Техасский университет уплатил 5 миллионов долларов за материалы журналистского расследования «Уотрегейтского скандала», которое привело к отставке президента Никсона. Даже спустя 30 лет журналисты продолжают зарабатывать на этом деле.
Речь идёт о событии, которое произошло 17 июня 1972 года, когда, по сообщению двоих репортёров из газеты «Вашингтон Пост», люди из команды баллотировавшегося на второй срок президента-республиканца Никсона проникли в штаб Демократической партии, который находился в отеле под названием «Уотергейт». Авторы публикации узнали об этом факте политического шпионажа от кого-то из администрации Никсона. И обещали не раскрывать имя этого человека, пока он жив. Публикация повлекла за собой расследование, которое привело к тюремному заключению 40 членов никсоновской администрации и к отставке президента в августе 1974 года. Газета «Вашингтон Пост» получила тогда Пулитцеровскую премию, а два журналиста — Вудворд и Бернстин, написавшие об этом книги «Вся королевская рать» и «Последние дни» — стали всемирно известными, заработали на этом кучу денег и внесли полмиллиона долларов в основанный ими фонд журналистской этики. Техасский университет приобрёл за 5 миллионов журналистский архив, который уместился в 75 ящиках: это 250 записных книжек, фотографии, черновики статей... Прокомментировать сообщение мы попросили американского историка, автора биографических книг о президентах США, профессора Бостонского университета Роберта Даллека.
— Действительно, невероятная сумма денег уплачена за архивные материалы. Это говорит о громадном интересе, который до сих пор вызывает в США «Уотергейтский скандал». Но, самое главное, может быть удастся узнать, кто же был тот источник информации из администрации Никсона, имя которого авторы «Уотергейта» Боб Вудворд и Карл Бернстин до сих пор не раскрыли. Помимо скандального интереса, материалы представляют и научный интерес. Думаю, Техасский университет увидел в покупке возможность привлечь внимание к себе и учёных-историков, и филантропов. Очень престижно для университета стать, таким образом, центром исследования столь важного периода истории США как время правления никсоновской администрации. Но как появилась сумма именно 5 миллионов, из чего исходили в оценке стоимости — это для меня загадка. Может быть, для установления суммы эксперты выяснили, за сколько эти бумаги ушли бы с молотка на открытом аукционе в какую-нибудь частную коллекцию?
— Говорят, в Америке всё имеет свою цену. Может быть, уже через 5-10 лет «Уотрегейтские документы» будут стоить в два-три раза больше?
— Трудно представить, чтобы Техасский университет захотел потом продать своё приобретение даже за тройную сумму, потому что Гуманитарный исследовательский центр университета гордится покупкой, которая займёт почётное место в его научном архиве. Престиж университета станет теперь значительно выше. Наличие таких материалов привлечёт в университет и студентов, и аспирантов, и филантропов, что принесёт значительно больше денег, чем перепродажа.
— А что вы скажете о самих репортёрах, продолжающих зарабатывать на своём расследовании более чем тридцатилетней давности?
— Когда сенаторы, конгрессмены или журналисты отдают свои архивы университетам, библиотекам — это понятно. Например, архивы политического обозревателя Уолтера Липпмана подарены Йелльскому университету. Я не помню, чтобы подобные документы были проданы библиотекам. Лучшие и самые известные американские политики и журналисты всегда дарили свои личные архивы, не требуя никакой денежной компенсации. Конечно, в данном случае речь идёт о сенсационных материалах, но всё равно меня удивляет, что журналисты потребовали деньги, да ещё столь крупную сумму.
Добавить комментарий