Жители Нью-Йорка не так давно получили подарок - роскошный музей восковых фигур, филиал знаменитого лондонского музея Мадам Тюссо.
Мы удостоились особой чести быть приглашёнными ещё до официального открытия и смогли без толкотни, не торопясь, пройти по всем этажам. Вот уж где действительно можно воскликнуть: "Ба, знакомые всё лица!"
В центре зала фонтанирует Рю Пол - скандально известный, выступающий в образе женщины шоумен, у которого есть собственная телепрограмма. Газеты пишут, что у этого мужчины самые красивые женские ноги. Приятно встретить здесь популярных киноактёров Бреда Питта... Талантливейшую Мэрил Стрип, за которой мне довелось наблюдать во время съёмок кинофильма "Выбор Софии". Харрисона Форда знают любители кино во всём мире. Сибил Шепард хорошо знают американские зрители. Английский актёр Хью Грант тоже достаточно известен. Всеобщая любимица, одна из лучших комедийных актрис американского кино Бэт Мидлер. С Вуди Аленом, задумчивым и ироничным, создавшим образ грустного и одновременно неврастеничного интроверта, постоянно копающегося в собственных ощущениях, мы уже пытались сегодня побеседовать. А вот самые занятые сегодня в Голливуде актёры - Джон Траволта... и Сэмюэл Джексон. Певица, киноактриса и кинорежиссёр Барбра Стрейзанд всегда держится особняком. О её коллекциях живописи, скульптуры и ювелирных изделий ходят легенды. И ещё она любит заниматься политикой. Тонни Беннет известен не только как певец, но и как способный художник. А в исполнении поп-музыки в стиле крунинг и свинг он сейчас занял место покойного Фрэнка Синатры. Певица и актриса Шер стоит рядом с актёром Николасом Кейджем. Почему-то среди артистов оказались нью-йоркские политики мэр Джулиани и губернатор Патаки. Наверно, потому, что профессиональный политик должен быть хорошим актёром. Тогда как профессиональный актёр лишь в исключительных случаях становится хорошим политиком. ...У актёра Моргана Фримена я когда-то брал интервью. А вот киноактрису Джуди Фостер сразу и не узнал. По-моему, не очень похожа. Зато певец Элтон Джон узнаваем сразу. Впрочем, как и ведущая телевизионного ток-шоу Опра Уинфри, самая богатая женщина в американском шоу-бизнесе. Не удивительно, что где-то за ней маячат тоже, впрочем, не бедные Тед Тёрнер и Доналд Трамп...
Пол Моретон, директор маркетинга музея, сказал нам в интервью, что, бывало, ему приходилось оставаться в музее ночью один на один с восковыми фигурами, и это было страшноватенько.
- Когда остаёшься с ними наедине, то кажется, они вот-вот задвигаются и заговорят. Есть ощущение, что они следят за тобой. Ты спиной чувствуешь их взгляд. Но как только ты оборачиваешься, они замирают. Впрочем, посетителей при виде наших экспонатов охватывает чувство не страха, а восторга: столько знаменитостей собрано вместе, что глаза разбегаются, и у каждого хочется взять автограф. Особенно радуются дети и подростки, когда видят своих кумиров - актёров, певцов, спортсменов. Здесь их можно потрогать, постоять возле, сфотографироваться вместе...
Пол рассказал нам, что много лет проработал в Лондонском музее Мадам Тюссо. А теперь его пригласили в Нью-Йорк, где потребовался его опыт. До сих пор в мире было всего 3 филиала лондонского музея восковых фигур Мадам Тюссо: в Амстердаме, в Гонконге и в Лас-Вегасе. Теперь появился этот, четвёртый. Разница между Лондонским и Нью-Йоркским музеями, прежде всего, в отборе персонажей. В Нью-Йорке собраны, в основном, те, кого хорошо знают американцы вообще и жители Нью-Йорка в частности.
- А как реагировали на свои восковые изображения сами знаменитости?
