Путин на вершине власти

Опубликовано: 9 января 2004 г.
Рубрики:

Владимир Путин на вершине своей власти. Блестящий итог выборов в Думу делает его единовластным правителем. Почти конституционным монархом. Партия президента “Единая Россия” (тесных связей с которой Путин отнюдь не афиширует, да и вообще держится в стороне) имеет в Думе конституционное большинство (то есть может своим большинством голосов принять любой закон) и посему не нуждается не только в альянсах с оппозицией, но даже не нуждается в союзниках.

И вот тут встал главный вопрос: как выборы президента 14 марта 2003 года сделать достойными Путина? То, что он пройдет в первом же туре ни у кого сомнений не вызывает. Но — вдруг не окажется у него соперников? Или если кто и будет, то совершенно не его весовой категории и класса? Конечно, Путина все равно изберут, но что-то потускнеет в самом имени победителя. Как если бы на ринге против Льюиса выставили не — пусть и грубияна и скандалиста — Тайсона, а какого-то хиляка, мальчика для битья с ролью боксерской груши. Или вообще бы на ринг никто не вышел. Руку победителю поднимут, но публика будет недовольна. Даже раздадутся хулиганские свистки. Посему самым главным делом для скорой президентской кампании будет избежать бойкота выборов.

И вторая задача: нужно создать условия для того, чтобы каким-то образом обеспечить выход на ринг мало-мальски достойного противника. Пусть хотя бы надоевшего и обрюзгшего от думского поражения Зюганова. Или расцветшего нахального драчуна и скандалиста Жириновского. Но те затаились. Зюганова вообще скоро попросят с поста лидера, как не оправдавшего доверия широких партийных масс. Жириновский и так премного доволен своим нынешним положением вице-спикера новой Думы и своим послушным сыном (Игорем Лебедевым — фамилия по матери), который вновь стал лидером его фракции ЛДПР. В выборах Жириновскому ничего не светит, а вставать в оппозицию к Путину, пусть и понарошку, он бы не хотел.

Всем эти проблемам российская пресса уделят много внимания. Ниже я сделаю своего рода обзор того, как обсуждаются проблемы начавшейся президентской кампании.

Газета “Московский Комсомолец” накануне Нового года писала:

“…Еще в начале уходящего года многие политспецы не верили в подобный исход. Минувшей весной “МК” устроил опрос среди экспертов: какой политклан имеет предпочтительные шансы посадить своего ставленника в кресло президента в 2004 году. К нашему изумлению, почти все политологи поставили на первое место клан Ходорковского, а на одно из последних — группу питерских силовиков... В результате же в 2003 году Путин и К° одержали полную победу над всеми своими противниками. Вполне возможно, что впоследствии историки оценят рубеж 2003-2004 годов как наивысшую точку путинского правления”.

Другие источники (Газета.ру, Лента, Коммерсант, НГ, Известия, Политком, Глобалрус и др.) отмечают, что кампания по выборам президента Российской Федерации началась 11 декабря, но за прошедшие десять дней появился только один серьезный кандидат. Его зовут Владимир Путин, и выдвинут он инициативной группой избирателей, собравшейся 21 декабря в здании Московского института стали и сплавов. Выдвижение прошло по всем правилам, на заседании присутствовали представители Центризбиркома РФ, которые, как того требует законодательство, были заранее оповещены о месте и времени проведения собрания.

Тремя днями ранее, действующий президент вовремя заявил о своем намерении баллотироваться на второй срок. Держался, кстати сказать, он в этом трехчасовом марафоне прекрасно. Точные ответы на многие десятки вопросов, полная ориентация в цифрах, именах, фактах, отличная речь. Тогда же он сообщил, что не собирается выдвигаться от какой-либо политической партии и будет собирать подписи избирателей в свою поддержку. Партия, претендующая на право называться президентской — “Единая Россия” — тут же заявила что “намерение главы российского государства Владимира Путина участвовать в президентских выборах в качестве независимого кандидата — правильное”. Единороссы собираются поддерживать Путина на выборах, несмотря на то, что он их об этом не просит.

