С Виктором Блоком, бывшим главным редактором журнала "Вестник", меня познакомил мой друг и руководитель по аспирантуре Юрий Хронопуло, когда в 1977 году он организовал новую лабораторию лазерных исследований в подмосковном городе Долгопрудном. С Хронопуло и Блоком мы занимались не только наукой. На наших "кухонных" семинарах обсуждалось все: от "летающих тарелок" и индийских йогов до советского тоталитаризма и свободы выезда. Очень быстро мы попали на заметку соответствующих компетентных органов, а в 1982 году вместе с другими диссидентами и отказниками образовали "Группу за установление доверия между СССР и США".
После эмиграции Блока в декабре 1986 года, в Москве продолжали функционировать организованные им семинар "Мирные и социальные исследования" и независимая правозащитная группа "Дружба и диалог". Работой семинара и группы руководили Хронопуло и я. Мы стали свидетелями быстрой трансформации советского строя. Первыми признаками такой трансформации стала относительная свобода слова.
Между членами нашего семинара и Виктором Блоком, который обосновался сначала в Бостоне, а потом в Балтиморе, установилась регулярная переписка. Через западных корреспондентов мы передавали Виктору свои письма, статьи и документы, описывающие происходящие в стране процессы. Виктор передавал эти сообщения на радиостанции "Голос Америки", "Радио Свобода", в газету "Новое русское слово".
В 1989 году Виктор тяжело заболел боковым амиотрофическим склерозом и стал инвалидом, в 1990 году мы стали издавать журнал "Вестник". Уже будучи тяжело больным, Блок передал мне большой архив, содержащий более 200 личных писем и документов, которые мы переправляли ему из Москвы с декабря 1986 до середины 1988 года. В этих документах прекрасно передается аромат того уже далекого времени.
Мы будем публиковать некоторые из документов этого архива, которые на наш взгляд, представляют интерес и сегодня.
Ниже публикуются 2 таких документа: список тем, которые обсуждались на семинаре "Мирные и социальные исследования" в Москве с 1986 по 1987 гг., и статья, опубликованная мною в первом открытом независимом журнале эпохи перестройки "Гласность", который редактировал Сергей Григорьянц, и издавать который помогала наша группа.
ДОКЛАДЫ, СДЕЛАННЫЕ НА СЕМИНАРЕ "МИРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ" В ТЕЧЕНИЕ ГОДА (ОСЕНЬ 1986 - МАЙ 1987 гг.)
- Е. Воронов "Еврейский Новый год".
- Ю. Хронопуло "Священные места Южной Америки"
- В. Блок "Причины Чернобыльской катастрофы"
- В. Блок, Б.Калюжный "Математическая модель взаимодействия военного и мирного секторов экономики"
- В. Сойфер "Медико-биологические последствия Чернобыльской катастрофы"
- А. Левин "Узкие места" советской науки"
- С. Рузер "Магендовид"
- Ф Горбульский "Евреи - экзистенциалисты"
- Э. Тукачинская "Творчество Эли Визеля"
- И. Назаров "Как сделать счетчик радиоактивности"
- В. Дашевский "Ханука"
- Д. Шапиро "Финикийская культура"
- Д. Шапиро "Эфиопия. Фаллаши"
- Обсуждение в связи с визитом Поля Гринера. Информация о группе "Независимая инициатива"
- Обсуждение "самороспуска" группы Доверия
- А. Рабинерсон "Возобновляемые источники энергии"
- Концерт Петра Старчека
- Л. Овсишер "Воспоминания: от коммуниста до сиониста"
- М. Кара-Иванов "Компьютерные методы исследования Торы"
- М. Подгаецкий "Подготовка Холокоста. Документы"
- В. Сойфер "Туринская плащаница"
- И. Назаров "По книге Х.Маккаби "Восстание в Иудее"
- М. Членов "Еврейские языки"
- Э. Метлина "Биология стресса"
- Г. Крочик "Происхождение жизни. Наука и религия"
- Дискуссионный клуб: "Экономика и "Перестройка"
- В. Престин "Психология конфликта"
- С. Митрофанов "Парапсихологические методы диагностики и лечения"
- В. Мешков "История создания Израиля"
- Дискуссионный клуб: "Связь политики в области прав человека с экономикой"
- В. Дашевский "Бытие. Адам и Хава"
- П. Полонский "Пурим"
- Дискуссионный клуб: "Перестройка" и права человека"
- Д. Шапиро "Судьба ассирийских отказников в СССР и Афганистане"
- В. Блок "Хранение технологических секретов и обмен научно-технической информацией на Востоке и на Западе"
- В. Блок "Предварительные результаты социологического тестирования Алии. 1985-1986 гг."
Геннадий Крочик: ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ГЛАСНОСТИ
Казалось бы, гласность - это благо. А разве могут быть сомнения? Увы, могут. К рупору гласности пришли не только те, чьи произведения пылились на полках государственной цензуры, но и те, кто эту цензуру осуществлял. Многочисленные статьи, содержащие клеветнические измышления о правозащитниках, евреях-отказниках, активистах религиозных и общественных независимых групп, заполнили центральные советские газеты и журналы. Докатилась эта волна и до центрального телевидения.