- Большинство очень довольны. Они увидели себя со стороны, такими, какими их видят другие. Вупи Голдберг сказала: "Моя восковая копия настолько похожа на меня, что один из моих бывших мужей подошёл к ней и попросил выплатить алименты". Но кое-кто с трудом воспринял свою восковую копию. Понадобилось время, чтобы к ней привыкнуть. Другие же, и их, повторяю, большинство, отнеслись к этому как к признанию своей популярности, или как к забавному курьёзу и неотъемлемой части шоу-бизнеса.
По словам Пола, сначала был составлен огромный список кандидатов. А потом за дело взялась солидная комиссия, состоявшая из американских и английских специалистов - психологов, социологов, историков, художников, скульпторов и дизайнеров. Так были отобраны около 200 знаменитостей, с которых и были сделаны восковые копии.
Этот музей - аттракцион, развлечение для жителей Нью-Йорка и для гостей города, туристов. Сюда приходят и будут приходить целыми семьями. Чуть не с грудными детьми. Потому, что детям здесь можно преподать и урок истории, близко показав президентов, писателей, музыкантов, спортсменов...
И ещё хорошо, что в этом музее не нужно знать английский язык. Всё и так понятно. Вот, например, гость из Бразилии. По-английски ни бум-бум. И прекрасно себя здесь чувствует. Потому, что с восковыми манекенами можно говорить на любом языке. Его жена обожает фотографировать артистов. Она любит Барбру Стрейзанд и мечтает по возвращении домой в Бразилию разыграть своих друзей, сказав, что сфотографировалась вместе с ней. Пускай лопнут от зависти. Наверно, для такой же цели кто-то фотографируется с Вуди Аленом и с другими известными личностями.
Пока здесь не видно лидеров русскоязычной общины Нью-Йорка. Не видно наших собственных знаменитостей. Хотя знаменитостями себя считают очень многие...
Но мы слишком задержались в первом зале. Их ещё много впереди.
...Зеркальный лабиринт. Трудно сориентироваться, куда идти. Вдруг в зеркалах возникает старушка в чепце, вроде Бабушки из сказки про Красную Шапочку. Это Мадам Тюссо собственной восковой персоной. Она творила восковые фигуры, а теперь сама стала таковой. Между прочим, это автопортрет. Такой она сама себя сделала.
Мари Грошхольц, известная под именем Мадам Тюссо, родилась в Страсбурге, Франция, в 1761 году. После смерти отца, мать - Анна Грохшольц - вывезла дочь в Швейцарию, в Берн. Чтобы прокормить себя и девочку, она устроилась гувернанткой к врачу, увлекавшемуся лепкой из воска копий человеческих органов. Со временем врач стал больше зарабатывать лепкой восковых копий, чем медицинской практикой. Мари, наблюдая за работой врача, многому научилась. Благодаря природному таланту скульптора и фотографической памяти на лица, она добилась больших успехов и стала получать заказы от членов королевской семьи, от других богатых и известных людей. Был среди них и Бенджамин Франклин, тогдашний американский посол в Париже.
Мы в творческой мастерской Мадам Тюссо. Она лепит с натуры Франклина. Это было в 1783 году...
Итак, мы попали во Францию 18-го века. Это было страшное время Французской революции, главной героиней которой была... гильотина. Мы видим, что Мадам Тюссо была не только скульптором, но и летописцем тех лет. Об этом не так часто говорят, но эта великая женщина наглядно продемонстрировала, что такое революция. Жестокость, кровь, отрубленные головы - вот что стоит за Марсельезой, за взятием Бастилии, за Великой Французской Революцией, начавшейся 14 июля 1789 года. Мари Тюссо новые власти силой заставили выполнять в воске посмертные маски казнённых. В числе первых были головы королевы Марии-Антуанетты и короля Людовика 16-го. В результате кровавого террора на гильотину было отправлено около 3 тысяч человек. Кстати, гильотина названа так по имени её изобретателя - врача Гийотена. Смерть наступала мгновенно. Голова скатывалась в корзину. Тела сбрасывали в общую безымянную могилу. А Мадам Тюссо в это время без устали лепила головы казнённых особ, которых она хорошо знала. Революционный террор держал в страхе всю Францию. Человека могли послать на гильотину ни за что. Мари Тюссо тоже арестовали, посадили за решётку, голову обрили наголо, готовя к казни. В камере Мари познакомилась и подружилась с другой смертницей, Жозефиной, будущей женой Наполеона Бонапарта. Обе чудом избежали казни. Наконец, Наполеон пришёл к власти и силой подавил террор. По просьбе Жозефины он позировал Мадам Тюссо. Вот он, стоит при параде, рождённый Революцией и уничтоживший её. Принято считать, что Наполеон был маленького роста. Оказалось, нормального, среднего. А по сравнению с рядом стоящим и одетым под Наполеона лилипутом Чарлзом Страттоном из американского цирка Барнума Наполеон просто... баскетболист какой-нибудь. Кстати, Барнум ещё тогда, в середине 19 века, просил Мадам Тюссо продать ему музей восковых фигур или хотя бы устроить экспозицию в Америке. Но тогда Мадам Тюссо не проявила к предложению интереса. В то время она уже эмигрировала из Франции в Англию. Уехала с детьми одна, оставив мужа. Всё начала сначала. Благодаря таланту и предпринимательским способностям открыла в 1845 году музей восковых фигур, ставший впоследствии столь знаменитым.