То, что с поддержкой у Путина проблем не будет, все знают давно. На предстоящих выборах его ожидают проблемы иного рода. В тот же день, когда инициативная группа товарищей выдвинула Путина для участия в выборах Путина, XII съезд Российской демократической партии “Яблоко” решил не выдвигать своего кандидата на предстоящих президентских выборах. Григорий Явлинский объяснил решение партии невозможностью проведения свободных и честных выборов в создавшейся в стране политической ситуации. Чтобы все точно поняли, что за ситуацию он имеет в виду, лидер “Яблока” рассказал про отсутствие независимых судебных органов, политически значимых свободных СМИ и возможности независимого финансирования предвыборной кампании, а также про злоупотребление административным ресурсом. В специальном заявлении партия сообщила, что поддерживать Путина не собирается. Следующим возможным шагом Явлинский назвал бойкот выборов президента. Но потом от бойкота отказались. Ибо из него выйдет один только пшик, а образ самого вечно недовольного Явлинского только еще более ухудшится.

На бойкот решились только те, кому терять давно нечего — полные маргиналы.

20 декабря, собравшиеся в знаковом для российских либералов здании — музее имени Андрея Сахарова — политики и правозащитники подписали заявление, призывающее всех людей доброй воли бойкотировать выборы или голосовать против всех. “Как показали парламентские выборы 7 декабря, сегодня в России невозможны ни честное проведение избирательной кампании, ни честный подсчет голосов... Мы будем считать любого, кто выставит свою кандидатуру якобы от всего демократического движения, участником политики Кремля по имитации выборов”. Под заявлением подписались Борис Немцов от Союза правых сил (но на самом деле — от себя лично, такого решения от СПС не было), Валерия Новодворская от “Демократического союза”, Елена Боннэр от Фонда Сахарова, а так же пара десятков других представителей правых партий и правозащитных организаций, которых никто не знает.

Опасность бойкота выборов понимает и президент. Явка на президентских выборах обычно бывает выше, чем на парламентских, и без бойкота могла бы составить около 70 или хотя бы 65 процентов. Но если бы все избиратели “Яблока”, СПС и КПРФ проигнорировали выборы, то 50 процентов голосующих могло бы и не набраться, даже с учетом административного ресурса.

Не удивительно, что действующий президент уже заявил, что бойкот выборов — “глупая и вредная затея, потому что это может сорвать нормальную жизнь в стране, политическую и экономическую”. Путин видит в призывах проигравших партий реальную угрозу. Вполне возможно, что вариант такого развития событий в Кремле уже рассматривался. По крайней мере, в принятом в 2002 году законе “Об основных гарантиях избирательных прав” содержится запрет на призыв к неучастию в выборах. Правда, затронуть он может только зарегистрированных кандидатов — их за такую агитацию могут лишить регистрации. Это понятно: если человек зарегистрировался (и был утвержден ЦИКом) как кандидат для будущих выборов, то для него в высшей степени было бы нелогичным призывать к бойкоту той самой кампании, в которой он добровольно решил принять участие. Что касается других лиц или объединений, призывающих к бойкоту, то им может грозить только штраф за ведение агитации, не оплаченной из избирательных фондов.

Процесс “согласований” представители президентской администрации начали с либералов. Именно присутствие правого кандидата является залогом того, что Запад не посмотрит криво на российские выборы, кроме того, любой правый сегодня является для Владимира Путина идеальным спарринг-партнером, поскольку не слишком сильно покушается на его электоральную базу и даже при самом массированном пиар-сопровождении способен набрать едва ли 15% голосов.

И хотя либералы, вероятно, решили, что второй провал после столь оглушительно проигранной думской кампании убедит их электорат в том, что правым в ближайшие несколько лет уж точно не оправится, и тогда “Яблоко” и те, кто создавал СПС, потеряют всякие перспективы сохранить свое место на политическом поле, — работа по “согласованию” не пропала даром. Не ясно уж каким способом Кремль добился успеха, но Ирина Хакамада, один из сопредседателей СПС, под самый занавес успела заявить о своем желании участвовать в президентской гонке.

С коммунистами сложнее. После их провала на выборах, выдвижение Зюганова стало бы заявкой на еще один проигрыш, да и сам он, скорее всего, не горит желанием участвовать в гонке с заранее очевидным результатом. В то же время лидер КПРФ — единственный достаточно известный в народе коммунист, и любого другого придется раскручивать с нуля. Если КПРФ потерпит на президентских выборах сокрушительное поражение, то партии будет грозить окончательная политическая смерть. Так что бойкот выборов для коммунистов — не худший вариант. Но и на это они так и не решились — выдвинули малоизвестного Николая Харитонова.

Недавно Владимир Жириновский заявил, что будет участвовать в выборах, только если ему дадут возможность побороться с Зюгановым. А если Геннадий Андреевич на выборы не пойдет, то и лидер ЛДПР предпочтет воздержаться. Пока оба они воздерживаются.

