Уф, 18 апреля, черный день календаря, позади! На целый год можно забыть о грозной IRS (федеральной налоговой службе) и налоговых неприятностях. Хотя куда от них денешься? Американская народная мудрость гласит: в этой жизни нельзя избежать двух вещей — смерти и налогов. Есть ли налоговая служба в лучшем из миров, пока никто не знает. Но налоговые небеса существуют. Не там, наверху, а здесь. Конкретней, в США.
Правда, кому живется весело, вольготно в американском налоговом раю — вопрос спорный, зависит от того, под каким ракурсом на него смотреть. Богатым кажется, что хорошо быть бедным. И, наоборот. Недавно наш кентуккский главный «чайник» сенатор США Рэнд Пол сказал в интервью популярному шоумену Дэвиду Леттерману (Late Show, канал CBS): «Богатые платят основную долю налогов в стране». Известная финансовая ведущая телеканала Fox News, миллионерша Гретхен Карлсон: «47 процентов американцев не платят вообще ни цента налогов». Выдвиженцы Республиканской партии на высшие посты в стране Джон Маккейн и Сара Пэйлин во время своей избирательной кампании утверждали то же самое. Ари Флейшер, бывший пресс-секретарь Белого дома при Буше-младшем, округлял эту цифру до 50 процентов. Причем, речь идет не о каких-то уклонистах, а вполне законных гражданах, чей низкий доход позволяет им не платить налоги. Но, в то же время, пользоваться общественными благами.
Но блага из волшебного кувшина не возникают, кто-то должен за них платить. Ответ на вопрос «кто?» лежит на поверхности — вторая, более успешная половина Америки. Кто больше зарабатывает, тот больше платит. Отсюда — логичный вывод. Основное бремя налогов ложится на самых богатых. Они-то и тянут налоговый воз американского общества.
Где она, классовая справедливость?
Вопрос, конечно, интересный. Так ли это на самом деле, мне самому разобраться не то, что трудно — фактически, невозможно. Как и абсолютное большинство американцев, я полный дилетант, равно и в финансах, и в налогах. Сведущие знакомые посоветовали мне заглянуть в последние работы Дэвида Джонстона, профессора университета Сиракузы. За Джонстоном слава первого специалиста страны по налоговым вопросам. Он лауреат Пулитцеровской премии, автор трех книг-бестселлеров на «скучную» тему с ярким описанием хитростей закулисья налогового мира. Несомненное достоинство работ Джонстона — объективность. Как настоящий ученый, он ни за «белых», ни за «красных». Он за истину. С некоторыми любопытными фактами и выводами автора я хочу познакомить читателей. Не уверен, что эти знания пригодятся на практике, но одну из граней американской жизни вы будете знать лучше.
Бог создал Землю, юристы и финансисты ее обустроили. Для собственного удобства. Они придумали рынок, банки, биржи, чековые книжки, безналичные расчеты, кредитные карты, оффшоры, суды, адвокатские конторы и многое другое. На все про все написали мудреные законы. Чем путаней — тем жизнь интересней. В том числе, в области налогов. По пути, рождалось пропагандистское налоговое мифотворчество. О самом распространенном мифе мы упомянули — половина населения Америки tax free — свободна от уплаты федеральных налогов.
Под эту категорию «счастливчиков» подпадают американцы-холостяки с ежегодным доходом ниже 9.350 долларов и семейные пары с доходом до 18.700 долларов. На самом деле, ни один человек в США не свободен от налогов, от детей до глубоких стариков. Американцы, все до единого, платят невидимые подати дяде Сэму. Налог на продажу, на бензин, телефонные, коммунальные и прочие сборы. Плюс, низкий доход еще не основание на освобождение от местных и штатных налогов. 11 процентов налоговых поступлений в местные бюджеты пополняют люди с доходом ниже 13 тысяч в год, и всего 4 процента — с доходом 229 тысяч и выше. Остальные 85 процентов дает средний класс. У цифр «налогового рая» есть обратная сторона. Даже формальное освобождение от налогов свидетельство нелицеприятного факта — половина населения самой богатой страны мира живет на грани бедности (по критериям США, — прим. ред.).
В бытовом сознании американцев распространена непреложная аксиома — чем больше налоги, тем больше выплаты из личного кармана. А это никому не нравится — ни бедным, ни богатым. На популистской теме повышения-снижения налогов делаются и лопаются политические карьеры. Одна из собак зарыта в разделении налогов на федеральные, штатные, местные и прочие. В каждой категории широкий простор для законодательных и политических манипуляций.
С какой суммы считать человека богатым? Ответ дает IRS — если годовой доход 229.800 долларов и выше, то вы богатый. Откуда такая сумма, и почему не круглая, не спрашивайте, не знаю. У Минфина и налоговой службы своя логика и свои профессиональные критерии. Ну, не любят они круглые суммы, и все. В любом случае, налог на богатых действительно выглядит грабительским — 38 процентов. И у республиканцев вроде бы есть основания бороться за снижение этой планки. В конце концов, сэкономленные деньги богатых идут не на личное потребление — у них и так все есть — а на расширение бизнеса и создание новых рабочих мест. Бедные и средний класс торопятся лишний цент потратить на себя. Поэтому от снижения налогов этим категориям граждан для экономики мало пользы.
На самом деле, 38 процентов — это фиговый листок. Если американцы с доходом до 106.800 долларов в год платят все виды налогов без каких-либо поблажек, то для особо богатых — особые условия. Они платят эти 38 процентов не с общего годового дохода, а от полученной прибыли. И это, как правило, составляет половину федерального и 1/5 всех остальных налогов.
Больше того, с заветного рубежа в 106.800 долларов начинается капиталистическая уравниловка. Уоррен Баффетт, Билл Гейтс и Сергей Брин платят налоги социального страхования (Social Security), Медикэр и в фонд на случай потери работы ровно столько, сколько предприниматель средней руки. В итоге получается интересная цифра. Рядовой американец платит 22-30 процентов от своих доходов, самые богатые — 16,6 процентов (!).
И это не все. Особый налоговый рай для тех, кому посчастливится попасть под пальмы хедж-фондов. Хедж-фонды — это своего рода оффшор, финансовая масонская ложа для избранных. Членский взнос обычно составляет нескольких миллионов, но игра стоит свеч. Хедж-фонды живут по особым правилам и особым законам. Один из самых успешных менеджеров хедж-фондов Джон Полсон за два последних финансовых года лично заработал девять миллиардов долларов на рынке золота и недвижимости. Это ж сколько налогов с этой суммы! Не огорчайтесь за Полсона. Ноль!
Джон Полсон не прячет от IRS деньги в кубышку, его бизнес под зонтиком специального закона, подписанного Клинтоном в 1993 году и продленного Бушем в 2007-м. В 2010-м Обама, скрепя сердце, продлил закон еще на два года. (Джон Полсон первый из этих двух лет играл на рынке против (продавал, а не покупал) ипотечного (mortgage) рынка, а во второй год вложил в золото, которое поднялось в цене. Конгресс позволяет менеджерам хедж-фондов платить налоги не в текущем году, а с отсрочкой на несколько лет. — Прим.ред.)
Согласно закону, один из богатейших людей страны и возможный кандидат в президенты США Дональд Трамп в течение двух из последних четырех лет не заплатил ни цента налогов. В глазах IRS миллиардеры Трамп, Сорос, Полсон со товарищи юридически на одной доске с бомжами и получателями пособий.
(Крупные инвесторы в недвижимость пользуются налоговыми привилегиями закона, подписанного президентом Клинтоном в 1993 году. Закон позволяет «профессиональным» инвесторам в недвижимость использовать виртуальные потери стоимости недвижимости (paper losses) как реальные потери своего денежного дохода, даже, если в результате получится, что их доход становится отрицательным! Так и было в случае Дональда Трампа. — Прим. ред.)
Особый прием для богатых уйти от налогов, и еще на этом поиметь прибыль — это так называемая «репатриация капитала». В 2004 году Конгресс принял закон, согласно которому 800 крупнейших компаний страны получили специальную налоговую скидку с целью создания новых рабочих мест в стране. Суть ее заключается в максимально возможном возвращении в США полученной за рубежом прибыли и свертывании зарубежных филиалов. Вместо положенных 35 процентов налогов компании стали платить 5,25 процентов. Например, фармацевтический гигант «Пфайзер» за прошлый год «сэкономил» только на возвращении капитала 11 миллиардов долларов. Вместо обещанных 40 тысяч новых рабочих мест на родине, «Пфайзер» за пять лет сократил сто тысяч и перевел их за рубеж. Та же картина и в других компаниях-участницах программы «репатриации капитала».
Для президентов США повышать налоги всегда было признаком дурного тона. Но их все-таки повышали за счет теневых махинаций с налоговым законодательством. Обмануть акул капитализма практически не возможно, на деле, за все про все расплачивается простой народ. Точнее, средний класс. Рейган провел 11 скрытых повышений налогов, Буш-старший — пять, Буш-младший — три. В рамках объявленного республиканцами крестового похода за экономию ожидается, что с будущего года налоговая ноша потяжелеет на 129 долларов для каждого из рядовых американцев. При этом республиканцы настойчиво пробивают налоговые послабления для богатых.
Но может, у нас не так уж все плохо, как кажется изнутри? Для сравнения проф. Дэвид Джонстон берет страны Первого мира, главным образом, Германию. По его мнению, немецкая налоговая система не идеал, но самая оптимальная и умная в мире. На первый взгляд, не лучший пример. Американцы в среднем платят 30 процентов налогов, немцы — 52 процентов. Но немцы за одинаковый труд получают больше американцев. Немец отдает половину зарплаты, но у него есть то, чего нет у американца. Бесплатное здравоохранение, бесплатная учеба в университете или колледже, длительный оплачиваемый отпуск, множество других социальных бенефитов. Для американца за последние 30 лет опасность стать банкротом из-за потери здоровья и трудоспособности увеличилась в 15 раз, для немца она нулевая. Примерно, тем же путем, с некоторыми вариациями, идут Англия, Франция, Канада, Австралия, Япония, Скандинавия.
Правда, это не ответ на «особый» американский путь. У нас, словами Маяковского, собственная гордость. По мнению Джонстона, начиная с Рейгана, это путь наверх по лестнице ведущей вниз. И перечисляет ряд неотложных проблем, которые Америке надо срочно решить. Здравоохранение, школьное образование, физическая деградация нации, углубляющийся разрыв между богатыми и бедными, растущее социальное неравенство, размывание среднего класса, несправедливая налоговая система, ветшающая промышленная и транспортная инфраструктура, бездумное вмешательство в международные военные конфликты...
Вылечит ли кто-то Америку? На этот счет у проф. Джонстона большой скепсис. В назидание он приводит пример с основателем нашей страны. Когда Джордж Вашингтон серьезно заболел, медики стали лечить его в соответствии с представлениями того времени. Пациенту спустили «дурную кровь». Не помогло. Повторили процедуру. Потом снова. Пока президент не умер.
Дэвид Джонстон опасается, как бы наши «лекари» не угробили Америку. Из благих намерений.
Добавить комментарий