Кадр из фильма "Сом" (Catfish) |
---|
С одной стороны, документальный фильм Catfish ("Сом") вызвал огромный интерес на фестивале в Сандэнсе и стал его сенсацией, с другой — некоторые упрекают его в "недостаточной правдивости". С этими упреками трудно согласиться.
Когда часть фильма была отснята, его авторы показали материал режиссеру Эндрю Зарецкому (Zarecki), которого в Америке, конечно, именуют Зэреки. Этот самый Зэреки семь лет назад сделал блестящую документальную ленту Capturing the Friedmans о судьбе семьи, где отца обвинили в педофилии. Я этот фильм просто не могу забыть. Он получил в 2004 году гран-при в Сандэнсе, премию нью-йоркских критиков и номинацию на "Оскара".
Когда Зэреки увидел материал "Сома", он так заинтересовался, что стал продюсером и, так сказать, крестным отцом этой работы. Это уже неплохая для нее рекомендация.
Показано в ней следующее. Младший брат режиссера Шульмана, 23-летний Нев — профессиональный фотограф. У него приятная внешность и подкупающая улыбка. После того, как газеты опубликовали несколько его фотографий, Нев в 2007 году получает и-мейл из маленького городка в штате Мичиган, от восьмилетней девочки Эбби. Сообщив, что она художница, Эбби просит у Нева разрешения нарисовать картину на основе его фотографии. Так завязывается переписка, в которую вступает также мать Эбби — Анджела. Неву присылают портрет Анджелы — красивой женщины с длинной косой, а также фотографии ее мужа Вэнса (отца Эбби), нескольких друзей и — самое главное — старшей сестры Эбби по имени Меган. Ей 19 лет, и она очень хорошенькая. Нев разговаривает по телефону с Анджелой и Меган. Между ним и Меган возникает — не скажу, любовь — но сильный эротический интерес. В своих посланиях Меган весьма откровенно это выражает. Так проходит несколько месяцев. Неву сообщают, что картины Эбби продаются за большие деньги, и что для них отвели специальную галерею.
Но постепенно братьям Шульман и Йосту начинает казаться — что-то тут не так. Голос Меган странно звучит по телефону. При помощи интернета они находят на фото галерею Эбби — но здание пустое, никакой галереи в нем нет. Это и другие "мелочи" приводят их к решению поехать в Мичиган.
Критики фильма утверждают, что его авторы "не правдивы", что они знали гораздо больше, чем показано в фильме, когда решили пуститься в дорогу. Но вряд ли это имеет значение. Важно, что они сумели создать драматическое напряжение и совершенно правдиво сняли тех людей, которых там нашли. А у нас это вызывает изумление, сочувствие, мысли о стремлении человека к счастью и о возможностях виртуальной реальности.
Фильм рекламировали как "триллер". Поэтому некоторые зрители ожидали, что в Мичигане авторы найдут семью людоедов или похищенную девушку, сидящую в цепях в подвале. Ничего этого там нет, реклама неправильная.
Но то, что есть, подтверждает известную мысль, которую защищал, например, Достоевский, и не он один: никакой вымысел не способен превзойти то, что предлагает нам действительность.
Критики отнеслись к фильму более благожелательно (74 процента положительных отзывов), чем зрители (69 процентов). Можно отнести это за счет озадаченности публики. Какой-то необычный фильм, не похожий на другие.
По-моему, совершенно замечательный.
СОМ
Catfish
В некоторых кинотеатрах
Режиссеры Генри Йост, Ариэль Шульман
****
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
* — кошмарный
Добавить комментарий