В Нью-Йорке впервые прошли гастроли ирландского еврейского театра "Кэбош" из Белфаста. Был показан спектакль "То, о чем мы пели". Театр показывал эту работу в манхэттенском районе "Трайбека" в "Синагоге для искусств" (Synagogue for the Arts).
В исполнении пяти актеров рассказана история одной еврейской семьи из североирландского города Белфаста, Великобритания.
Актеры высокопрофессиональны, однако поставлены в трудные условия: по задумке режиссера они не общаются друг с другом. Спектакль состоит из длинных монологов, обращенных в зал. Пока один из актеров ведет свой рассказ, другие, никак не реагируя, сидят лицом к залу. И вот тут трудно поверить, что евреи с их национальным темпераментом никак не реагируют на сказанное: ну, хоть полуулыбкой, хоть удивленно поднятыми бровями, хоть движением пальцев... Спектакль динамически не развивается и несколько утомляет. Тем не менее, история семьи интересна и даже поучительна.
Автор пьесы Гэвин Костик постоянно живет в Дублине, столице Ирландской республики:
— Мои дедушка и бабушка родились в Латвии. Потом переехали в Польшу, а в 20-х годах вся семья оказалась в Ирландии. У деда было семеро братьев. Потом семью разбросало по разным странам: США, Канада, Южная Африка, Англия, Ирландия... В пьесе я использовал историю моей семьи. Например, отец семейства в пьесе, как и мой дед, — краснодеревщик. Мастерски делал мебель. Собрав немного денег, он решил ехать с семьей в Америку. Сели на старый пароход, который с трудом дошел до какой-то земли. Оказалось, это не Америка, а Ирландия. Там и остались.
— Как получилось, что вас пригласили в Белфаст для сочинения пьесы?
— Еврейский театр "Кэбош" предложил мне переработать в пьесу множество интервью, которые были собраны артистами театра у белфастских евреев. Это рассказы об их семьях и о том, как они появились в этом городе. В моих руках оказался огромный архив магнитофонных записей. На основе этих материалов я написал пьесу об одной семье. Действие начинается в конце XIX века и заканчивается в наши дни. Это не первая моя пьеса на еврейскую тему, 15 лет назад я выпустил пьесу из жизни евреев Дублина.
— Почему еврейские общины Белфаста и Дублина становятся все меньше?
— Причины разные. В Ирландской республике молодое поколение получило хорошее образование. Став адвокатами, врачами, они уехали в Лондон, Нью-Йорк и другие мировые центры. В Северной Ирландии шла фактически гражданская война между католиками и протестантами. Евреи Белфаста оказались меж двух огней. Если у тебя был бизнес с католиками, с тобой не хотели иметь дело протестанты, и наоборот. Было трудно найти работу. Так продолжалось долгие годы. Евреи устали ждать, когда будет установлен мир и порядок, и уехали.
К середине XX века еврейская община Белфаста насчитывала 1600 человек. Тогда же в городе была построена первая большая синагога. Сейчас в городе осталось не более 100 евреев. А активных прихожан синагоги всего 45.
Поставила спектакль художественный руководитель театра Пола МакФетридж:
— Мы хотели рассказать о еврейской общине Ирландии языком, близким, с одной стороны, к традиции литваков, то есть литовско-белорусских евреев, а с другой — к традиции ирландской саги. Хотя еврейские общины в Дублине и в Белфасте очень маленькие, в обоих городах есть еврейские музеи. Мы отдали им собранные нами у еврейских стариков интервью. Нам кажется, что наш театр выполняет очень важную задачу, рассказывая о традициях, культуре и наследии ирландских евреев. Это наш вклад в борьбу с национализмом, предубеждениями, антисемитизмом, нетерпимостью к другим. В Белфасте мы тоже играем в синагоге и каждый раз при переполненном зале. Многие идут, чтобы просто посмотреть, что такое синагога и как там внутри. Для евреев это лишняя возможность собраться вместе, повидать друг друга. Ирландцам интересно посмотреть на евреев и убедиться, что они ничем не отличаются от других. А главное, чувства, которые испытывают наши герои, универсальны, понятны любому человеку.
Гастроли проходили в рамках нью-йоркского фестиваля ирландского театрального искусства.
Добавить комментарий