Американская телекомпания CBS работает над многосерийным телефильмом «Корни зла» о молодых годах Адольфа Гитлера. Кабельная телекомпания HBO недавно выпустила фильм «Голубой фюрер», где высказывается предположение о гомосексуальных наклонностях Гитлера. Одновременно прошёл фильм «Макс», в котором рассказывается об отношениях еврея, торговца картинами, с молодым художником Адольфом Гитлером. Чем вызвана сегодня в Америке новая волна интереса к Гитлеру?
Вот на этот вопрос мне ответил сотрудник вашингтонского «Фонда Херитедж» Ричард Такер:
— Я могу объяснить это тем же, чем объясняются и другие телесерии любых телекомпаний: стремлением получить высокий рейтинг и большое число зрителей, что, в свою очередь, привлекает рекламодателей и приносит доход. Правда, заранее трудно сказать, насколько заинтересуются зрители фильмом, который снимает в Праге CBS о молодости Гитлера и сможет ли Гитлер привлечь больше зрителей, чем документальный фильм о Майкле Джексона или передачи о конкурсах певцов «Американский идол»?
— Целый ряд организаций и отдельных людей выступают категорически против показов художественных фильмов о Гитлере. Это и еврейские организации, и бывшие узники гитлеровских концлагерей и просто участники Второй Мировой войны. Они опасаются, что молодое поколение, не знающее должным образом истории, увидит в молодом Гитлере не того, кто виноват в гибели десятков миллионов людей, а молодого амбициозного человека, сыгранного талантливым симпатичным английским актёром Робертом Карлайлом. Этично ли очеловечивать монстра?
— Я понимаю такие опасения. Трудно поверить, что какая-нибудь из американских теле- или кинокомпаний захочет показать Гитлера в хорошем свете. Но в то же время мы должны разобраться в том, как человек, обладающий всего одним даром — ораторским, смог подчинить себе целый народ и затем завоевать полмира. Хорошо то, что у нас в США каждый может высказать свою точку зрения. Одни могут делать фильм, а другие протестовать против этого. Если доводы протестующих будут очень сильными, что ж, значит фильм ляжет на полку. Но почему надо думать, что молодежь обязательно проникнется симпатией к Гитлеру? Может быть, молодые люди, посмотрев фильм, захотят углубиться в историю, побольше узнать о том времени, о том, каким зверем был Гитлер и какие ужасы творил.
— Противники фильмов о молодости Гитлера видят опасность в том, что ничего не будет сказано о происшедшем после его прихода к власти. Не будет сказана вся правда...
— Согласен, если история остановится на начале 30-х годов, а о дальнейшем не будет сказано, то фильм окажется неудачным. Но надеюсь, продюсеры достаточно умны, чтобы не забывать — это человек, развязавший Вторую Мировую войну. И тогда зрители поймут, кто был Гитлер.
Теперь слово Ричарду Каплару, вице-президенту вашингтонского Института Средств Массовой Информации:
— Я не думаю, что теле- и киностудии взялись бы за такие фильмы, если б не чувствовали, что это интересно массовой аудитории. Многое объясняется общей сегодняшней атмосферой, войной с терроризмом и подготовкой к войне с Ираком. Деспоты всегда вызывали любопытство: будь то Нерон, Наполеон, Сталин или Гитлер... Сегодняшних деспотов легче изучать на исторических примерах, в историческом контексте.
— В вышедшем недавно художественном кинофильме «Макс», который, кстати, трудно найти в больших кинотеатрах, популярный актёр Джон Кьюзак играет еврея — торговца картинами, симпатизирующего молодому художнику Гитлеру. Это может дать повод зрителям подумать, что Гитлер, действительно, обладал талантом живописца. Хотя известно, что он был неудачником во всех своих начинаниях, пока не занялся политикой. Маленькая неправда может повлечь за собой большую...
— Что ж, возможно. Впрочем, дела Гитлера говорят сами за себя. А в нынешнем весьма патриотическом климате, установившемся в США, трудно представить себе кино- и телестудию, идущую на самоубийство путём создания симпатичного образа Гитлера. В то же время он остаётся одной из главных фигур двадцатого столетия. Это исторический факт. И показ его на большом или малом экране прибавит нам знаний, которые помогут избежать Холокоста в будущем.
А вот что думает по этому поводу профессор-психолог из Калифорнии Роберт Баттерворт:
— Я полагаю, что одна из причин столь большого, почти патологического интереса американских средств массовой информации, особенно телевидения, к нацистскому диктатору в том, что мы все сейчас одержимы интересом к диктаторам. Одними народами управляют диктаторы, другие народы мечтают о «сильной» диктаторской руке, способной навести порядок. А в демократических странах постоянно говорят о диктаторах: Кадафи, Ким Чон Ир, Саддам Хусейн. Диктатура в Иране, в некоторых странах бывшего Советского Союза... А в эти дни, когда мы всё ближе и ближе к войне, или к войнам, люди пытаются понять, как во главе государств становятся люди, которые терроризируют собственный народ и угрожают другим народам? Почему такие люди представляют опасность для нас, жителей Америки? Наш враг номер один ещё не пойман — это Осама Бен-Ладен. И таких бен-ладенов сейчас в мире довольно много. Это очень тревожно. И чтобы понять, что происходит сегодня, мы должны искать ответ и в параллелях с прошлым. Вот что интересует публику и кино и телестудии чувствуют это.
— Вы думаете, здесь спрос рождает предложение, а не наоборот? Не навязывают ли кинематографисты свой интерес публике?
— Что первое — яйцо или курица? Трудно сказать. Одно влияет на другое. Интерес публики толкнул кинематографистов к фильмам о Гитлере. А эти фильмы пробуждают ещё больший интерес публики к диктаторам. Если мы не извлечём уроков из прошлого, мы не избежим ошибок прежних поколений. Но, с другой стороны, и кинематографисты могут увести в сторону. Где гарантия, что режиссёр вольно или невольно не начнёт симпатизировать персонажу, а публика не проникнется симпатией к актёру, исполняющему роль Гитлера? И хватит ли у авторов фильма понимания, что мы часто имеем дело с психически больным человеком, дошедшим до вершины власти. Да, они умны, но всё подчиняют только одной идее, для осуществления которой не останавливаются даже перед уничтожением целых народов. Бывают времена, когда диктаторы появляются, как грибы. Как будто есть какой-то диктаторский вирус.
Муссолини, Сталин, Гитлер пришли к власти почти одновременно. Я не историк, я психолог. И я думаю, что успех одного правителя становится заразительным примером для другого, третьего и т.д. Если сейчас один диктатор уверен, что только ядерное оружие сделает его несокрушимым, другие тоже начинают в это верить и тоже хотят сделать свою страну ядерной. В такое время тем более нельзя по-страусиному прятать голову в песок. Если не оказывать диктаторам сопротивление, мы все будем окружены ядерными боеголовками. Это очень опасная тенденция.
Добавить комментарий