Теперь филиал этого музея - в Нью-Йорке. Здесь можно увидеть, как создаются восковые скульптурные портреты. Как подбираются волосы... зубы... глаза... Сначала делаются заготовки, полуфабрикаты, а потом им придают индивидуальные качества, идёт, так сказать, подгонка под оригинал. По словам нашего гида, на одну пару глаз у художника-скульптора уходит 10 часов работы.
Вообще за 200 лет разработана особая техника создания скульптурного портрета из воска, но в основе лежат принципы, заложенные самой Мадам Тюссо. Человека, согласившегося позировать, многократно фотографируют, делают сотни замеров. Первый вариант фигуры делается в глине. Затем отливается форма и заполняется стекловолокном для прочности. А голова лепится из воска. Следующий этап - цвет кожи, глаза, зубы, волосы. На даже когда всё готово и скульптура занимает своё место в музее, работа над ней продолжается ежедневно. Не должны поблекнуть ни лицо, ни волосы, ни одежда, ни ювелирные украшения. Каждый день надо поддерживать блеск бижутерии, мыть волосы, подновлять грим, снимать пыль, чистить обувь... Внимание к деталям - вот что делает стандарты музея Мадам Тюссо столь высокими. Даже линии руки, рисунок ладони должен соответствовать оригиналу. Представляете, сколько слепков рук знаменитостей хранится в архивах музея! Скульптурный портрет хорошо известной всем личности должен быть не только точным по размерам и цвету, но должен сохранить индивидуальность. Для этого надо найти типичную для этого человека позу, поворот головы, выражение глаз, даже зафиксированное в данный момент состояние души. И соседство одной фигуры с другой должно иметь свою историческую логику. Так, например, Баффало Билл (настоящее имя Уильям Коди) стоит рядом с Ситтинг-Буллом. Вот вам и урок истории США. Легендарный американский ковбой, героизированный персонаж. Во время гражданской войны служил в Канзасской кавалерии, затем занимался конной охотой на бизонов, чтобы кормить строителей железной дороги от Канзаса до тихоокеанского побережья США. В течение 4 лет участвовал в 16 крупных битвах против индейцев. Потом ушёл из армии, стал актёром, а через 11 лет занялся литературой и написал несколько автобиографических романов, прославлявших Баффало Билла. Самой большой известности добился созданием нового аттракциона: театрализованной постановкой на городских площадях битв ковбоев с врагами. Одним из таких врагов белых поселенцев был Ситтинг Булл, вождь индейского племени Сиу. Племя промышляло, главным образом, конной охотой на бизонов. Ситтинг Булл был известен и как шаман, и как воин, возглавлявший борьбу индейцев сиу против власти белых в США. Он отказался уйти в резервацию, и американское правительство направило войска в Монтану на усмирение взбунтовавшихся индейцев, для которых имя Ситтинг Булла стало символом сопротивления белым. В 1890-м году Ситтинг Булл был убит.
