Вчера, 25 сентября, по каналу КУЛЬТУРА показывали старый фильм–оперу «Борис Годунов» производства 1954 года.
Пронаслаждалась. Великолепны народные сцены, в них нет той жесткой натуралистичности, что смущает в последней – хотя и очень хорошей – постановке Метрополитен Опера, но «народное мнение», переросшее в бунт и определившее судьбу Борисова царствования, отражено в них превосходно.
Певцы и артисты в одном лице (Александр Пирогов, Георгий Нэлепп, Максим Михайлов) выше всяких похвал. Потрясает Иван Козловский в роли Юродивого. Это, пожалуй, наибольшее потрясение в фильме. Кончается картина безнадежно – что соответствует Мусоргскому: Юродивый призывает Русь к плачу в преддверии будущих бедствий.
Я обратила внимание на титры в конце картины, что-то вроде того: «Так Модест Петрович Мусоргский закончил свою оперу». Для чего эта надпись? В голову пришли два объяснения.
Первое: трагедия Пушкина «Борис Годунов» заканчивается иначе, поэтому в конце фильма-оперы требовалось пояснение.
Второе: автор картины, режиссер Вера Строева, боялась, что такой безнадежный конец, связанный с судьбой страны, может быть неверно истолкован всевидящим оком. Потому отвела от себя подозрения.
Если у вас есть еще какие-то объяснения, напишите.
Пушкинская трагедия «Борис Годунов», как известно, заканчивается авторской ремаркой «Народ безмолствует». Ее в последнее время часто цитируют, причем совсем не в том значении, какое она имеет у Пушкина.
У Александра Сергеевича посланник Самозванца обращается к народу:
- Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы.
Это наглая ложь, так как вдову и малолетнего наследника покойного царя только что убили приспешники Самозванца, и народ это знает. Следует ремарка:
Народ в ужасе молчит.
Тот же посланник:
- Что же вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
И вот тут следует то самое, сакраментальное:
Народ безмолвствует.
Народ не хочет поддерживать власть убийц, только что расправившихся с женщиной и ребенком. Чем этот убийца лучше прежнего? Своей моральной оценкой, своей неподдержкой нового претендента на царский престол народ определяет его бесславную грядущую гибель. Что скоро и произойдет, но уже за пределами рассказанной Пушкиным истории.
Итак, в «народной драме» Пушкина ремарка НАРОД БЕЗМОЛВСТВУЕТ означает вовсе не пассивность народа, что подразумевают при современном употреблении этого выражения, а его непокорность. «Мнение народное» в этом случае опять определяет вектор грядущих исторических событий.
Я верю в моральное чутье народа – и в этом иду за Пушкиным.
Если сегодня «народ безмолвствует», это еще не значит, что он соглашается.