РЭНГО
Rango
Идет везде
Режиссер Гор Вербински
Эта мультипликация предназначена скорее для взрослых. Студия "Парамаунт" не пожалела затрат для своего первого рисованного фильма. Спецэффекты выполняла знаменитая компания Джорджа Лукаса Industrial Light and Magic, делавшая "Звездные войны".
Озвучивать заглавную роль пригласили Джонни Деппа (которого Вербински снимал в "Пиратах Карибских морей"). Фильм обошелся в 150 миллионов, и "Парамаунт", выпуская его 4 марта, надеялся, что в первый же уик-энд он сделает 45 миллионов кассовых сборов. Вместо 45 миллионов фильм собрал 38, но уже через десять дней по всему миру сборы составили 120 миллионов.
Я бы отнесла этот коммерческий успех главным образом на счет весьма энергичной рекламы.
Это пародия на вестерн, в которую вкраплены переклички и с многими другими фильмами (полет летучих мышей под музыку Вагнера - это вертолеты из "Апокалипсиса сегодня"; погоня в ущелье пародирует "Звездные войны", и т. д). Герой фильма - хамелеон Ларс, которого везут в аквариуме через пустыню. Аквариум падает с грузовика, и Ларс оказывается в городке Грязь, населенном разнообразными грызунами и рептилиями. Следуя нынешней голливудской моде, все они неопрятные и уродливые. Времена таких древних шедевров как диснеевский "Бэмби", где экранные животные не вызывают отвращения, прошли безвозвратно.
Чужаков в Грязи не любят. Чтобы уцелеть, Ларс выдает себя за знаменитого бандита Рэнго. Случайно ему удается прикончить жуткого Ястреба, грозу здешних мест, и он становится героем. В городке нехватает воды, и Рэнго вступает в борьбу с гадким мэром-черепахой, который эту воду скрывает от жителей.
Сценарий, мягко говоря, не блещет. Для Деппа написали слишком много ненужных монологов, и вообще все разговаривают больше, чем надо. Сюжет выстроен небрежно, он просто скрепляет между собой отдельные "ударные" сцены.
Как всегда, художники великолепны, и технически фильм сделан замечательно. Все противные персонажи хорошо нарисованы, а гремучая змея в шляпе очень смешная. Смотреть не слишком скучно.
Что смотрел, забываешь уже в фойе на выходе из кинотеатра.
Сайт "Гнилые помидоры": картина понравилась 88 процентам критиков и 78 процентам зрителей.
****
ГНОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА
Gnomeo and Juliet
Идет везде
Режиссер Келли Асбери
Это забавный пустяк - мультипликация на тему "Ромео и Джульетты", разыгранная фигурками гномов, которыми англичане любят украшать свои лужайки. "Монтекки" и "Капулетти" - гномы, живущие у двух враждующих соседей. Вместо дуэлей здесь гонки на газонокосилках. Кормилица Джульетты - жаба. Кроме гномов, в действии участвуют пластиковые фламинго и даже бронзовая статуя Шекспира, которая произносит что-то приличествующее случаю. Детям это может доставить удовольствие. Технически все выполнено очень хорошо. Смотреть вполне можно, но не обязательно.
На сайте "Гнилые помидоры" оценки довольно низкие - фильм понравился 55 процентам критиков и 59 - зрителей.
****
БЮРО ПОПРАВОК
The Adjustment Bureau (В русском прокате - "Меняющие реальность").
Идет везде
Сценарист и режиссер Джордж Нольфи
Некоторые предпочитают кино про любовь, некоторые про войну. Я очень люблю про ангелов, которые оказываются среди людей. Есть несколько замечательных фильмов на эту тему в разных жанрах.
Например, в 1941 году американцы сделали комедию "Пришествие Мистера Джордана" (Here Comes Mr. Jordan). Там боксер летит в самолете, попадающем в аварию. И его неопытный ангел-хранитель, новичок, поскорее выхватывает из него душу и доставляет к Мистеру Джордану - хозяину небесной канцелярии. А там выясняется, что новичок перестарался. В амбарной книге судеб записано, что боксеру еще жить да жить. А жить уже негде. Его тело впопыхах кремировали. Но Мистер Джордан не терпит беспорядка. Ангелу приказано найти подходящее тело. Он и находит. Вселяет душу боксера в тело миллионера, которого только что утопила в ванне жена. Представляете ее чувства, когда мокрый покойник вылезает из ванны. И так далее, и так далее - прямым путем до "Оскара", которого присудили за этот сценарий. Это блестяще сделанный фарс, неглупый и трогательный.
У классика немецкого кино Вима Вендерса есть очень хороший фильм "Небо над Берлином" (1987), которому в американском прокате дали ужасное название Wings of Desire - "Крылья желания". Там ангелы занимаются своим прямым делом - помогают людям, как могут. Видят их только дети. Ангелы могут слышать мысли людей. Очень правильно придумано, что "штаб" ангелов, куда они слетаются, это городская библиотека. Конечно - чистое, святое место, обитель духа. Потом один ангел влюбляется в земную женщину, циркачку. Меняет бессмертие на земное счастье, становится смертным. И получает способность видеть мир в красках. Ангелы-то видят его черно-белым... В Каннах Вендерсу дали премию за лучшую режиссуру.
Или вот Кевин Смит, который раньше был одним из моих любимых кинематографистов (но потом, видимо, попал под влияние голливудского губителя комедии Апатова со товарищи, в 2008 году выпустил очень плохую поделку "Зак и Мири снимают порно" c апатовским актером Рогеном и, к сожалению, резко пошел вниз). В 1999 году 29-летний Смит написал и поставил свой четвертый, самый любимый им фильм - комедию "Догма". Это удивительное произведение, сделанное религиозным ирландцем-католиком, навлекло на его голову гнев и проклятия многих верующих. Набожность у Смита причудливо уживается с фантастической непристойностью некоторых диалогов и ситуаций. А также с оригинальностью его крупного таланта и богатством воображения. Герои "Догмы" (Мэтт Деймон и Бен Аффлек) - два ангела, которые проявили строптивость и были изгнаны из рая в штат Висконсин. Им хочется обратно. Они узнают, что по случаю столетия одной церкви ее будут как бы заново освящать, и тем, кто туда войдет, прощаются все грехи. Ангелы устремляются к церкви. Но они не знают, что если вернутся на небеса, то нарушат католическую догму о непогрешимости Бога. Получится, что Всевышний допустил ошибку. В результате вся вселенная просто погибнет без остатка. Поэтому против замысла ангелов мобилизуются серьезные силы сверху: два пророка (они же торговцы наркотиками Джей и Боб-молчун, которого играет сам Смит), суровый Глас Божий и разысканная им Бетани, последняя из родственниц Христа (она же сотрудница абортария). Но не дремлют и силы снизу - три дьявола (они же подростки, вооруженные хоккейными клюшками), под командой Азраила, посланника Люцифера. Все эти немыслимые персонажи, сталкиваясь, доводят дело до того, что Творцу приходится вмешаться лично, и он является сперва в образе искалеченного клюшками бомжа, а потом - в виде знаменитой поп-певицы Алани Морисетт... Эта невероятная история, как во всех лучших фильмах Смита, поражает сочетанием смелости мысли и безудержного озорства с человечностью и приверженностью к морали.
Хороших фильмов про ангелов давно не было. Поэтому я очень обрадовалась, узнав, что "Бюро поправок" - приблизительная экранизация рассказа знаменитого фантаста Филипа Дика - как раз про них. И что главную роль играет Мэтт Деймон - один из ангелов "Догмы".
И вот что мне показали. (Со старым, 1954 года, рассказом Дика, как все утверждают, это не имеет почти ничего общего).
Деймон в этой картине как раз не ангел, а смертный. Он замечательный молодой политик Дэвид Норрис, который пытался пройти в сенат. Не прошел - помешала ерунда. Сперва он в пьяном виде подрался в баре, а потом заголил зад, и фото этой тонкой шутки попало на первую страницу непрогрессивной газеты. Но эти мелочи не смущают ни Норриса, ни его избирателей, и теперь он настроился уже прямо в президенты США.
Ясно, что на этот пост его изберут. Во-первых, на митинге он бодро обещает кому-то "накостылять задницу" и обновить страну (в каком смысле, непонятно). Во-вторых, его поддерживают потрясающие люди, с которыми он обменивается рукопожатиями. Обмен происходит очень быстро, но некоторых можно узнать. Они настоящие, играют тут самих себя.
Вот мэр Нью-Йорка Блумберг. Могучий ум, защитник возведения мечети на месте бывшего Всемирного торгового центра (то есть, мемориала к десятилетию гибели мусульманских героев джихада). Сторонник амнистии нелегальным иммигрантам и борец с глобальным потеплением.
Преподобный Джесси Джексон. Высшее образование не сумел осилить даже со стипендией футболиста. Ушел бороться за права афроамериканцев, где сделал неплохую карьеру, устраивая бойкоты "белых" бизнесов и заставляя их принимать на работу черных. На президента Картера произвел глубокое впечатление предложенный Джексоном проект: чтобы дети из негритянских гетто подписали обязательство делать уроки по два часа в день. Джексон титанически боролся с Рейганом, который пытался добиться, чтобы получатели велфэра хоть немножко работали. В 1984 году пожелал, чтобы его выдвинули в президенты США. Но на это не пошла даже его родная Демократическая партия. Джексон остался только президентом коалиции "Радуга", опирающейся на молодежь, люмпенов, этнические и сексуальные "меньшинства". В 2000 году, когда в Миссисипи повесился у своего дома какой-то несчастный черный, Джексон пытался объявить это линчеванием. В начале 2000-х годов вел кампанию по закрытию как можно скорее всех тюрем. Для руководства кампании он выбрал специалиста по этому вопросу, бывшего чернокожего конгрессмена Рейнольдса, только что отсидевшего несколько лет за сексуальные шалости, финансовое жульничество и детскую порнографию.
Пожимает руку Норрису в фильме и комик Джон Стюарт, сын профессора физики Лейбовица, который еще в школе увлекался учением Юджина Дебса, одного из руководителей Социалистической партии США. С 1999 года Стюарт ведет популярную телепередачу The Daily Show, увенчанную многими премиями "Эмми". В ней он неустанно высмеивает своих политических противников. Буша топтал ногами. Правда, ему пришлось публично извиняться, когда он назвал Трумэна военным преступником (за Хиросиму). Люто недолюбливает канал "Фокс ньюз". Когда в прошлом году ведущий "Фокса" Гленн Бек организовал в Вашингтоне массовый митинг под девизом "Восстановим честь страны", Стюарт немедленно кинулся устраивать там же ответный митинг под девизом "Восстановим разум". Его участникам выдавали бесплатные авиабилеты за счет Опры Уинфри и обеспечивали доставку автобусами. Митингующие, по большей части молодые и удалые носители разума, несли плакаты "Сегодня хороший день - Бек писает в штаны", "Я мастурбирую и голосую", "Мечеть меня устраивает, меня пугает Уол-Март", "Нам нечего бояться, кроме страха", "Гленн Бек промывает мозги моим дедушке с бабушкой", "У нас коричневая кожа - показать вам удостоверение личности?", "Я больше боюсь вампиров, чем социалистов и мусульман" и много еще чего остроумного. Стюарт настаивал в своих речах на том, что митинг не имеет никакого отношения к политике и направлен на дружеское единение американского народа.
Из мимолетно показанных в фильме рукопожатий становится непреложно ясно, под какими знаменами марширует будущий президент Норрис и как он заслуживает нашей любви.
Затем начинается сюжет. Норрис знакомится с хорошенькой девушкой, сразу влюбляется и на десятом слове обменивается с ней затяжным поцелуем. Как ее зовут, узнает потом. Ясно - свободный, раскованный человек, следует своим чувствам, лишен буржуазных предрассудков. Чтобы было смешнее, знакомство и поцелуй происходят в мужском клозете большого отеля. Там возле унитаза девушка спряталась от охранников. Эти нечуткие люди на нее охотятся, потому что она без приглашения пролезла на свадьбу. На чью и зачем, мы так и не узнаем. Политик ее ободряет - он, мол, и сам любил вламываться на чужие свадьбы. Обнаружено духовное родство.
Нам сообщают, что девушка Элиза - танцовщица, притом гениальная. К сожалению, ее танцы показывают на экране. Хореография и исполнение - на уровне посредственной самодеятельности
Тут появляются ангелы. Это белые мужчины средних лет в пальто и шляпах, похожие на чиновников средней руки. Очень скучные. Ничего в них нет ни смешного, ни волшебного, ни необычного. Деловито ходят по Нью-Йорку. Как мы узнаем позже, им поручено ни за что не допустить, чтобы Норрис соединился со своей возлюбленной. Почему - у мистера Нольфи не хватило фантазии толково придумать. Заведующий ангелами бормочет какую-то чушь о том, что любовь может отвлечь будущего президента от его миссии.
Начинается беготня по городу. Ангелы гоняются за упрямым Норрисом, то и дело демонстрируя древнейший кинематографический прием: входят в двери в одном месте, а появляются из них в другом. Норрис исправно удирает от них и стремится к Элизе. Так проходит года три. К счастью, среди ангелов находится предатель. Он выдает Норрису секрет. Чтобы проскакивать в двери, надо быть в шляпе. Добрый ангел отдает герою свою шляпу. На вопрос - почему он перешел на его сторону, эта Пятая Колонна делает трагическое лицо и горестно улыбается. Он единственный чернокожий в своей белой компании. Ясно, что на небесах царит разгул расизма. Вся надежда на будущего прогрессивного президента.
Чтобы как-то развязаться со всем этим бредом, автор нашел непревзойденный финал: ангелы ни с того ни с сего вдруг получают указание прекратить преследование бедных возлюбленных, и те соединяются.
Есть в этом фильме один мимолетный, но не случайный идеологический момент. Главный ангел объясняет Норрису, почему небесный председатель послал их на землю. Было время, когда за людьми решили не присматривать. Но тогда они устроили такое, что пришлось вмешаться: Первую мировую войну, экономический кризис (подразумевается, что виноват капитализм), Вторую мировую войну, нацизм, Холокост и... Карибский кризис (подразумевается, что виновата Америка). Вот и весь список прегрешений человечества. Коммунизм в нем блистательно отсутствует. Не было никакой империи зла, забудьте!
Между прочим, только что прошел опрос Расмуссена (март 2011 года). 11 процентов американских избирателей считают, что коммунизм морально выше Америки, а еще 13 процентов не уверены, но и не отрицают этого. Это четверть населения. А среди молодежи от 18 до 29 лет и среди черных доля поклонников коммунизма еще выше. Так их учат в школах и в университетах. Фильмы вроде "Бюро поправок" тоже вносят в это свою скромную лепту.
В течение просмотра испытываешь сперва тоску и возмущение, потом желание причинить мистеру Нольфи телесный вред, и, наконец, жалость. Бездарность подобного масштаба взывает к состраданию.
Некоторые критики сострадания не проявляют и называют произведение мистера Нольфи "дурацким", "абсурдным", "чудовищным сумбуром". Том Лонг из Детройта пишет: "Трудно представить себе более впечатляющую глупость... Ангелы грозят герою, что если он скажет кому-нибудь про их существование, они превратят его мозги в кашу. Кстати, насчет каши в мозгах - фильм написан и поставлен Джорджем Нольфи, автором сценариев Ocean's 12 и The Bourne Ultimatum".
*
***** - замечательный фильм
**** - хороший фильм
*** - так себе
** - плохой фильм
* - кошмарный
Добавить комментарий