В этом зале все фигуры исторические. Михаил Горбачёв стоит напротив Рональда Рейгана. Горбачёв, на мой взгляд, не очень похож. А вот Арафат - похож. Можно незаметно за бороду дёрнуть. И команданте Кастро тоже. "Куба - си, янки - но". Нельсон Мандела... С Далай-ламой я встречался на пресс-конференции, когда он приезжал в Нью-Йорк. А вот с Папой Римским не довелось ещё (если не считать, что в 1980 году я стоял на Рождественской мессе в Риме, в Соборе Св. Петра в непосредственной близости от Иоанна-Павла Второго).
...Президентов Авраама Линкольна и Джорджа Вашингтона объединяет не время, а место. Рональда Рейгана уважаю. Мне он помнится гораздо старше, а здесь он очень молодой. Вот ещё одна приятная встреча: "между тучами и морем Голда Меир - буревестник"... И Джон Кеннеди не такой, каким мы его знали по фотографиям. Простоват. Колин Пауэлл ещё в форме генерала. Но этого человека рано делать музейным экспонатом: его карьера ещё не кончена. ...Мартин Лютер Кинг... Приятно постоять рядом с самим Сальватором Дали, на котором красуется петух... Принцесса Диана, единственная, огорожена. Популярность её для меня загадочна... А вот Пикассо не огорожен. Он сидит на стуле, и сигарета в руке будто только что погасла.
...В зале культуры глаза разбегаются: столько знакомых лиц. Чарли Чаплин... Глен Миллер (помните "Серенаду Солнечной долины"?)... Дюк Элингтон, которого я видел и слышал лет 30 назад в Москве. Кого-то из них мы знали лишь понаслышке. Так вот какими они были в жизни!..
...Оказывается, глаза разбегаются не только у меня. Беру интервью у посетителей:
- Здесь очень интересно. Каждая фигура вызывает массу воспоминаний, ассоциаций... Эта коллекция - очень американская, очень нью-йоркская...
- Некоторые копии ужасно похожи. И это забавно. Если кто-то на минуту замирает, трудно отличить живого посетителя от восковой фигуры.
Любимица американских телезрителей - героиня сериала "I love Lucy". Я тоже люблю Люси. Что особенно приятно в этом зале - можно услышать голоса своих любимцев.
Одна грузная посетительница музея присела на скамью, видимо, чтобы углубиться в воспоминания, получить более глубокое удовольствие от созерцания звёзд кино и эстрады.
- Нет, у меня просто коленка разболелась. Вот посижу и пойду дальше искать Брюса Спрингстина. Я росла с ним. И ещё хочу поближе рассмотреть группу Биттлз.
Вот они - кумиры нескольких поколений: Пол Маккартни, Ринго Стар, Джон Леннон, Джордж Харрисон... Кстати, с Маккартни я не так давно встречался в Палате Славы композиторов-песенников, а у Ринго Старра даже брал интервью. И ещё один кумир - король рок-н-ролла Элвис Пресли... Киноактёр Джон Уэйн, каким его мир помнит по многочисленным вестернам... И опять певцы: Фрэнк Синатра... Дайана Росс... Вдруг - боксёр Мухаммед Али, когда он ещё был полон сил... Американские астронавты, ступившие на лунную поверхность... И опять звёзды поп-музыки: Мик Джаггер... Элтон Джон... Почему-то президента Никсона устроители поместили среди артистов, а не политиков. По-моему, это не корректно и просто не справедливо. Здесь уже попахивает политическими пристрастиями. А музей должен придерживаться нейтралитета. (Если сюда поставят президента Клинтона, это ещё можно понять: он ближе к артистам - на саксофоне играет.) ...Певица Мадонна... За ней Принц... Тина Тёрнер... Джеймс Браун. С ним я тоже встречался: когда он поёт, забываешь, что мир слушает его песни уже лет 50!
...Вот и я дождался своего звёздного часа: извините, меня ждёт Стивен Спилберг. Он пригласил меня, чтобы посоветоваться... Это у меня воображение разыгралось при виде знаменитого кинорежиссёра, возле восковой фигуры которого можно присесть и сфотографироваться.
...Честно говоря, я думал, что баскетболист Майкл Джордан повыше... Майкл Джексон... Боксёр Эвандер Холифилд... Вроде бы рядом должен быть его соперник Майк Тайсон. Что-то не видно... Если нет Тайсона, кто же тогда Эвандеру ухо прокусил?.. Буш-младший и Ал Гор... Когда их лепили, ещё не было известно, кто из них станет президентом.
