Это неправда. Хотя у нас бывало — тексты Александра Сергеевича правили твердой рукой, не ведая сомнений. Без согласования с ним и в нарушение авторских прав, разумеется. Помню, в 1975 году издательство "Московский рабочий" выпустило "Избранное", где знаменитое стихотворение "Он между нами жил" (об Адаме Мицкевиче) просто-напросто урезали вдвое. Оборвали на одиннадцатой строке: "Он говорил о временах грядущих, Когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся". Далее следовало еще девять строк: "Наш мирный гость нам стал врагом..." и т.д. Видно, тогдашние издатели решили, что эти строчки негативно отразятся на советско-польских отношениях и нерушимости социалистического лагеря. И потому, абсолютно уверенные в своем праве, — отрубили!
А священник из Армавира не редактировал и не "рубил" — он всего лишь выпустил в свет первое, 1840 года, подцензурное издание сказки "О попе и работнике его Балде", где никакого попа нет. А есть купец Кузьма Остолоп по прозванию Осиновый лоб. И называлась сказка "О купце Остолопе и работнике его Балде". Так ее отредактировал Василий Жуковский, потому что в первоначальном варианте она бы не прошла цензуру.
В 1882 году изначальный пушкинский текст восстановили. И с тех пор она печаталась как "Сказка о попе...".
Сегодня же, пусть и на районном уровне, сделана попытка возвращения к подцензурному варианту. "Я просто хотел, наверное, восстановить большую историческую справедливость, чтобы люди могли соприкоснуться с Пушкиным, а не в том виде, в котором нам его часто показывают. Понимаете, Пушкин был верующим человеком", — объясняет свою инициативу священник Свято-Троицкого собора, отец Павел. Дескать, не мог православный наш Александр Сергеич написать такое: "Жил-был поп, толоконный лоб".
При большом желании акцию армавирского блюстителя церковного реноме можно сделать прецедентом — все, искалеченное цензурой, заново выпускать в подцензурном, изуродованном варианте. И даже подвести юридическое обоснование — мол, следуем тексту последнего прижизненного издания. Например, напечатать книгу "Воспоминания и размышления" маршала Жукова в варианте семидесятых годов. Там, если кто забыл, часто упоминался Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев. Как и в других военных мемуарах. Был даже анекдот: Сталин в Ставке, посоветовавшись с Жуковым, Рокоссовским, Василевским и другими военачальниками, говорит, раскурив трубку: "А теперь послушаем, что нам скажет полковник Брежнев".
Всенародное голосование в прямом эфире Первого канала — выбор талисмана Олимпиады-2014 — стало еще одним скандальным примером "редактирования". Победил, как известно, зверь, названный и представленный как Леопард. Но он не набрал более половины голосов (28 процентов) и потому символом Олимпиады-2014 вроде бы станет триумвират (не путать с тандемом) — Леопард, Белый Медведь (18 процентов) и Зайка (16 процентов).
Однако репутация победителя оказалась сильно подмоченной, его победа сомнительна. Ведь в результате опроса, проведенного в 46 областях краях и республиках России, 60 процентов россиян отдали предпочтение Деду Морозу.
А Леопард как раз вошел в тройку антилидеров.
Перед голосованием в прямом телеэфире Деда Мороза под каким-то предлогом сняли с выборов (ну совсем как в политике!). Параллельно с эфиром на ТВ шло голосование в Сети. И там Леопард был далеко не на первых местах.
А на ТВ — победил. В чем секрет?
Говорят, народ послушался Владимира Владимировича Путина, который за несколько минут до начала голосования сказал по ТВ, что хотел бы видеть символом Олимпиады леопарда: "Леопард — сильный, мощный, быстрый и красивый. Порода леопарда здесь, на Кавказе, была истреблена, а сейчас возрождается".
Не верится: при всей любви народа к Путину трудно представить, что россияне отдали предпочтение малознакомому, да еще кавказскому, зверю, забыв про родных и близких медведей и зайцев. Чудится рука "редакторов" при подсчете голосов. Почудилась она и президенту Медведеву. Посоветовав поставить на голосование в интернете дизайн универсальной электронной карты россиянина, он добавил: "Надеюсь, оно окажется более справедливым, чем обсуждение символов нашей Олимпиады. Во всяком случае, не будет такого диссонанса, который возник между голосованием по телевизору и голосованием в интернете".
Очень досадно, что многие обозреватели оценили слова главы государства лишь как очередной его скрытый конфликт с Путиным. А ведь подделка результатов голосования на ТВ — по сути, плевок в лицо россиянам. Они же уверены были (многие до сих пор уверены): вот прямой эфир, вот мы звоним, электроника фиксирует, никакого обмана быть не может!
В результате граждане узнали, что они выбрали леопарда. Им указали их место.
После чего вроде нет смысла в обсуждении художественного уровня. Только без него разговор будет неполным.
И Леопард, и Медведь, и Зайка, предложенные как символы Олимпиады, более чем несимпатичны. Прямо сказать — уродцы. Кто их рисовал?
Во-первых, неизвестно. Во-вторых, вопрос несущественный.
Существенно: кто заказывал, кто отбирал или назначал исполнителей, кто отбирал или назначал членов жюри. В стране, сказочно богатой художниками, искали, нашли тех и выбрали работы именно тех, кто нарисовал уродцев.
Зато теперь четко видна цепь (или вертикаль): заказчики — исполнители — ценители — редакторы. О вкусах не спорят.
Затем настал черед традиционного, регулярного редактирования народного волеизъявления на предмет политических симпатий. К данному процессу как нельзя лучше подходит наш редакционно-издательский термин "верстка и правка". Вначале собирают народа до кучи, то бишь верстают, а потом — правят...
Как известно, в воскресенье 13 марта в 12 регионах России проходили выборы в законодательные органы и в органы местного самоуправления. В них имели право участвовать 24 миллиона граждан — четверть населения, достигшего избирательного возраста.
В этот раз активность избирателей была высокой — явка на 8 процентов выше, чем на аналогичных выборах в октябре 2010 года. Наверно, она представляла опасность для партии власти — "Единой России". Одно дело, когда на участки идет только испытанный, верный электорат, получающий представление о жизни страны из программы "Время", и совсем другое — когда начинает брать в руки бюллетени более молодое поколение.
По самым разным предварительным опросам большой успех предрекался коммунистам. Например, читателями "Новых известий" — газеты отнюдь не коммунистической, ярко выраженных либеральных взглядов. Они — 42 процента, 2 тысячи опрошенных — отдали предпочтение КПРФ.
В общем, для избиркомов складывалась напряженная ситуация.
В Саратове напряжение подогревалось еще и интернет-голосованием накануне дня выборов. Вполне конкретным, с именами. По нему, кандидатам КПРФ отдали голоса 35,3 процента участников опроса. На втором месте партия "Яблоко" — 17,8, на третьем ЛДПР — 11,6, а "Единая Россия" лишь на четвертом — 8,6 процента.
Конечно, аудитория в Сети сильно отличается от общих электоральных масс. Однако на этот раз отличие оказалось разительным. Утром 14 марта выяснилось, что "Единая Россия" набрала в Саратове 63 процента голосов. Практически полное совпадение с откровением анонимного члена избирательной комиссии: "Нам дали задание дать 60 процентов "Единой России", 10 процентов — КПРФ, остальным — по остаточному принципу".
15 марта коммунисты Саратова провели митинг протеста, вышли на Театральную площадь с плакатами: "Единая Россия" — фальсификация", "Единая Россия" — грязные выборы", "Правительство Путина в отставку". Депутат Госдумы Валерий Рашкин написал письмо президенту РФ. Предстоит разбирательство, которое, как всегда, закончится безрезультатно.
