Закрытие спецтюрьмы для террористов в Гуантанамо было одним из знаковых предвыборных обещаний Барака Обамы. Закрыть тюрьму оказалось сложнее, чем перестроить американское здравоохранение, и тюрьма Гуантанамо по-прежнему открыта, хотя большую часть его узников либо освободили, либо рассовали по другим странам.
На днях американская разведка представила конгрессу отчет, из которого следует, что на октябрь из Гуантанамо были выпущены 598 человек. Пикантность в том, что 150 из них, то есть примерно четверть, снова включились в джихад, то есть в священную войну против нас.
На данный момент 13 из них убиты, 54 взяты в плен, а 83 находятся на свободе и строят планы нашего уничтожения.
"Нельзя продолжать отправлять этих опасных заключенных в другие страны, когда мы знаем, что один из четырех либо наверняка, либо предположительно вернулся в строй", — заявил сенатор-республиканец Кристофер Бонд, вице-председатель комитета по разведке.
Секретные документы, опубликованные левой организацией WikiLeaks, свидетельствуют о том, каких трудов стоит Вашингтону распихать узников Гуантанамо по другим странам. Словения, например, взамен потребовала 20-минутную аудиенцию у президента США, получить которую иным способом она, очевидно, отчаялась. Аудиенция так и не состоялась, равно как и отправка вольноотпущенных в эту страну.
Мальдивские острова потребовали взамен, чтобы США похлопотали за них в Международном валютном фонде, а Кирибати получила от Буша 3 миллиона долларов и приютила за это 17 уйгуров.
Примерно половину оставшихся в Гуантанамо головорезов составляют йеменцы. Обсуждая с помощником Обамы Джоном Бреннаном репатриацию части этих молодцов, президент Йемена Али Абдулла Салех неоднократно спрашивал: "Сколько долларов дадут США?"
Известно, что часть выпущенных подданных Салеха вступила в гуртующуюся в Йемене террористическую группировку "Аль-Каида" на Аравийском полуострове".
Саудовский король Абдулла посоветовал Бреннану вживлять освобождаемым йеменцам микросхему, чтобы следить за их передвижениями, как поступают иногда с соколами и лошадьми.
На первый взгляд, мысль здравая, хотя и не доведенная до конца: почему бы тогда не доукомлектовать этот чип миниатюрным зарядом взрывчатки на тот случай, если его носитель отобьется от рук? Как в боевике "Побег из Нью-Йорка" с Куртом Расселом.
Но Бреннан забраковал этот почин. "У лошадей нет хороших адвокатов", — заметил он саудовскому монарху. "Значит, надо вставлять чипы и бомбы в одно место и адвокатам!" — мог бы парировать Абдулла. Но не парировал, поэтому Йемен быстро превращается в новый Афганистан.
Обаме достались 240 узников Гуантанамо. Он сократил это число до 170 с помощью Ирландии, Испании, Португалии, Бельгии и других стран. Но другие государства помочь не пожелали, хотя рукоплескали обещанию Обамы закрыть спецтюрьму к январю 2010 года.
Когда, например, он летал в Осло получать Шнобелевскую премию мира, которой новый президент США удостоился за первую неделю, проведенную им в Белом доме, норвежцы заявили ему, что устройство бывших узников Гуантанамо является "чисто американской обязанностью".
Германия и ряд других стран, которые гневно клеймили Гуантанамо при Буше, взяли ограниченное число выпущенных головорезов, но далеко не столько, сколько рассчитывали американцы.
Новый президент Литвы Даля Грибаускайте, избранная осенью 2009 года, нарушила обещание прежнего правительства принять одного узника. Секретные депеши из WikiLeaks объясняют это тем, что в тот момент в Вильнюсе разгорался скандал по поводу сообщений о том, что Литва была одной из тех стран, в которых ЦРУ оборудовало свои секретные узилища для пойманных террористов.
Было время, когда американцы отправляли головорезов по месту жительства, а там их встречали отечественные заплечных дел мастера и делали репатриантам бо-бо. Увы, эта мет?да вскрылась, вызвала бурю протестов со стороны "мировой общественности", и американцы перестали опорожнять Гуантанамо в страны со средневековыми режимами. Так спецтюрьма на Острове Свободы метастазировала на Мальдивы и в Кирибати.
Американский федеральный судья приказал выпустить группу пленных уйгуров, китайцы потребовали их репатриации, но Вашингтон знал, что уйгуров в Китае по головке не погладят. Вместо того, чтобы тем более отправить их в Китай, американцы распихали их по другим странам. Албания, например, предложила в 2006 году взять шестерых из них.
В декабре 2010 года палата представителей положила конец опустошению Гуантанамо. Хотя в ней по-прежнему пока княжат демократы, она проголосовала за то, чтобы запретить гражданские суды над узниками спецтюрьмы на территории США.
Этот шаг был сделан после того, как первый из них — африканец Ахмед Гайлани, замешанный во взрывах американских посольств в Кении и Танзании, был оправдан в Нью-Йорке по всем пунктам, кроме одного. Отныне узников Гуантанамо будут судить военные комиссии в самой спецтюрьме.
Которую поэтому в обозримом будущем Обаме закрыть не суждено. Так еще один его план накрылся медным тазом.
Добавить комментарий