Американский кинофильм “Страсти Христовы”, продюсером, режиссёром и соавтором сценария которого является голливудский актёр Мел Гибсон, вызвал споры и даже протесты задолго до того, как вышел на экраны. В кинокартине показаны 12 последних часов жизни Иисуса Христа. Некоторые еврейские организации выразили опасения, что авторы фильма изобразят евреев виновниками смерти Христа и этим вызовут волну антисемитизма. Споры, видимо, будут продолжаться вплоть до выхода фильма на экраны в феврале.
Мел Гибсон решил заручиться поддержкой самого крупного авторитета в Христианстве — Папы Римского. 83-летний Иоанн Павел Второй смотрел “Страсти Христовы” вместе со своим секретарём, архиепископом Станиславом Дзивишем, которому, как говорят, сказал после просмотра: “Это так и было”.
После того, как Папа Римский не нашёл в фильме ничего предосудительного, Эйбрахам Фоксман — Национальный Директор Антидиффамационной лиги выступил с заявлением, которое пересказала представитель Лиги по связям с прессой Мирна Шайнбаум:
— Если действительно Папе Иоанну-Павлу Второму был показан кинофильм Мела Гибсона “Страсти Христовы”, и если действительно его реакция на фильм была положительной, как сообщают об этом в прессе, тогда мы уважаем его позицию. На счету нынешнего Папы Римского немало проявлений уважения к еврейской общине и он стоит на высоко моральных принципах, когда дело касается проявлений антисемитизма. Тем не менее, мы оставляем за собой право на окончательное собственное суждение о фильме “Страсти Христовы” после того, как сможем его посмотреть. Мы надеемся, что Мел Гибсон с вниманием отнесётся к нашей озабоченности и к мнению тех христианских и еврейских учёных и религиозных лидеров, которые выразили свою тревогу по поводу раннего варианта кинофильма, который может разжечь антисемитизм. Если Мел Гибсон внесёт изменения в кинокартину, которая ещё не закончена, мы будем приветствовать такой шаг. Мы бы хотели увидеть окончательный вариант фильма и убедиться, что сцены, вызывающие нашу озабоченность, изменены. И тогда мы будем готовы публично поздравить автора.
Антидиффамационная лига существует с 1913 года. Это организация по борьбе с антисемитизмом, расовой ненавистью и религиозными предубеждениями.
Основные голливудские киностудии, при всей популярности Гибсона, при всех его премиях, включая “Оскара”, отказались пускать в прокат “Страсти Христовы”. Мел Гибсон истратил на создание фильма около 25 миллионов долларов из собственного кармана. Диалоги персонажей ведутся на иврите, латинском и арамейском языках, на которых говорили в древней Палестине. Режиссёр — католик-традиционалист, считающий, что мессы должны проходить только на латинском языке, — намерен показать свою новую работу на конференции 3 тысяч священников из 40 стран. Конференция будет проходить в январе в Орландо, штат Флорида. Известный американский проповедник Евангелия Билли Грэм, после просмотра фильма признался, что был тронут до слёз. Он и некоторые другие проповедники считают, что фильм поможет в распространении христианства.
>Вообще кинофильмов о Христе было множество. Я насчитал 60. Первый был снят в Америке ещё в 1897 году. Второй — во Франции в 1908-м. В 1927 году знаменитый американский режиссёр Сесил Демилл выпустил фильм “Царь царей”. Но самыми известными были американский “Бен-Гур” Уайлера, итало-французский “Понтий Пилат”, в котором Джон Дру Барримор сыграл и Иисуса Христа, и Иуду Искариота, “Евангелие от Матфея” Пьера-Паоло Пазолини, киномюзикл “Иисус Христос — суперстар” Нормана Джуисона (кстати, и на бродвейской сцене, и затем на экране эта рок-версия последних часов жизни Христа подвергалась жесточайшей критике за неуважительное, даже кощунственное Его изображение). В 1977 году итальянец Франко Дзеффирелли выпустил своего “Иисуса из Назарета”, а в 1988 американец Мартин Скорсезе — “Последнее искушение Христа”. Скорсезе взял за основу фильма роман Никоса Казанцзакиса, в котором Иисус предстаёт молодым человеком, мучающимся от сомнений по поводу своего пути в жизни и своих сексуальных желаний, от одиночества, предстаёт чуть ли не мазохистом, получающим плотское удовольствие от собственных страданий. Против фильма выступила христианская церковь во всём мире. Были демонстрации протеста, пикетирование кинотеатров, бойкотирование и угрозы в адрес создателей фильма. В газетах фильм назвали “преднамеренным нападением на христианство. Но теперь, через 15 лет, историки кино признают художественные достоинства работы Скорсезе. Видимо, нынешний фильм Мела Гибсона станет версией, наиболее приближённой к новозаветной. Сам Гибсон говорит, что этот фильм о любви, вере и прощении, о человеке, страдавшем за других и отдавшем жизнь за других... Но как изображение такого человека будет сочетаться с библейской заповедью “не сотвори себе кумира”? Мне могут возразить, что неправомерно судить о работе человека, верящего в Новый Завет, с точки зрения Ветхого Завета. Однако не будем забывать, что Америка — страна иудео-христианская и что отцы-основатели завещали американцам жить по основным библейским заповедям, в числе которых “Не убей”, “Не укради”, “Не прелюбодействуй”, “Чти отца своего”, а также “Не сотвори себе кумира”...
Добавить комментарий