Жириновский понимает, что в случае неучастия в выборах Зюганова, он рискует набрать слишком много голосов, что совсем не соответствует его реальной функции в политической игре. Так ведь можно ненароком и второй тур устроить... Маловероятно, но вдруг, так что лучше не рисковать.

Складывающаяся ситуация менее всего выгодна Путину. Хотя ему нужно победить именно в первом туре, эта победа должна выглядеть легитимно и в глазах российской общественности и международного сообщества.

В новейшей российской истории несостоявшихся выборов пока не было. Зато братская Сербия трижды не смогла выбрать президента. Ни 13 декабря 2001 года, ни 8 декабря 2002 года, ни 16 ноября 2003 года сербам не удалось добиться 50-процентной явки. И хотя два раза на этих выборах побеждал Воислав Коштуница, это не обеспечило ему президентского кресла. С этой точки зрения Россия отличается от Сербии лишь тем, что участники несостоявшихся выборов, по нашему законодательству, не имеют права баллотироваться вновь.

Причем это касается даже Путина.

Один из возможных участников президентской гонки, а именно спикер Совета Федерации и лидер “Партии жизни” Сергей Миронов, сразу же после сообщения о намерении выдвигаться сказал, что будет поддерживать не себя, а своего соперника. Выступая перед активистами “Партии жизни” в Санкт-Петербурге, он отметил, что “кто-то, похоже, пытается приватизировать демократию”. А чтобы все поняли, что имеет он в виду совсем не Кремль, спикер Совета Федерации тут же сообщил, что лучшей кандидатуры на пост президента России, чем Путин, не видит: “Нет сомнений, что все здесь присутствующие хотят, чтобы президентом стал Владимир Путин”. Именно с этим лозунгом Сергей Миронов пойдет на свою предвыборную кампанию, если бы “Партия Жизни” выдвинула его кандидатуру. Партий, кричавших перед выборами “Мы за Путина!”, было предостаточно. В лице Миронова мы, видимо, получили бы первого в истории России кандидата в президенты с лозунгом: “Выбирайте не меня, а моего конкурента!”. Но и Миронов уже упустил шанс стать уникальным — выдвигаться нужно было до нового года.

А хорошо, если бы Миронов пошел в кандидаты. При этом присущее россиянам чувство гармонии сполна было бы удовлетворено наличием в бюллетене “партии смерти” в лице совладельца гробовой конторы и основателя почившей в бозе первой российской товарной биржи “Алиса” Германа Стерлигова. Его постоянное участие в выборах напоминает по мотивации стремление дебютантки отметиться на всех балах сезона. Летом 2000 года он баллотировался в мэры Красноярска, украсив свою кампанию акциями вроде привода к зданию администрации украшенных плюмажами лошадей, везущих телегу с дорогими гробами для новых русских (от 4 до 25 тыс. долларов за штуку, в таком, за 25, кстати, был похоронен генерал Лебедь). Стерлигов измыслил оригинальный слоган:

— Куда спешишь ты, Колобок?

— Да заказать себе гробок!

На выборах московского мэра Стрелигов конкурентам гробов не предлагал, зато получил от них обвинение в разжигании межнациональной вражды, правда, не подтвержденное судом. Будет ли он предлагать гроб Путину, зависит от того, зарегистрирует ли его ЦИК. Пока что Вешняков нашел в его документах массу юридических ошибок, в частности, отсутствие печати нотариуса на подписях инициативной группы.

Парад шутейных претендентов продолжается кандидатом от Бориса Березовского. Именно телемост с этим врагом всех добропорядочных россиян был главным событием торжественной церемонии выдвижения Ивана Рыбкина, состоявшейся 24 декабря в гостинице “Космос”. Хотя предвыборная программа лидера незарегистрированной Минюстом партии “Либеральная Россия” выглядит солидно, тем не менее Рыбкин осмелился заявить, что имеет свои взгляды на судьбу России и требует единого закона для всех олигархов.

Даже слоганы будущей кампании выглядят несколько карнавально. В офисе “Либеральной России” корреспондентам “Газеты” рассказали, что собираются привести Рыбкина к президентству с помощью лозунга “Борис, ты прав!” Видимо, на более аутентичные слоганы для своего кандидата у Бориса Абрамовича денег не хватило.