Обращу также внимание на результат в Амурской области. Тамошний губернатор Колесов был снят с должности указом президента в 2008 году. За коррупционные скандалы в администрации и, в частности, и за нескромность в быту — отремонтировал свой кабинет аж на 150 миллионов рублей. Его сменил Олег Кожемяко, тотчас же уличенный в тех же коррупционных скандалах.
О нем публицист и депутат Госдумы Александр Хинштейн (кстати, его однопартиец) писал:
"Я не знаю, кто подсунул Путину кандидатуру Олега Кожемяко... Большей дискредитации власти трудно придумать. Разве что представить к назначению Михася или Толика Быкова".
Последние персонажи — известные, как принято говорить, "авторитеты", состоявшие в близких отношениях с властью и даже входившие во власть. Дальневосточная пресса открыто называла Олега Кожемяко "авторитетным предпринимателем".
Казалось бы, уж где-где, а в Амурской области партия "Единая Россия" полностью дискредитирована в глазах населения двумя ее назначенцами на высшем посту. Ничуть не бывало. Утром в понедельник, 14 марта, областной избирком объявил: "Уверенную победу одержала партия "Единая Россия". Из 42 мандатов 36 у Амурского отделения политической партии "Единая Россия", что составляет 85,7 процента".
Отдельный сюжет — Дагестан. "В Каспийске целые вооруженные группы заходили на участки, отбирали ключи у председателя, забирали бюллетени, отмечали, выбрасывали в урны и уходили на следующий участок", — рассказал журналистам лидер дагестанских коммунистов Махмуд Махмудов.
"В Дагестане нашим наблюдателям удалось получить копии протоколов только на 34 участках, и там везде победила КПРФ. А там, где протоколы не дали, — у нас 0 голосов! Это не выборы, а издевательство и подталкивание республики к массовым беспорядкам", — возмущался председатель КПРФ Геннадий Зюганов.
По Первому каналу ТВ уже в понедельник 14 марта заверили народ, что он дружно проголосовал за стабильность и крупных нарушений нет.
"Доверие граждан к выборам повышается", — констатировал директор Института политических исследований, депутат Госдумы от партии "Единая Россия" Сергей Марков.
Все вроде, как раньше. Начиная с регистрации (у "Яблока", к примеру, под надуманными предлогами не допустили каждого второго кандидата) и заканчивая подсчетами голосов. "Если бы у нас были реальные выборы, то региональные выборы 13 марта можно было считать генеральной репетицией перед осенними парламентскими, — сказал лидер "Яблока" Сергей Митрохин. — Но у нас не выборы, а вакханалия административного ресурса. Зачем проводить генеральную репетицию, если любой партии можно "нарисовать" какую угодно цифру?"
Тем не менее, есть ощутимое отличие от прошлых кампаний. Возможно, из-за откровенно грязных методов (на местах все становится известным) нынешняя явка была выше, чем обычно. Что и создало сложности для избиркомов: очень много надо "вбрасывать", чтобы добиться необходимого процента. Возможно, произошел сдвиг в настроениях, и молодежь решила более активным участием выразить свой протест.
Имеет ли принципиальное значение, что в голосовании по партийным спискам "ЕР" получила 51 процент голосов — на 5 процентов меньше, чем на октябрьских региональных выборах прошлого года?
Вроде не имеет. Все равно ведь победили. Но почему-то нынешняя победа "Единой России" расценивается и ее оппонентами, и независимыми обозревателями почти как поражение. Хотя ничего не изменилось: нет ни новой политической силы, ни широкого народного признания существующей оппозиции. И все же витает в воздухе некое ощущение, что путинско-единоросская машина исчерпала моторесурс. Даже предрекают, что декабрьские выборы в Госдуму закончатся провалом: мол, это не местные выборы с местными кандидатами и местным произволом. Может быть.
"В обозримой политической перспективе мы будем иметь современную политическую систему, за которую нам стыдно не будет", — говорил президент Медведев год назад.
А пока, значит, стыдно?
Но если позволено творить то, что творят в Саратове и Дагестане, то "стыд" здесь совсем не то слово.
Добавить комментарий