На днях в Лондоне американский ученый Панайотис Завос сделал заявление об успешно проведенном клонировании человеческого эмбриона. На состоявшейся пресс-конференции д-р рассказал о технологии клонирования. Во время менопаузы у будущей матери были взяты три яйцеклетки. Затем на одну из них был “привит” ДНК с кожи супруга пациентки. И наконец, готовый “субпродукт” имплантировали в организм 35-летней женщины. Профессор пока воздерживается говорить о состоявшейся беременности, но на ее перспективы смотрит с оптимизмом: “Эмбрион прижился прекрасно!”.
Сегодня от всего, связанного с клонированием человека, зачастую отдает спекуляциями и дешевым эпатажем. Яркий пример тому прошлогодние “сенсации” о серии клонированных детей, произведенных сектой раэлитов. Ни науке, ни общественности так и не были показаны ни один из “детей лейтенанта Шмидта”, ни их мифические матери.
Д-р Завос тоже не прочь поиграть в сенсационность, но из плеяды настоящих и псевдо-специалистов по клонированию, он наиболее значимая фигура, которую международная медицинская наука принимает всерьез. Предлагаю читателю поближе познакомиться с этим человеком.
Как и положено настоящим греческим богам, Панайотис Завос, можно сказать, “возник из пены Эгейского моря”. Он рос и мужал на греческом острове Кир вместе с пятнадцатью братьями и сестрами и, достигнув 22-летнего возраста, пришел к решению: настала пора подвигов и для великих свершений отправился в далекую Америку.
Панайотис поступает в Канзасский университет на факультет биологии. Его бывший профессор Г.Нойфелд вспоминает Завоса как пытливого и добросовестного студента. Кто, как не боги, дают жизнь, и Панайотис “становится у ее истоков”: вся его научная и деловая карьера, прямо или косвенно, построена на одном фундаменте — сперме. После Канзаса молодой ученый оказывается в Кентуккском университете (г. Лексингтон) в Центре по изучению животных. Вскоре он выигрывает федеральный патент на продажу человеческой спермы и яйцеклеток и открывает собственный бизнес. Сейчас их у него несколько под общей “крышей” The Zavos Organization, включая две частные клиники искусственного оплодотворения, компанию по доставке и хранению спермы, экспресс-фирму по “анализу семени в комфортных домашних условиях”.
Общенациональное научное внимание д-р Завос привлекает исследованиями взаимосвязи курения и секса и попытками разрушения вируса СПИДа в сперме. Основной научный и практический интерес кентуккского профессора не выходит за рамки искусственного оплодотворения, и сперма приносит ему вполне приличные дивиденды. Король сперматозоидов живет в 600-тысячном доме (по ценам Нью-Йорка или Сан-Франциско добавьте миллион), у него с женой полдюжины раритетных автомобилей. Его компания продает продукты оплодотворения в 26 стран мира на всех континентах. Как сам Завос признает, профессорский оклад лишь скромная добавка к основному заработку. Что ж, в Америке это не порок, а скорее достоинство.
Его коллега д-р Роберт Хомм: “Завос — гений саморекламы, в этой области ему мало равных”. На что Панайотис “скромно” отвечает: “В мировом научном сообществе я уникальная личность”. И в общем, он не далек от истины. Панайотис Завос сделал себе состояние на сперме, а вселенское паблисити на клоне. Соединенные Штаты официально заявили, что не допустят клонирования на своей территории, а кентуккский профессор оповещает мир — клонирование человека состоится не позднее 2003-го года, и он будет одним из авторов. Конгресс страны срочно вызывает “на ковер” взбесившегося ученого, на котором он в позе Галилея заявляет: “А все-таки она вертится! Джинн выпущен из бутылки”.
Насчет джинна профессор Завос в немалой степени прав: не будь овечки Долли, мышей, телят, шимпанзе и прочей живности, вопрос о клонировании человека вряд ли стал бы в практическую плоскость — соблазн под рукой и слишком близок. Не будучи прямым специалистом в области клонирования, Завос отводит себе роль промоутера, лидера команды. Он уже создал, пока еще нигде не зарегистрированный, “Консорциум человеческого клонирования”. За научную часть программы отвечает скандально известный итальянский ученый Северино Антинори, который в 1985 году помог забеременеть и родить 62-летней женщине. О Северино и себе Завос опять же “скромно” говорит: “Мы — простые развозчики пиццы. Если она нужна людям, мы ее доставляем. Если кому-то хочется прожить жизнь снова, почему бы ему не предоставить такой возможности? Но мы не собираемся клонировать Майклов Джорданов (знаменитый баскетболист — прим. ред.). Наш основной будущий контингент — бездетные пары и родители, потерявшие детей. На данный момент мы уже имеем свыше тысячи заявок”.
