Фильм "В лучшем мире" (In a Better World) получил "Оскара" как лучшая иностранная картина.
Поставила его 52-летняя Сюзанн Бир из Дании. Ее родителям, евреям, во время войны удалось спастись, переправившись в Швецию. Сюзанн училась истории искусств в иерусалимском университете, архитектуре в Лондоне, а теперь, закончив датскую киношколу, живет в Дании и занимается кино с немалым успехом. Ее фильмы имеют много номинаций и премий, в основном, на фестивалях второго ряда.
Считается, что Бир следует основанному Ларсом фон Триром "новаторскому" движению "Догма", которое требует отказа от условностей кинематографа. Я видела ее картины "Открытые сердца" (2002), "Братья" (2004) и "После свадьбы" (2006). Мне они показались обычными мелодрамами, куда для злободневности введены мотивы третьего мира (помощь бедным детям Индии, война в Афганистане). Такое датско-дамское либеральное кино.
Введена тема третьего мира и в новый фильм.
Его герой Антон — благородный врач-идеалист, работающий в лагере для беженцев в Африке. Страна не названа, но снимали в Кении.
Антону приходится зашивать беременным женщинам распоротые животы. Их распарывает местный вождь, который заключает пари со своими ребятами — какого пола ребенок в животе. Чтобы узнать, кто выиграл, режут и смотрят. Антон терпеливо зашивает, а когда у вождя случается рана на ноге и в ней заводятся черви, так же терпеливо лечит и его. Но когда пациент отпускает похабную шутку, Антон стаскивает его с койки, и вождя благополучно приканчивает разъяренная толпа соплеменников.
Это был главный злодей.
Еще два злодея обретаются дома, в Дании, куда Антон приезжает на побывку.
Сын Антона, Элиас, тихий и милый мальчик, страдает от преследований хулигана в школе. Хулиган — обычный, распоясавшийся и наглый садист. Но тут в школу приходит новичок Кристиан. Это худенький грустный мальчик. Он только что потерял мать, умершую от рака, и горе отдалило его от отца. Одинокий Кристиан становится другом и защитником Элиаса. В один прекрасный день он жестоко избивает хулигана велосипедным насосом, и тот становится как шелковый.
Со вторым злодеем рассчитались.
Правда, тут папа Кристиана объясняет сыну, что драться нехорошо. Ведь с драк (один ударил, другой ответил) начинаются войны. Интересно было послушать, как датская интеллигенция объясняет своему юношеству причины войн.
Возникает третий злодей. Это автомеханик, болван и хам, который из-за ссоры детишек в песочнице затевает драку с врачом Антоном и дает ему при всех по физиономии. Идеалист Антон выражает обидчику осуждение, но не уподобляется нехорошему человеку и рук не распускает. Больше того — на следующий день он берет с собой своих сыновей и Кристиана, является в гараж к механику и принимается разумно его усовещевать. За что получает на глазах у детей еще пару раз по тому же месту и гордо удаляется, как побитый голубь мира, сообщив механику, что он его все равно не боится.
Единственный нормальный из всей этой компании — Кристиан — не может примириться с таким статус-кво. (Да еще младший сынишка Антона — тот, что играл в песочнице — проявляет признаки нормальности, матеря механика по-черному. Но это уже когда отъехали от гаража, и вообще он совсем кроха).
А Кристиан сооружает бомбу и ночью взрывает машину злодея.
Рассчитались и с третьим.
Но этого авторы принять уже никак не могут.
Начинаются мелодраматические пируэты минут на двадцать. Просто изнемогаешь от того, как фильм изо всех сил старается, но никак не может придти к финалу. Тут и нечаянно раненный той же бомбой Элиас, и страшные волнения, выживет ли он. Тут и покушение Кристиана на самоубийство. Тут и примирение его с папой, который, оказывается, нисколько не повинен в смерти мамы. Тут же, заодно, примирение врача Антона с его женой, совершенно излишней в сюжете, которая весь фильм занималась тем, что не могла простить мужу какую-то прошлую измену. Пленки на эту женщину потрачено огромное количество.
Наконец, удается выдохнуть с облегчением: Антон снова в Африке и, как всегда, ласково улыбается толпе ребятишек, с воплями бегущих за его машиной.
Меня доконало в этом сюжете то, что он претендует на высшую мудрость.
Ее нам разъяснила в многочисленных интервью режиссер Бир.
Человеческая природа, говорит она, всюду одинакова. Поэтому три сюжетных линии фильма — это, по сути, одна и та же история.
Насилие в некоторых ситуациях можно употреблять против очень плохих людей, вроде африканского вождя. И даже можно понять возникающее желание отомстить. Но хорошо бы обходиться без агрессии, которая все-таки хуже, чем миролюбие. Наш фильм, сообщает режиссер, ясно показывает, что прощение, сочувствие и доброта — гораздо более эффективный способ чего-либо добиться, чем насилие, ненависть и мщение. (Ничегошеньки похожего он не показывает!) Все-таки нельзя допускать, чтобы подрастающее поколение видело мир как черное и белое (то есть, добро и зло). Надо растить порядочных, полных сочувствия людей, обладающих сильным чувством морали и долга. А то они могут, как Кристиан, превратиться в террористов. Но это произошло, потому что Кристиан несчастлив и сердит. Еще есть надежда его спасти. Кристиан даже прав, но в краткосрочном смысле. А в дальней перспективе должно быть найдено другое решение.
Всю эту прекраснодушную жвачку я читала на приятном фоне сообщений о том, что разделались с бин Ладеном.
Добросердечие авторов фильма несомненно. Действительно, как хорошо бы обходиться без насилия. И детей надо растить порядочными людьми. Но и велосипедный насос иногда срабатывает. А Волга по-прежнему впадает в Каспийское море.
Артисты, в том числе и юные, играют хорошо. Африканский эпизод придуман и сделан впечатляюще. (Интересно было бы узнать, основан ли он на действительных фактах). Но бедность и плоскость мысли окутывает фильм, как саван.
In a Better World
Режиссер Сюзанн Бир
***
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
* — кошмарный
Добавить комментарий