поэтому, как мне кажется, в решении вопроса о контрактах большую роль должны были играть Госдепартамент и Госсекретарь. Этот вопрос оказался политическим, а не только экономическим, и не только военным.
Добавить комментарий