В Вашингтоне министр иностранных дел Турции перед встречей с Госсекретарём США Хиллари Клинтон выступил перед журналистами. Он заявил, что разочарован реакцией США на действия Израиля по отношению к флотилии, доставлявшей "гуманитарную помощь" палестинцам Газы. Турция ожидала, что США осудят Израиль, тогда как Белый Дом сначала предпочёл воздержаться от поспешных заявлений, пока не будут выяснены все факты инцидента. По мнению политических обозревателей, США оказались в неловком положении, ибо приходится выбирать между двумя союзниками, да ещё в такое время, когда нужна поддержка Турции для введения санкций против Ирана, и нужно участие Израиля в ближневосточных мирных переговорах.
Министр иностранных дел Турции заявил также, что в инциденте государство-член НАТО подверглось нападению государства — не члена НАТО. Этот вопрос Турция намерена поднять на очередном совете оборонного Альянса.
Вот как прокомментировал ситуацию Дэвид Копел, директор исследований в Институте Independence, в Голдене, штат Колорадо:
— Я думаю, реакция турецкого правительства ещё раз продемонстрировала, что эта страна, хотя номинально и является членом НАТО, не является союзником США в войне против терроризма. Более того, нынешнее турецкое правительство перешло на сторону противника США и НАТО, то есть, на сторону Ирана, и турецкой радикальной организации, легально действующей в стране под названием "Фонд гуманитарной помощи". Госдепартамент США официально считает этот фонд группой, поддерживающей терроризм, в том числе, и в Чечне. Члены этой организации напали на израильских солдат, распевая песню "Смерть евреям". Что касается НАТО, то по уставу организации её члены обязаны защищать друг друга в случае нападения на одну из стран, состоящих в этом оборонительном союзе. Целью флотилии, в организации которой принимал участие турецкий так называемый "Фонд гуманитарной помощи", была провокация против Израиля. Правительство Израиля постоянно говорит, что суда, идущие с целью оказать гуманитарную помощь палестинцам Газы, должны сначала зайти в израильский или египетский порт для инспекции, а затем груз будет доставлен в Газу. Но флотилия решила нарушить порядок, прорвать блокаду, чтобы затем Иран мог доставлять в Газу оружие для последующих нападений Хамаса на Израиль. Турецкое правительство, поддерживая эту акцию, начало помогать тем, кто стремится к войне против Израиля. По уставу НАТО члены организации не обязаны помогать другим странам, состоящим в НАТО, вести не оборонительные, а наступательные или провокационные операции против третьих стран.
— Что же НАТО может сделать?
— Думаю, Европейский союз, который рассматривает вопрос о членстве Турции, должен признать, что при нынешнем турецком правительстве эта страна более не может претендовать на то, что она является частью западной цивилизации. Под руководством правительства Эрдогана Турция перешла на сторону противников западной цивилизации. Что касается НАТО, то я не думаю, что у НАТО хватит политической воли исключить Турцию. И не надо исключать — это было бы недальновидно. В Турции всё-таки проводятся свободные выборы, и, можно надеяться, будущее правительство страны вернётся к традиционной турецкой политике поддержки цивилизации в борьбе против варварства и терроризма.
Дэвид Копел из Института Independence согласен с тем, что в результате действий Турции усилия США по введению новых санкций против Ирана столкнутся с дополнительными трудностями. Политолог не исключает, что в этом и заключался ирано-турецкий план проведения операции "Флотилия".
Добавить комментарий