Никогда не знаешь, при каких условиях может раскрыться талант.
В одном из бруклинских оздоровительных центров для пожилых есть довольно большая русскоязычная группа. Здесь произошло чудо: у немолодой, в инвалидной коляске Инессы Иглановой вдруг обнаружился талант художника.
Инесса приехала в Америку в 1998 году из города Чарджоу в Туркменистане, где начинала агрономом, затем, после защиты диссертации, преподавала в институте. 42 года учила студентов. В Америке тяжело заболела. Перенесла операцию на сердце. Потеряла интерес к жизни. Младшая дочь, видя это, уговорила её посмотреть, как в центре для пожилых старики занимаются рисованием. Преподаватель дал открытки, чтобы их перерисовать.
— Я стала к ним приходить раз в неделю на два часа, — рассказывает Инесса. — В течение месяца-двух, наверно, ходила, и вдруг почувствовала сильнейшую тягу к рисованию...
Ей купили кисти, краски, всё, что нужно, и она сама стала рисовать дома, каждый день, часто до глубокой ночи.
Сейчас Инесса счастлива: четверо детей (сын и три дочери), девять внуков, две правнучки, и у всех свои маленькие галереи из бабушкиных картин. Это всё подарки на дни рождения. А теперь её семья пополнилась ещё и ученицами по рисованию: это её подруги по оздоровительному центру, которых она заразила тягой к творчеству. Пригодился преподавательский опыт. В ее студии 15 человек.
Работы участников студии отбираются для ежегодной выставки самодеятельных художников из нью-йоркских центров для пожилых. Выставка проходит в столице штата Нью-Йорк Олбани. Многие награждены грамотами, а работы самой Инессы получили такую высокую оценку, что были отобраны для праздничных открыток по всей Америке. Одна из таких работ — зимний пейзаж. Инессе удаются не только пейзажи, но и цветы, особенно маки. Есть цикл работ на библейскую тему.
— Когда человек рисует, — говорит Инесса, — ни одна плохая мысль не приходит в голову. Он настолько увлекается, что не слышит и не видит окружающих. Женщины в нашей студии иногда говорят: "Всё, вот эту картину закончу, и оставлю, у меня руки дрожат, я плохо вижу". Но кончается одна картина, появляется какая-нибудь новая тема, которая вдохновляет их, и они начинают следующую картину...
За четыре года Инесса Игланова написала более двухсот картин.
Лиза Капаровская рисует около двух лет.
— Почему вдруг вы стали рисовать?
— Я очень скучаю по своему родному дому в Белоруссии, в Жлобине, Гомельской области. Ну, думаю, нарисую я его, дом этот. Пришла, посмотрела принцип, как рисуют, и нарисовала. Повесила. Теперь открываю глаза утром, на стенку смотрю — дом висит мой, родной-любимый...
Ещё одна участница студии Нина Семёнова:
-... Если я ночью не сплю, то я обязательно рисую. Сейчас у меня сын заболел онкологией. У меня муж с онкологией. У меня самой уже две онкологии было. Когда я заболела, я пришла в этот центр, увидела, как Инесса рисует, и забыла обо всём на свете... А когда начала сама рисовать, то вообще попала в какой-то космос... У меня теперь все стены завешаны картинами.
Мадину Гибадулину несколько месяцев назад привела в центр подруга Светлана:
— Я понятия не имела, что такое рисование, а теперь у меня есть краски, кисти...
— Это же дорого стоит...
— Ну и что, дети помогают. Мы жили раньше на Стэйтен-Айленде, и там общаться не с кем было. Год как мы переехали сюда в Бруклин, и в Бруклине нашли этот садик..
Одна из учениц Инессы — китаянка. Она не говорит ни по-английски, ни по-русски, зато владеет языком искусства:
— Я увидела, что все красиво рисуют и тоже захотела. Инесса стала моим учителем. Она очень хороший учитель. Я рисую уже три месяца.
Иммигрантка из Ташкента Камиля Агзамова когда-то в детстве рисовала карандашом. Даже ходила в кружок рисования. Но красками никогда не рисовала. А здесь, благодаря Инессе, научилась писать акриловыми красками.
— У меня год назад умер муж, — рассказывает Камиля. — Я искала себе какое-то занятие по душе... людей, с которыми можно общаться, с которыми были бы общие интересы.
Ида Глозман приехала из Курска 16 лет назад. Рисует всего год. Вообще, Ида любит вязать, вышивать, но именно живопись, как она говорит, отвлекает от всех дурных мыслей, от ностальгии:
— В это время ничего не болит.
Ида говорит, что это не только студия рисования, это клуб.
Директор программ центра Джозефин Трамонтано очень довольна результатами программы, которая возникла 4 года назад с приходом Инессы. "Живопись и общение с интересными людьми уводит от депрессии", — считает она.
...Я слышал, что искусство лечит, а теперь убедился в этом.
Добавить комментарий