Если демократ Рыбкин претендует в карнавальном шоу на роль Пьеро, а Герман Стрелигов вполне потянет на злобного Арлекина, то Владимиру Брынцалову, также заявившему о своем желании стать президентом, остается только быть Коломбиной мартовского карнавала. Даже членство в “Единой России” не помешает хозяину фармацевтического завода “Ферейн” совершить любимый ритуал участия в президентских выборах. Тем более что сезон-2000 он пропустил и не появлялся в общероссийских бюллетенях аж с президентских выборов 1996 года, когда занял последнее место с 0,16 процентами голосов. Выше его на ступеньку тогда оказался Михаил Сергеевич Горбачев. Не повезло Брынцалову и с одномандатным округом Орехово-Зуево. Пытаясь в декабре пройти от него в Думу, он проиграл кандидату из КПРФ. Выдвижение Брынцалова радует: что бы ни говорили злопыхатели, партийная дисциплина в “Единстве” не дошла еще до полного абсурда, так как из партии власти его не исключили.

Дух карнавала, витающий над выборами, заметен не только в Москве, регионы тоже реагируют на него. Ради дополнительной рекламной кампании решение податься в президенты объявили две девушки группы “Тату”. Одной 18, другой 19 лет, в сумме больше, чем минимальные для этой цели 35 лет. Править хотели бы по очереди.

Наконец, лидер ЛДПР Жириновский решил внять призывам Кремля выделить хоть какого-то кандидата в президенты.

26 декабря на съезде ЛДПР было принято решение выдвигать не Владимира Жириновского, а Олега Малышкина. Этот кандидат никому не известен как политик, зато он стал известным на всю страну после драки во время предвыборных дебатов на канале НТВ. Этот деятель — начальник охраны вице-спикера Госдумы Жириновского и его персональный советник (неизвестно по какому предмету, судя по всему — по мордобитию).

Дело было так.

21 ноября в программе Савика Шустера “Свобода слова” Жириновский крикнул присутствовавшему на передаче генералу Георгию Шпаку, что рад гибели его сына в Чечне, поскольку в его смерти виноват сам бездарный генерал Шпак. Тот вместе с соратниками кинулся на обидчика. Его остановили, но Жириновский и его охранники за кулисами все-таки подрались с ними. Руководил этой батальной эпопеей нынешний выдвиженец в президенты Олег Мылышкин.

Сразу после инцидента канал НТВ расторг договор с ЛДПР об участии в телевизионных дебатах, партии были возвращены деньги за оплаченный эфир 5 декабря. Жириновский также был отстранен от дальнейшего участия в передачах НТВ, после чего прислал извинение, а в нем были такие строки:

“Считаю для себя недопустимыми оскорбительные высказывания в адрес одного из лидеров блока “Родина” генерала Шпака... Со стороны моей охраны были допущены силовые действия, которые я не санкционировал и считаю недопустимыми не только во время нахождения на территории вашей телекомпании, но и в целом в подобных ситуациях”. Лидер ЛДПР проинформировал генерального директора НТВ Николая Сенкевича об увольнении в своей охране “ряда лиц”, а Малышкин О.А., по словам Жириновского, не просто уволен, но и “отправлен к месту постоянного жительства в Ростовскую область”. Теперь кулачный боец, как видно, из ссылки возвращен, как наилучший кандидат от ЛДПР на пост президента.

Но немного раскачались более респектабельные партии и лидеры.

Выяснилось, что блок “Родина” (лидеры — Рогозин и Глазьев) примет участие в президентских выборах сразу с двумя кандидатами на пост главы государства. Перед самым Новым годом на закрытом заседании блока во вторник кандидатом на пост президента РФ был выдвинут бывший председатель Центробанка Виктор Геращенко. От блока на выборы пойдет также сопредседатель “Родины” Сергей Глазьев, но он станет самовыдвиженцем и будет собирать необходимые для выдвижения своей кандидатуры подписи (2 миллиона).

Наконец, как мы уже упоминали, и среди правых нашлась выдвиженка — один из лидеров СПС Ирина Хакамада. Не от партии, а от себя лично. То есть ей тоже еще предстоит собрать 2 миллиона голосов. Как пошутили в российской прессе — она среди правых оказалась единственным мужиком. Ранее Хакамада высказывалась за обязательное участие кандидата правых сил в президентских выборах. “В противном случае, — сказала она, — партия может прекратить свое существование”.

Вот в такой компании предстоит Путину избираться. И то, если самовыдвиженцам удастся собрать искомые миллионы голосов в свою поддержку, а ЦИК утвердит их документы. А если нет?

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки