ГРИНБЕРГ
Greenberg
Art houses
Сценарист и режиссер Ной Баумбах
У этого 40-летнего кинематографиста, родители которого — оба критики, стойкая репутация серьезного художника. Действительно, он не делает никаких кино-комиксов, а по большей части снимает камерные картины, где главное — не сюжет, а характеры. Прославился он фильмом 2005 года "Спрут и кит" (The Squid and the Whale), сценарий которого был номинирован на "Оскара". Это история о том, как на подростке отражается развод родителей, и в ней есть автобиографические мотивы, потому что Баумбаху самому пришлось это испытать. Картина, по-моему, неплохая, но отнюдь не замечательная. Нынешний фильм тоже получил хорошую прессу и был выдвинут на главный приз Берлинского фестиваля.
Но там премия досталась турецкой картине, которую поставил человек с удивительным именем Семих Каплан-оглу.
Я — увы — отношусь к Баумбаху с уважением, но без преклонения, потому что его фильмы кажутся мне скучноватыми. Нас учили, что рассказывать про самых скучных людей желательно так, чтобы было интересно и удивительно. Не слишком интересные герои у Баумбаха есть, и они показаны довольно точно и наблюдательно. Но — на мой взгляд — этого недостаточно.
На сей раз автор выбрал уж совсем ничтожного героя из тех, что могут выжить только в такой стране, как Америка, где много дешевой еды. Роджеру Гринбергу уже за сорок. В молодости он жил в Лос-Анджелесе, у него была герлфренд, он играл в любительском оркестре и даже написал песню. Но от предложения продюсера купить эту песню отказался, думая, что будут и другие. Их не было, оркестр из-за упрямства Гринберга распался, а он сам уехал в Нью-Йорк и стал плотником. Совершенно одиноким. Попал в психиатрическую больницу. Таким же одиноким неудачником вернулся в Лос-Анджелес на полтора месяца (с этого начинается фильм), постеречь дом и собаку своего семейного и удачливого брата, пока тот с семьей путешествует по Вьетнаму. Увиделся с бывшей герлфренд. Она замужем, у нее дети, и Гринберг ее не интересует. Он вообще никого не интересует, кроме старого товарища по оркестру, который его жалеет. Но к счастью, у брата есть молодая домработница, которая по здешнему лицемерному обычаю именуется персональным ассистентом. Вот она-то, как нетрудно догадаться, и принесет герою прекрасную перемену жизни.
Мне очень мешало проникнуться сочувствием к герою то, что Гринберг непроходимо глуп, ленив и эгоистичен. Он не просто бравирует тем, что "ничего не делает", а действительно это выполняет. Он берется сделать собаке будку, но даже это благое намерение уходит в песок. Он не читает даже газет, не ходит в кино и не пытается сочинять песни. Зато с остервенением он день и ночь строчит жалобы в авиакомпании, в кафе "Старбак", мэру Нью-Йорка (чтобы запретили гудеть машинам) и в прочие места. Он просто унылый склочник, и никакой скрытой глубины в нем нет. Хотя режиссер Баумбах и исполнитель главной роли, звезда Бен Стиллер. в своем интервью Чарли Розу на общественном телевидении изо всех сил пытались нас убедить, что есть. Но им не удалось. Интервью было такое же скучное, как фильм. Меня потряс в нем только Стиллер, который явился на телевидение в образе интеллектуального красавца-актера, в очень идущих ему очках, в костюме с тщательно подобранной в тон рубашкой и галстуком, в дивно постриженных волосах приятного каштанового оттенка и продемонстрировал абсолютное несовпадение со своим расхристанным героем, вплоть до того, что и форма носа у них казалась разной. Вот это мастерство перевоплощения!
Я буду и дальше уважать творчество этих людей, потому что оно действительно серьезное, и буду желать им успеха, но на следующий их фильм, боюсь, пойду без счастливого предвкушения.
****
ПОБEЖДАТЬ
Vincere
Art houses
Режиссер Марко Беллоккио
70-летний Беллоккио принадлежит к поколению бунтарей 60-х годов — молодых итальянцев из среднего класса, получивших строгое католическое воспитание и восставших в своем творчестве против "буржуазных порядков". Он дебютировал в 1965 году, в возрасте 26 лет, аллегорическим фильмом "Кулаки в кармане" про кровосмесительные отношения в семье эпилептиков, и о нем, так же как о его современнике Бернардо Бертолуччи, заговорили как о новой надежде итальянского кино. Успех имел и следующий фильм Беллоккио, "Китай близко". Потом он вступил в радикальный Союз коммунистов, стал делать пропагандистские короткометражки и на несколько лет "выбыл из обращения". Затем снял картину "Здравствуй, ночь" о нравственных метаниях террористки из группы "Красная бригада", которая в 1978 году 55 дней держала в плену, а потом убила бывшего премьер-министра Италии Альдо Моро.
Секс, политика и религия — главные элементы фильмов Беллоккио и Бертолуччи (который опередил сверстника по известности, да и по таланту).
В "Побеждать" Беллоккио обратился к мало известному материалу, снова сочетающему в себе эти три элемента. Это история некоей Иды Дальцер, у которой накануне Первой мировой войны был роман с Бенито Муссолини, в те времена молодым пылким социалистом. Ида была безумно влюблена в Муссолини и утверждала, что они поженились в 1914 году. Родился сын, которого Ида назвала Бенито в честь отца.
Но Муссолини, оказывается, был женат, не собирался разводиться, и у них с законной супругой было четверо детей. Ида начала его преследовать, была заключена в психиатрическую лечебницу, где и скончалась в 1937 году. Бенито-младший тоже попал в такое же заведение и умер там несколько лет спустя.
Беллоккио использует эту историю для того, чтобы показать аморальность и жестокость Муссолини, рвущегося к власти. Но фильму, на мой взгляд, не хватает глубины, он сосредоточен на страданиях Иды и недостаточно энергично сталкивает эти страдания с фактами биографии Муссолини. К тому же, он слишком затянут, и действие практически не развивается. Ближе к финалу режиссер использует два документальных куска — дуче снят произносящим речи, одну по-итальянски, другую по-немецки перед ликующими толпами. Тут испытываешь обычное изумление перед явлением массового психоза. Кажется невероятным, что люди не видят карикатурности своих вождей.
В целом картину трудно считать удачей маститого режиссера.
***
ОСТРОВ В ГОРОДЕ
City Island
Art houses
Режиссер и сценарист Рэймонд Де Фелитта
Невозможно понять, почему у этой картины ограниченный прокат. Ей бы идти в тысяче кинотеатров, а не в четырех, как у нас в Лос-Анджелесе. Это самая что ни на есть коммерческая, ловко скроенная мелодрама, к финалу переходящая в фарс. Придумал и поставил ее актер, и, как обычно бывает в таких случаях, хорошо играют все исполнители во главе со звездой Энди Гарсиа.
Семья героя, которого зовут Винс Риццо, живет в "приличной части" Бронкса под названием "Остров". Это прибрежные кварталы, бывшая рыбацкая деревушка, и в фильме они выглядят очень красиво.
Винс — тюремный охранник, мечтающий стать актером. Тайком от сварливой жены он по вечерам ходит на занятия в актерский кружок, которым руководит пожилой русский по имени Михаил Малахов (на эту маленькую роль согласился и с явным удовольствием ее сыграл знаменитый Алан Аркин). Тайна есть и у дочери Винса. Все думают, что она учится в колледже, но дело обстоит совсем по-другому. Подросток-сын имеет собственный секрет — он испытывает странную тягу к очень толстым женщинам, похожим на скульптуры Ботеро. И венчает весь этот букет секретов то, что в тюрьму к Винсу попадает другой его сын, Тони. Этот молчаливый красавец-грабитель появился на свет, когда девятнадцатилетний Винс по молодости лет ненадолго увлекся распутной и пьющей женщиной. Молодой преступник не знает, что тюремщик его отец. Можно представить себе, что начинает происходить, когда Винс, уступив угрызениям совести, решает забрать непутевого сына к себе в семью — но скрывает и от него, и от домашних, кто он такой.
После многих перипетий, недоразумений и случайностей все заканчивается ко всеобщему удовольствию. Блудный сын оказывается вполне порядочным, стерва-жена перестает ревновать Винса, подросток обретает счастье с толстой одноклассницей под крылом соседки, разъевшейся до размеров гиппопотама, а мечта Винса об актерской карьере сбывается превыше всяких ожиданий — он получает роль в фильме Мартина Скорсезе!
Все эти ситуации разыграны бодро и весело, и спасибо уже на том, что в картине нет грязи, непристойностей и мордобоя.
****
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
* — кошмарный
Добавить комментарий