Почему понадобился Джеймс Бейкер

Опубликовано: 9 января 2004 г.
Рубрики:

Специальный посланник президента Буша, бывший Госсекретарь Джеймс Бейкер завершил серию переговоров во Франции, Германии, Италии, Англии и России, где добился обещаний существенно снизить сумму международных задолженностей Ирака, которые оцениваются в 120 миллиардов долларов. Вскоре Бейкер доложит президенту Бушу о результатах поездки. Как сказал пресс-секретарь Белого Дома Скотт МакКлеллан, “хотя мы удовлетворены хорошим началом, впереди ещё много работы, и Джеймс Бейкер продолжит переговоры в других столицах”.

Сотрудник вашингтонского Института мировой политики Майк Уоллер считает дипломатическую миссию Бейкера очень успешной, и вот почему:

— Это очень важная миссия, и он с ней уже справился, если сумел так быстро добиться от Франции, Германии и, видимо, от России уступок по поводу иракских долгов. Это важно и экономически, и политически, потому что теперь у противников президента и критиков Соединённых Штатов меньше оснований обвинять нас в единоличных действиях. Если Франция, Германия, Россия не захотели внести живой силой и техникой свой вклад в свержение диктатуры Саддама Хусейна, пусть внесут свой вклад через центральные банки.

— Какие аргументы мог привести в переговорах Джеймс Бейкер? Что мог обещать взамен сокращения долгов?

— Думаю, он поставил условие: либо вы соглашаетесь на частичный или полный пересмотр долгов, либо Ирак объявит дефолт, и мы его в этом поддержим. Позиция президента Буша и его сторонников такова: государства-кредиторы Ирака давали Саддаму Хусейну деньги на приобретение у них же оружия, и теперь они должны забыть об этих долгах и не заставлять иракский народ платить за то, что нужно было Саддаму Хусейну для нападений на соседние страны, для расправ с собственными гражданами и для шантажа мирового сообщества. Бейкер сумел точно сформулировать предложение США: вступайте в переговоры о реструктуризации и сокращении внешней задолженности сейчас, или вы вообще всё потеряете. Думаю, Бейкер нарисовал убедительную картину и предложил реальный, но достаточно гибкий план. Не думаю, что, по существу дела, американские предложения, сделанные Шираку, Шредеру и Путину, сильно отличаются. Все три государства — крупнейшие кредиторы Ирака и каждому из них есть что терять. Они понимают, что лучше получить что-то, чем ничего. И речь идёт не только о контрактах по восстановлению Ирака, но и о доступе к иракской нефти. Думаю Буш, устами Бейкера предложил этим странам сойтись на середине.

— Почему до Бейкера никто из администрации Буша, никто из Госдепартамента не сумел добиться этого? Почему надо было приглашать аутсайдера?

— Джеймс Бейкер очень твёрдый по характеру человек. Он никогда не идёт на уступки без того, чтобы получить максимум взамен. Он очень настойчив в переговорах. К тому же он обладает немалой, так сказать, символической властью, о чём хорошо знают в Париже, в Берлине и в Москве: он был и министром финансов, и государственным секретарём в правительстве Буша-старшего, и он в очень дружеских отношениях с нынешним президентом. У него колоссальный государственный опыт. А у обычных дипломатов из Госдепартамента установка на предварительные уступки, не всегда обязательные. Джеймс Бейкер, в общем, из другого теста.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки