Губернатор штата Иллинойс перед уходом со своего поста отменил смертную казнь всем ста пятидесяти с лишним приговорённых к высшей мере на том основании, что тринадцать из них действительно оказались невиновными.
Решение губернатора Джорджа Райена породило новую волну споров о проблеме смертной казни и её правомочности в демократическом обществе.
Представитель Национальной Ассоциации Адвокатов, специализирующихся на уголовном праве, Дэниел Дадсон сказал:
— Я полагаю, что губернатор Иллинойса Джордж Райен основательно взвесил все «за» и «против» в системе высшей меры наказания. Возможно, он и не пришёл к выводу, что смертная казнь в принципе аморальна, но он увидел, что здесь возможны ошибки, что могут быть казнены невиновные. Он не освободил приговорённых к смерти, он лишь заменил им смертную казнь на пожизненное заключение без права освобождения. Они останутся за решеткой, и не будут представлять угрозы обществу. Другими словами, правосудие осуществлено. А смертная казнь — это лишь удовлетворение нашей жажды мести за злодеяние. Хотя и можно понять чувства тех, чьи близкие были убиты преступниками. Этим я объясняю, что большинство американцев выступают за смертную казнь. Но если бы они знали, что есть такая форма наказания как пожизненное заключение без права на досрочное освобождение, процент сторонников семерной казни был бы намного ниже. Мы не должны руководствоваться чувством мести. Казнь убийцы делает убийцами нас, то есть ставит нас на одну с ним доску. Хорошо, что в нашей стране губернаторы наделены властью не только казнить, но и миловать, и даже отменять такое наказание как семерная казнь. Федеральное правительство могло бы стать примером для многих штатов, если бы отменило федеральный закон о высшей мере. По данным исследований, смертная казнь не способствует снижению уровня преступности. Например, недавно пойманные два снайпера стреляли в людей и в штате Мэриленд, где не применяется смертная казнь, и в штате Вирджиния, где смертная казнь широко применяется. В штате Техас, в Иллинойсе и в других приговорённые к смерти, в основном, люди малоимущие, у которых нет денег на хороших, высоко профессиональных адвокатов, способных по-настоящему отстаивать интересы своего подзащитного. В вопросе смертной казни я не понимаю позицию очень влиятельных в нашей стране консервативных христиан, в их числе и нашего министра юстиции Джона Эшкрофта, которые с одной стороны выступают против абортов, являющихся, по их мнению, убийством человека, а с другой они не против смертной казни. Это не логично. К тому же основа Христианства — прощение, и только Бог может забрать у человека жизнь. Позицию христианских фундаменталистов консервативного крыла — сторонников смертной казни — невозможно оправдать.
С Дэниелом Дадсоном лишь частично согласен директор исследований в области юриспруденции института Кейти в Вашингтоне Тим Лынч:
— Я думаю, что решение губернатора Райена отменить смертную казнь разумное, потому что в штате Иллинойс система правосудия пестрит ошибками, а смертная казнь, приведённая в исполнение, — единственный вид наказания, который, в случае ошибки, невозможно изменить. Заключённые же, приговорённые даже к пожизненному заключению, имеют возможность встречаться с адвокатом, искать новых свидетелей и предоставлять новые доказательства своей невиновности и несправедливости суда. Но я не согласен с теми, кто вообще считает смертную казнь аморальной. Если соблюдены все буквы закона, убийца может быть наказан смертью. Однако практика нашей системы правосудия показывает, что слишком часто происходят ошибки, слишком велик риск того, что осуждён на смерть невиновный, который просто не сумел доказать свою невиновность. Поэтому всё больше и больше людей начинают пересматривать своё отношение к смертной казни.
Абсолютно противоположное мнение у профессора юридического факультета университета Нортвестерн в Чикаго, штат Иллинойс, Стивена Прессера:
— Я сожалею о решении нашего губернатора-республиканца Джорджа Райена, которое, видимо, было поспешным и не очень продуманным в момент его ухода с выборной должности. Он неверно использовал данное ему конституцией штата право прощать преступников или смягчать им приговор. Он изменил приговор полуторасотне смертников, разом всем, вместо того, чтобы рассмотреть дело каждого индивидуально. Такое поголовное, я бы сказал «ковровое» смягчение приговора просто противоречит конституции Иллинойса и перечёркивает очень долгий и тщательный процесс работы полиции, следователей, прокуроров, судей, жюри присяжных. Если вы считаете, что смертная казнь аморальна и незаконна, то добивайтесь пересмотра закона в рамках юриспруденции, предлагая соответствующую поправку к Конституции и проводя её через законодательные собрания. Но волевым, индивидуальным решением отменять решение суда — это метод диктатуры, где не закон правит, а человек. Такое не приемлемо для нашей страны. К тому же надо считаться и с тем, что большинство американцев выступают за применение смертной казни, считая эту меру наказания справедливой и действенной. Не часто случается, чтобы профессиональный политик, избранный большинством на пост губернатора, проигнорировал мнение большинства. Кроме того, решение такого масштаба должны принимать не исполнительная власть и не суд, а законодательная власть. Я не против права губернатора или президента менять приговор или объявлять преступнику помилование, но когда это касается массы более чем в 150 приговорённых за убийства, и когда нет времени тщательно изучить дело каждого в отдельности, то единоличное решение губернатора является злоупотреблением власти, данной конституцией штата. Если губернатор поверил, что в отношении одного или нескольких приговорённых органы правосудия допустили ошибку, надо ошибки вскрыть, но не отменять все приговоры, совершая этим новую ошибку. Исторически споры о смертной казни ведутся в Америке очень давно и восходят к временам написания американской конституции. Но решение было принято: Пятая поправка к Конституции гарантирует каждому гражданину Америки, что его не могут лишить жизни или свободы без равной для всех судебной процедуры. Приговор к смертной казни — это одна из форм наказания за совершённое особо тяжкое преступление.
По данным опроса института Гэллопа в октябре 70% американцев выступали за смертную казнь. В 1994 году сторонников смертной казни было ещё больше: 80%. В то же время до 40% американцев верят, что суд может допустить ошибку, приговаривая к смерти. В прошлом году в США был казнён 71 заключённый. Всего приговорённых к смертной казни в США сейчас 3 тысячи 697 человек. Почти все они получили приговор не федерального суда, а суда штатов.
Добавить комментарий