Любое научное открытие или изобретение влечет за собой шлейф неоднозначных и порой неразрешимых проблем на стыке морали, религии, права. Особо грешат по этой части биология, генетика, медицина — они ходят по лезвию бритвы. Еще никто стопроцентно не ответил, благо или нет аборты, эвтаназия, наркотики, планирование и изменение пола, искусственное продление жизни, трансплантация органов, генетический отбор… Человек все стремительнее вторгается в запретную зону, компетенцию Бога, но имеет ли он на это хотя бы минимальное право?
Современная медицина работает на грани нравственного фола и недаром в ее недрах возникли общества и организации этической направленности. Знание “кухни” позволяет специалистам своевременно и квалифицированно предупреждать общество о грядущих опасностях. В отношении перспективы клонирования человека мнения на редкость единодушны.
Пожалуй, самое авторитетное из них — шотландского д-ра Яна Вилмута. Кстати, всемирно известный ученый был пару лет назад в нашем Луисвилле, и мне довелось присутствовать на его пресс-конференции. Меня поразило его откровение: успешному появлению Долли предшествовали сотни овечьих выкидышей, младенческих смертей, дефекты жизненно важных органов, таких как легкие, почки, печень, мозг. Больше того, с каждым новым поколением от Долли проблемы растут в геометрической прогрессии. Ян Вилмут безоговорочно считает любое намерение клонировать человека морально безотственным и уголовно наказуемым.
В числе первых желающих откреститься от скандального ученого оказалась администрация alma mater Панайотиса Завоса — он уже “хорошо сидел у нее в печенках”. Оборотная сторона славы — с ростом популярности возрастает степень вторжения в частную жизнь, а “скелетов в шкафу” у 58-летнего профессора оказалось немало, хотя сам Завос считает это происками завистников.
Надо отметить, что несмотря на ряд принадлежащих ему бизнесов, д-р Завос не чурается любой работы. В начале 90-х он трудится на парт-тайм в Лексингтонском Баптистском Госпитале, из которого его увольняют “за неэтичное и противоправное поведение” — он использует оборудование и персонал госпиталя в целях личного бизнеса. Кроме того, его уличают в подговаривании пациентов стать суррогатными родителями, что запрещается законом штата. Один забавный штрих: руководство госпиталя издало специальное распоряжение, запрещающее д-ру Завосу находиться в лабораториях одному.
В этом же году ученый совет университета объявляет профессору физиологии и андрологии Завосу выговор за проведение опытов над людьми без специального разрешения. В 1995 году пытливый ученый снова получает административное взыскание за проведение несанкционированных сексуальных опытов.
В 1994-97 гг. суд обязывает его выплатить 492 тыс. долл. по искам за грубое отношение к подчиненным. Профессор пытается срочно перевести личные счета в Грецию, но его попытки во время пресекаются судебными исполнителями.
В начале позапрошлого года Завос получает выговор за халатное отношение к своим обязанностям — в последнее время профессор в основном был не в родном кампусе, а в Японии и Италии, хотя исправно проставлял себе рабочие часы. За совокупность прегрешений администрация университета грозила ученому, злостному нарушителю, увольнением, но, сменив гнев на милость, в обмен на согласие уйти добровольно на пенсию, согласилась дать ему звание professor emeritus с пожизненным 60-тысячным окладом и оплачиваемым отпуском. Сделка состоялась вовремя. В момент объявления о клонировании профессор Завос был уже свободным художником, и за его слова администрация Кентуккского университета никакой ответственности не несла.
…Конечно, не боги горшки обжигают, но смотря какие. Есть области науки, в которых неприемлем хищнический капиталистический наскок — абы прибыль! — где должен властвовать принцип: семь раз отмерь, куда ученые должны идти с чистыми руками и чистыми помыслами.И это непосредственно относится к доктору Завосу, со столь похожей на имя бога фамилией.
Добавить комментарий