В телепрограмме "Позиция", показанной на ЦТ 28 октября, ее главный редактор и ведущий Г.Боровик вылил ушат грязи и клеветы на голову известного правозащитника, бывшего политзаключенного и многолетнего еврейского отказника Иосифа Бегуна. Эта передача вышла в эфир через три дня после появления в газете "Известия" аналогичной клеветнической статьи Б.Антоновского "Зачем ездил на ярмарку Бен Аврахам?" В чем же обвиняется Иосиф Бегун?
Г.Боровик и Б.Антоновский назвали митинг, проведенный евреями Москвы в память жертв Бабьего Яра 27 сентября 1987 года возле Востряковского кладбища "вызывающей националистической провокацией", а самого И.Бегуна - его "подстрекателем". Г.Боровик и Б.Антоновский утверждают, будто бы И.Бегун, получив разрешение на эмиграцию в Израиль, вовсе туда не собирается, а якобы, составив сговор с тайным агентом секретных служб Израиля, остается в СССР, чтобы "поставлять души сионистскому государству". Г.Боровик называет И.Бегуна организатором демонстрации евреев-отказников перед зданием Телецентра и утверждает, что будто бы целью демонстрации являлось представить "американским и сионистским" пропагандистским центрам "антисоветский товар", а именно, "убедить, что никакой перестройки, никакой демократизации в Советском Союзе не было и нет".
Список подобных измышлений можно продолжить и дальше. Однако следует отметить, что выступая, якобы, проводником гласности и демократизации, Г.Боровик и Б.Антоновский забывают сказать, например, что демонстрация перед Телецентром была грубо разогнана милицией и людьми в штатским, что демонстрантов избивали, что более 20 человек было задержано милицией, и что у американского телеоператора перерезали кабель. Конечно же, все это им хорошо было известно, как впрочем и то, что И.Бегун вовсе не собирается оставаться в Советском Союзе, что евреи-отказники на демонстрации требовали лишь одного - разрешить им покинуть Советский Союз, что на митинге на Востряковском кладбище помимо И.Бегуна выступили члены официального Антисионистского Комитета Зивс и Магидсон, чьи взгляды на еврейские проблемы полностью согласуются с лозунгами официальной пропаганды, что представители Гагаринского райисполкома, под чьим наблюдением проходил этот митинг, на встрече с инициативной группой, последовавшей после его окончания, не высказали претензий ни по поводу его организации, ни по поводу характера выступлений ораторов.
Так зачем же понадобилось уважаемому Председателю Советского Комитета Защиты Мира в паре с безызвестным журналистом "Известий" марать свои руки? Один мой знакомый, просмотрев программу "Позиция", сказал, что Г.Боровик во время программы выглядел подавленным, из чего он заключил, что Боровика вынудили сделать свою грязную передачу.
Мне трудно в это поверить. Казалось бы, времена меняются, и Г.Боровику, если бы он этого захотел, вполне можно было бы отказаться от подготовки своей программы. Ведь он понимал, что обвинения, выдвинутые им против евреев-отказников, автоматически могут быть перенесены на всех евреев вообще, как это уже неоднократно бывало в многовековой истории евреев. И, надо сказать, что так и произошло: после программы "Позиция" можно было слышать много нелестных слов в отношении "этих евреев". И это несмотря на то, что Г.Боровик в своей программе, как бы оправдываясь, рассуждает о борьбе СССР против антисемитизма.
Ну, а что же Бегун? Смирился, ограничившись опровержением перед западными журналистами? Слава богу, нет. Полагая, что гласность дана не только в руки боровиков и антоновских, И.Бегун возбудил против Г.Боровика и Б.Антоновского дело в Народных судах Москворецкого и Фрунзенского районов Москвы, требуя защиты своей чести и достоинства и опровержения клеветнических публикаций.
Надо сказать, что у И.Бегуна есть некоторые шансы на успех. Состоявшиеся недавно суды по рассмотрению аналогичных исков свидетельствует, что перестройка все-таки слегка коснулась судопроизводства. В недавних Кишиневских процессах (3, 18, 19 ноября) по искам еврейских активистов А.Когана и Э.Кальницкой против газет "Советская Молдавия" и "Вечерний Кишинев", и корреспондента ТАСС И.Трошина, ответчик чувствовал себя ой как неуютно в непривычной для него позе не государственного обличителя, а обороняющегося. Не пора ли Г.Боровику и Б.Антоновскому принять позу обороняющегося?
1 декабря 1987 г.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Иосиф Бегун репатриировался в Израиль в начале 1988 года. Незадолго до этого он подал иск в один из районных судов города Москвы по делу о клевете. Перед своим отъездом он выдал мне доверенность, согласно которой я был уполномочен представлять его в судах по этому делу. Потом, уже из Израиля, он прислал доверенность, заверенную в самом Израиле. Слушание так и не было назначено, поскольку, как сообщила мне сотрудница суда, суд не признавал доверенность, выданную в иностранном государстве. Через некоторое время власти предложили мне покинуть страну.
Добавить комментарий