Главное, чтобы детям было хорошо, а кто они — американцы или азербайджанцы — не так уж важно.
Ежегодный традиционный сбор детей, родившихся в Азербайджане и взятых на воспитание американцами, состоялся в бруклинском ресторане "Баку". Люди прибыли из разных штатов, даже таких далёких, как Техас и Луизиана. Зал украшен флагами США и Азербайджана.
Те, кто побывал недавно в Азербайджане, рассказали о своих впечатлениях. На столах — атрибуты национальной одежды, игрушки, сувениры. Это для подписного аукциона. Собранные деньги предназначены детским домам в Азербайджане.
Артисты нью-йоркского детского танцевального ансамбля "Кавказ", которым руководит Любовь Юсупова, выступили с азербайджанскими танцами. Дети восторженно смотрели и восторженно аплодировали. А потом — урок танца. Дети с интересом повторяли движения. Они не хотят забывать, кто они, откуда родом, это делает их богаче, и у них есть друзья — такие же, как они. Есть свой круг...
Рассказывает Томриз Азери, президент Азербайджанского общества Америки:
— Наше общество возникло в 1957 году. Думаю, мы первая азербайджанская организация в мире за пределами самого Азербайджана. Её создали наши отцы и деды, приехавшие в Америку в конце 40-х — начале 50-х годов, чтобы дети и внуки, родившиеся уже здесь, знали культуру, историю и язык Азербайджана. Мой дед по материнской линии был одним из основателей независимого демократического государства Азербайджан в 1918 году. Он был первым министром национальной безопасности. Когда через два года Красная армия вошла в Азербайджан, мой дед бежал в Турцию, а позднее из Турции добрался до Америки.
— Вы были в Азербайджане?
— Да. Много раз. У меня там нашлось немало родственников. Я горжусь дружбой с азербайджанским правительством и ценю хорошее отношение к себе президента Ильхама Алиева. Несколько лет назад он наградил меня почётной медалью. Мне даже предложили в подарок дом в Азербайджане, но я отказалась.
— Вы проводите здесь подписной аукцион, чтобы собрать деньги для детских домов в Азербайджане. В вашем сообщении для прессы говорится, что Азербайджан — очень богатая страна. В 2006 году доход государства составил 34 процента — это был тогда самый высокий доход в мире. И такая страна не может сама обеспечить своих сирот?
— Мы не так много собираем на таких аукционах. Несколько сот долларов. Это нужно не столько Азербайджану, сколько нам самим, ибо даёт ощущение, что мы как-то помогли сиротам.
— Многие из усыновлённых или удочерённых детей родились мусульманами в мусульманской стране. А в Америке попали в христианские и еврейские семьи. Как сами азербайджанцы относятся к этому?
— В процессе международного усыновления и удочерения такое случается сплошь и рядом. Приёмные родители могут воспитывать детей так, как считают нужным. Но Азербайджанское общество Америки для того и существует, чтобы связь со страной, где эти дети родились, не прерывалась. Мы не вмешиваемся в религиозные вопросы семьи, но мы знакомим детей с культурой и историей Азербайджана. Для нас не важно, в какой религиозной атмосфере будут воспитываться дети, нам важно, чтобы они знали и любили Азербайджан. Ведь там рядом с мусульманами мирно живут и христиане, и евреи. А дети, которых вы видите здесь — это будущее Азербайджанского общества Америки.
С детьми у меня состоялся такой разговор:
— Как вы узнали, что вы — азербайджанцы?
Черноволосый, черноглазый Бен:
— Мне мама сказала.
— Тебе нравится быть азербайджанцем?
Эндрю, шатен в круглых очках:
— Очень нравится, потому что я не просто американец, а американский азербайджанец.
К Бену и Эндрю присоединились другие дети.
— Кто из вас знает, где находится Азербайджан?
— Я знаю: возле Каспийского моря.
— А можешь назвать столицу страны?
Бен:
— Баку. Страна не только находится у Каспийского моря, это ещё и одна из республик на краю Европы, на самом Востоке Европы.
Эндрю:
— И ещё в Азербайджане много нефти и других ресурсов.
— А теперь самый трудный вопрос: на каком языке говорят в Азербайджане?
Эндрю:
— На азербайджанском.
— Кем вам больше нравится быть — американцем или азербайджанцем?
Бен:
— Обоими. Я очень рад, что я американец, и что я азербайджанец, потому что я получаю конфеты и за то, и за другое, и я очень горжусь, что я такой, что могу сказать кому-то: "Эй, я из Азербайджана!" Я наполовину американец, наполовину азербайджанец, а вместе я то, что я есть, и я люблю себя таким.
Джуди Шифрин недавно вернулась из двухнедельной поездки в Азербайджан. Была там вместе с приёмной дочерью, которую взяла в бакинском детском доме 8 лет назад. Сейчас девочке 10 лет.
— Мы пошли в тот детский дом, откуда я её взяла. Мы хотели посмотреть, где моя дочь прожила первые два года своей жизни.
— Почему американские приёмные родители говорят детям, что они не родные, а приёмные, да ещё из другой страны? Не скажется ли это отрицательно на детской психике? Мол, родные мама и папа его или её бросили, или погибли, а американские родители — не родные?..
— Сегодня в Америке смотрят на это по-другому. Ещё лет 30-40 назад у нас тоже скрывали от детей, что они — приёмные. Да и от соседей, от друзей тоже скрывали: стыдным считалось, что у тебя нет своих детей, и ты берёшь на воспитание чужих. Теперь так не считают. Для меня и моей дочери, как мне кажется, гораздо честнее и здоровее ничего не скрывать. Девочка знает, что родилась в Баку, что её биологическая мама — русская из Азербайджана, а приёмная — американская еврейка: мои дедушка и бабушка эмигрировали из России.
— Хотя мама вашей девочки — русская, но большинство детей, собравшихся здесь, родились азербайджанцами. Для Азербайджана они всё-таки потеряны. Они — американцы. Вы говорили об этом в Баку? Как относятся к этому там?
— На этот счёт много разных мнений. Одни хотели бы видеть азербайджанских детей мусульманами, растущими в своей стране, говорящими на родном языке. Но другие, в частности, мои друзья-бакинцы, рады, что азербайджанским детям-сиротам повезло: их взяли к себе американские семьи, они растут здоровыми, счастливыми, окружёнными заботой и любовью, а религия не так уж и важна.
В конце вечера всем детям подарили белые бейсболки с вышитым на них словом "Азербайджан". Счастливые родители фотографировали счастливых детей. Групповой портрет — на память!
Добавить комментарий