...Нас впускают в круглый зал, где показывают панорамное стереокино под названием "Это случилось в Нью-Йорке". В фильме сочетаются архивные киноматериалы, объёмные фотографии, компьютерная графика... Зрители в новогоднюю ночь, как бы сидя в фаэтоне, совершают путешествие во времени по Нью-Йорку. А в конце фильма с экрана на зрителей падает настоящий снег. Впрочем, в зале тепло и снежинки быстро тают.
А вот в день официального открытия музея было очень холодно. Но, несмотря на пронизывающий ветер, многие были без пальто и холод не испортил праздника. В честь открытия музея Мадам Тюссо по распоряжению мэра Джулиани 42-я улица была перекрыта и движение по ней запрещено. На улице перед входом в музей построили сцену, подогнали прожектора, возвели трёхъярусные мостки для теле - и фотокорреспондентов. На сцену по одному выходили многие из тех, чьи восковые фигуры установлены в музее.
Карим Абдул Джабар, как говорят, самый высокий в США баскетболист, сказал, что теперь, когда в музее есть его копия, ему есть с кем, наконец, померятся ростом.
Доналд Трамп до сих пор считал себя человеком высокого роста, но тут понял, что рядом с Джабаром он - жалкий пигмей.
Рю Пол тоже ростом не обижен. Или не обижена. Не знаю, какой род применить - мужской или женский. Мы с этой... личностью поговорим позднее.
Патрик Стюарт очень доволен, что теперь выступает не только в кино, на телевидении и в театре, но и в музее в качестве восковой фигуры. Сам Патрик живёт в Лос-Анжелесе. А вот его сын - в Нью-Йорке. И теперь оттрыск в любой день может прийти в музей и бросить отцу прямо в лицо всё, что о нём думает, не боясь получить ответ.
Боксёр Холифилд, с которым, надеюсь, ещё удастся поговорить отдельно, сказал с трибуны, что никого не боится. Не испугался он и когда увидел себя, то есть свою копию, со стороны. Наоборот, обрадовался, так как смог разглядеть свои уязвимые места.
Барбара Лазарофф - владелица сети ресторанов по всему миру - единственная призналась, что замёрзла. Надо было прийти в шубе, как это сделала лауреат Нобелевской премии по литературе Майя Энджелу, которая сказала, что искусство должно удивлять. Следовательно, вызывающие удивление восковые скульптурные портреты - это настоящее искусство.
Вслед за Лиз Смит, известнейшей в Америке профессиональной сплетницей, на старости лет признавшейся в своей нетрадиционной сексуальной ориентации, вышла Ивана Трамп и подпустила шпильку в адрес своего бывшего мужа Дональда. По её словам, единственное, что их теперь объединяет, это пол в музее Мадам Тюссо. И ещё ей, как женщине, приятно, что её восковая копия никогда не станет старше и в памяти нью-йоркцев Ивана останется именно такой: молодой и красивой.
Генеральный менеджер музея признался, что счастлив, иметь возможность проводить каждый день в столь избранном обществе.
Губернатор штата Нью-Йорк Джордж Патаки назвал Музей мадам Тюссо ещё одним символом возрождения 42-й стрит и всего города.
В центре сцены что-то прячется за занавесом. Но, как мы знаем, если в первом акте висит ружьё, то в последнем акте оно должно выстрелить. Дамы в белых фраках открывают занавес: в раме - фигура певца Тони Беннета. Видимо, ему холодно стоять одному. К нему подходит настоящий Тони Беннет. Кажется, что настоящий чуть ниже своей восковой копии.
...За символическим откупориванием бутылки шампанского последовал бумажный салют... Что ж, праздник удался, ещё один праздник, каких в Нью-Йорке по нескольку на день. Знаменитые гости позируют перед фото и телеобъективами. Казалось, уличная часть торжества закончилась и можно войти в помещение. Ан, нет: прибежал опоздавший мэр Джулиани. Он свалил вину за опоздание на автомобильные пробки и на мэра, который не может навести в городе порядок. Вот теперь комплект почётных гостей полон и нас приглашают пройти в Музей.
Здесь одни пьют шампанское, другие демострируют наряды, третьи дают интервью. В том числе и нам.
Иванна Трамп делает это с удовольствием:
- Я немного говорю по-русски. И хорошо понимаю. До того, как вы начнёте спрашивать меня, я хочу спросить вас: я хорошо выгляжу?
- Почти как настоящая. Но в жизни ещё лучше.
- Спасибо за комплимент.
- А теперь моя очередь спрашивать: чем вы можете объяснить, что ваша фигура тоже красуется в этом музее? Это курьёз? Свидетельство популярности? Признание заслуг?
- Не знаю. Не задумывалась. Люди, фигуры которых вы видите здесь, известны широкой публике по разным причинам. Достижениями в спорте, в политике, в искусстве, в бизнесе. Яркостью личности. Иногда известность может быть и скандальной. Во всяком случае мне приятно, что я тоже здесь. Это забавно: видеть себя со стороны. Мы привыкли смотреть на себя в зеркало и видеть только в одном измерении. К тому же каждый день в нас что-то меняется. А здесь я зафиксирована такой, какая я сегодня, но какой уже не буду завтра. И ещё мне нравится, что я могу посмотреть на себя не через плечо, как в зеркале, а обойти вокруг и взглянуть на себя сбоку и со спины.
- Может быть Барбара Лазарофф тоже хоть немного говорит по-русски? Судя по фамилии, она нам не чужая.
- Нет, я, к сожалению, не говорю по-русски, хотя мои предки по отцовской линии из Киева. Дедушка и бабушка говорили между собой по-русски, и я просила их научить меня русскому языку. Но они хотели, чтобы их дети и внуки были стопроцентными американцами, чтобы скорее ассимилировались. Я мечтаю побывать на Украине и в России, отыскать там моих родственников, помочь им, если надо. Мне часто звонят иммигранты или гости из России с фамилией "Лазарев". Иногда приходят в мои рестораны и говорят, что они мои родственники и что очень хотят повидать меня. Я боюсь, что однажды все Лазаревы придут в ресторан и мне придётся кормить бесплатно всю мою мешпуху. Здесь я стою рядом с моим мужем, одним из самых известных шеф-поваров США. У нас 38 ресторанов. Уже много лет мы устраиваем торжественный ужин для участников церемонии "Оскар". Вообще-то, мой муж уже после позирования скинул больше 15 кг веса, и я не уверена, что он бы себе здесь понравился. Я себе тоже всегда казалась стройнее и выше.
А вот и скандально знаменитый Рю Пол, ведущий популярного телешоу:
- Со дня окончания школы я не интересуюсь политикой. Для меня все политики одинаковы. Мне пришлось позировать три раза: три часа, ещё три часа, и четыре часа. Это - нелёгкая работа: стоять несколько часов в одной позе. Да ещё надо было запомнить эту позу для следующей сессии.
Эвандер Холифилд вблизи оказался милым разговорчивым парнем:
- Как бы хороша ни была копия, оргининал всегда лучше. Во всяком случае, я лучше в оргинале, чем в восковой копии. Но, в целом, я своим двойником доволен. Если бы он ещё и двигался, было бы совсем хорошо. Я бы даже хотел иметь такую скульптуру у себя дома. Люди, войдя ко мне, всегда бы видели меня таким, не стареющим.
- И ещё можно было бы дарить свою копию знакомым девушкам?..
- Ну нет, девушкам я бы предпочёл дарить оригинал.
Поговорить - пожалуйста, но давать автограф Холифилд категорически отказался: права на его автографы проданы только одной компании. Пришлось довольствоваться интервью, фото и телесъёмками. Репортёры пытались взять крупным планом ухо, порванное соперником Майком Тайсоном.
Мэр Джулиани никогда не отказывал нам в интервью:
- Я рад, что этот музей теперь в нашем городе, в районе Таймс-Сквера, куда ведут все дороги мира.
- Как вы себя чувствуете среди всех этих олимийских богов? Тоже богом?
- О нет. Всего лишь восковой фигурой.
Хорошо, если бы и другие политики могли так же трезво и иронично оценивать свою славу, как мэр Нью-Йорка!
Добавить комментарий